Сегодня, как и раньше, самое интересное начинается с самого простого. Ты нажимаешь кнопку на брелоке, открываешь дверь, устраиваешься за рулем и заводишь мотор. Разница лишь в расстоянии и цели. Год или два назад мы привычно ехали в аэропорт и, оставляя машину на длительной парковке, мчали навстречу новым впечатлениям в салоне самолета. Сейчас все чаще в отпуск или по делам отправляешься на автомобиле.
К счастью, родная страна действительно широка. Помимо лесов, полей и рек в ней есть еще и моря. Не обязательно суровые, холодные северные, но и теплые южные. Середина лета – самое логичное время отправиться по трассе М-4 в сторону солнечного Сочи. Этим заняты десятки тысяч, если не сотни соотечественников. Ну а мы чем хуже?!
Люди, как известно, делятся на две категории. Одни предпочитают максимально быстро преодолеть дистанцию до места назначения и не тратить в дороге ни одной лишней секунды. Для других же сам путь это и есть цель. Дорогу они воспринимают не просто вьющейся лентой асфальта, но полноценным приключением с гигабайтами новых впечатлений и видов. Роуд-трип, короче говоря.
Мне как-то доводилось одним днем ехать из Красной Поляны до Москвы – не самый приятный в жизни опыт, повторять который, без крайней нужды, не пожелаю никому. Поэтому в этот раз к Черному морю будем продвигаться с чувством, с толком, с расстановкой. Постараемся получить максимум за полторы тысячи километров.
Главное, что нужно сделать побыстрее – покинуть запруженную Москву. Вырваться из тисков МКАДа, этим летом скованного масштабным ремонтом дорожного покрытия, и поскорее оказаться на трассе М-4. Теперь пробок не будет долго…
Хайвэй от столицы до Черного моря, может быть, и уступает питерской трассе М-11 по скоростным качествам. Зато сервис здесь налажен куда лучше. Заправок, например, на М-4 гораздо больше. Исключение – отрезок от Липовки до Филоново в Воронежской области. На этом участке АЗС на платном «Дону» не встречаются на протяжении сотни километров. Если едете на честном слове и желтой лампочке, имеет смысл свернуть с «платки» на локальные дороги. Там точно удастся подзаправиться.
Но это, повторюсь, исключение. В остальном АЗС на М-4 радуют и частотой, и чистотой, и уровнем сервиса. Перекусить, помыть руки, выпить кофе – без проблем. Так что сборы в дорогу не должны быть долгими. Единственное, что нужно взять с собой – транспондер для платных дорог.
Да, скидки за проезд по этому удобному девайсу уже давно отменили – спасибо большое, Росавтодор! – но в любом случае терять время на оплату не хочется. С транспондером точно быстрее, чем без него. Сколько раз наш Профи опережал крутые иномарки, еще 10-15 минут назад со свистом обходившие нас по левой полосе!
Пункт сбора доходов как великий уравнитель. Пока одни теряют время в окошках «ручной» оплаты, ты скорым поездом проносишься без остановки. Согласитесь, время лучше тратить осматривая что-то интересное и узнавая что-то новое, а не скучая в очереди перед шлагбаумом.
Что посмотреть по дороге в Сочи? Выбор такой, что можно в принципе не добраться до цели и за месяц… Ну про красавицу Тулу и совершенно отпадную Ясную Поляну даже не буду начинать. Если еще не видели этих красот, нужно просто хватать руки в ноги и ехать. Летом фамильное гнездо Льва Николаевича Толстого особенно роскошно.
Но это только начало. Есть еще маленький, но чрезвычайно живописный Михайлов со своими храмами и Свято-Покровским монастырем. Если время позволяет, можно свернуть с основной трассы.
Любители исторических локаций и мест боевой славы должны обязательно побывать на Куликовом поле. Здесь в сентябре 1380 года в эпической баталии сошлись войска Дмитрия Донского и полчища Золотой Орды под предводительством Мамая. Место великой сечи, ставшее славным днем русского оружия, находится всего в 280 км от Москвы. От М-4 нужно проехать всего около 30 км. Какая ерунда!
Останавливаться или нет в Воронеже – вопрос спорный. Но будьте готовы – зависнуть здесь неожиданно надолго. Один из красивейших парков России – «Алые паруса», завораживающее, расположенное прямо в черте городе Воронежское водохранилище, ну и, конечно, памятник мультипликационному котенку на улице Лизюкова. Как такое пропустить? Можно и просто расслабиться в ресторане 15/86 на крыше бизнес-центра «Сабуров». Приятная обстановка, интересное меню, отличные виды на реку Воронеж.
