Найти тему

Масс-подбор: что это и как с ним работать?

Ненавистный масс-найм, или вы просто не умеете его готовить?
Что это такое? И за что каждый первый рекрутер ненавидит масс-найм? Разбираемся в статье.

HR линейка, Что такое масс-найм?
HR линейка, Что такое масс-найм?

У HR-специалиста, впервые столкнувшегося с масс-подбором, возникает множество вопросов: где искать? как искать? как собеседовать? что делать в первую очередь? Давайте разберемся, что такое масс-подбор и как делать его эффективно.

Масс-подбор, или масс-найм - это когда вам нужно быстро найти и вывести большое количество низкоквалифицированных сотрудников на однотипные линейные специальности (кассиры, продавцы, курьеры, грузчики, фасовщики и т.п.).

Масс-подбор отличает (и именно от этого даже у опытных рекрутеров дергается глаз):

  • большое количество линейных специальностей
  • короткий срок поиска и подбора большого количества персонала
  • большая конкуренция среди работодателей при ограниченности рынка труда
  • специфичность соискателей
  • высокая текучка среди набранного персонала, поэтому конца и края этому процессу нет

Ненавистный масс-найм, или вы просто не умеете его готовить?
Что это такое? И за что каждый первый рекрутер ненавидит масс-найм? Разбираемся в статье.


Чаще всего масс-подбор нужен при открытии новых филиалов компании или расширении производства. Самое главное, что сотрудники на линейные должности нужны прямо сейчас, ведь для бизнеса время - это деньги.

Как эффективно организовать масс-подбор?

  1. Оценить потребность (количество персонала).
  2. Составить профиль вакансии (учесть требования к сотрудникам): навыки, опыт работы, ожидаемый уровень зарплаты.
  3. Написать объявление (вакансию): максимально точно указать условия, требования и вознаграждение, а также выгодные отличия от работодателей-конкурентов.
  4. Определить источники размещения объявления.
  5. Оптимизировать процесс обработки откликов (чат-бот, прозвон, сообщение)
  6. Продумать процесс быстрой квалификации соискателя, приёма, адаптации, вывода на работу.
  7. Объективно оценить возможности своего HR-ресурса: если у вас недостаточно сотрудников/времени/опыта, то имеет смысл обратиться к аутсорсерам, кадровым агентствам.

Как всё это сделать максимально эффективно, радостно и без нервов, мы и собираемся разбираться в нашей группе.

А пока о самом интересном: где искать?

Одна из ошибок в масс-подборе - неверно подобранные источники размещения объявления. Даже идеально написанное объявление не приведет к вам сотрудников оттуда, где их нет.

Хорошо работают:

  • наибольшее число откликов дают сайты вакансий (Авито, hh.ru и т.д.)
  • тематические чаты или каналы в мессенджерах (WhansApp, Telegram и др.)
  • смс-рассылки по готовым базам (своим или покупным)
  • холодный обзвон готовой базы (при условии, что она у вас имеется)

Плохо работают:

  • размещение объявлений в соцсетях или на форумах (однако, не везде: есть регионы или небольшие города, где можно собрать хороший отклик)
  • раздача листовок или расклейка на подъездах
  • объявления в прессе

Высокая конкуренция среди работодателей, ограниченный ресурс рынка труда, ощутимая текучка низкоквалифицированного персонала - всё это усложняет работу HR-специалиста в масс-подборе. Отстроить процесс грамотно и эффективно можно либо самостоятельно, применив все приведенные выше методы, либо с помощью профессионалов - аутсорсинговых агентств, о работе с которыми мы расскажем в следующий раз.