Есть и другая опция. Не останавливаться в Воронеже, но заехать в музей-заповедник Дивногорье. Огромные плакаты на обочинах М-4 не дадут ошибиться и подскажут где сворачивать. Дивногорье это вовсе не «дивные горы», а дивы – известковые белые столбы, чем-то похожие на храмы. В местечке Селявное расположен Дивногорский Успенский монастырь, строительство которого в середине XV века началось прямо в известняковых пещерах! Где такое еще увидишь?! Словом, обязательно к посещению.
На самом деле, чисто визуальный кайф можно получить и никуда не сворачивая с трассы. Чем ближе к югу, тем больше бескрайних полей подсолнечника. Когда дорога ныряет между холмами, а за очередным подъемом открывается вот такой роскошный вид, слова просто заканчиваются…
У путешествующих на юг всегда есть два вопроса. Где останавливаться на ночлег: в Ростове или в Краснодаре? Монетку подбрасывать не стали. Решили, что Ростов нам ближе. И чисто географически – на 250 км, и с точки зрения логистики – в самом городе меньше пробок, чем в Краснодаре.
Остановились в спокойном и милом местечке Вилла Шафран – тихо, уютно, недорого. Прогулялись по набережным, выпили пива, подивились на меню Leo Wine & Kitchen – едва ли не лучшего ресторана на юге России. Но особо не засиживались – завтра чуть свет снова в дорогу.
Утро встречает ослепительным солнцем и предчувствием очень-очень-очень жаркого дня. Пара сотен километров до Краснодара пролетает незаметно. Профи идет по трассе, как породистый внедорожник. Легковая посадка за рулём, хорошая обзорность и сиденья со всеми возможными регулировками будто созданы для дальних дорог. Ну и кондиционер, конечно. Спасибо, что ты есть!
Если же кондея нет, освежиться можно в каньоне Красный Сулин. Слова «каньон» и Ростовская область необычно выглядят в одном предложении. Еще в 70-х годах XX века заброшенный каменный карьер заполнили воды из подземных источников. Чистейшая и освежающая вода плюс роскошная точка для селфи здесь гарантированы.
На второй день путешествия кажется, что ты уже совсем близко к морю. Большая ошибка новичка. Да, после Краснодара до побережья остается какая-то сотня километров – плевое расстояние после уже отмеренной тысячи с гаком. Только рано радоваться. Последние километры даются нелегко. Особенно сейчас, когда поток машин в Сочи и Крым столь напряженный.
Мы встряли в суровую пробку в Горячем ключе. Никакого ремонта или аварии – просто сужение дороги, летом гарантирующее затор. Тридцать минут ерзания между нейтралкой и первой передачей — и вот Профи, наконец, вновь на свободе. Небольшой бросок через горный перевал, и мы перед главной черноморской развилкой. Направо дорога уходит в сторону Геленджика, Новороссийска, Крыма. Налево через Джубгу и Туапсе горный серпантин неспешно вьется в сторону Сочи.
Впрочем, многие, наверное, уже поняли – в дорогу нас позвали не сочинские пляжи. Нынешний июнь стал суровым испытанием для жителей Краснодарского края. Обильные осадки вывели горные речушки из себя, и вниз понеслись разрушительные селевые потоки. Мы не смогли остаться равнодушными к беде. Во-первых, УАЗ перевел средства в сочинское отделение российского Красного креста. Ну, а во-вторых, мы вновь поставили на колеса одну сочинскую семью.
Трудно забыть пронзительные кадры, на которых сель уносит в море УАЗ Виктории Теряевой. Для нее Патриот был настоящим кормильцем и единственным средством передвижения в семье. Поэтому Ульяновский автомобильный завод принял решение предоставить Виктории автомобиль УАЗ Профи в бессрочное пользование.
Именно на этом полноприводном Профи с двойной кабиной на пять посадочных мест, вместительным грузовым отсеком и богатой комплектацией с пакетом «Комфорт» мы и отправились в Сочи из Москвы, захватив с собой комплект зимней резины. Зима не то чтобы близко, но в общем-то неминуема даже на юге.
Днем 12 июля мы, наконец, добрались до места назначения. Полноприводный УАЗ Профи обрел новый дом и был передан заботам новой владелицы. Надеемся, этот автомобиль Виктория полюбит не меньше предыдущего.
Ну, а наше неожиданное путешествие на этом заканчивается. Впереди ждала электричка, дорога до аэропорта и обратный рейс в Москву. Мы покидали черноморское побережье прямо в разгар отпускного сезона. Впрочем, никаких сожалений. Сделано одно доброе дело, и нам хоть немного удалось помочь людям в сложной ситуации.
Считаем, эти два дня прожиты не зря.