Тема реальных, а не бумажных успехов конкретных пилотов – одна из самых интересных, но и наиболее сложных тем в истории воздушных войн. На данной неблагодарной стезе всегда был, есть и будет ворох проблем: попытки откровенного подлога, наличие «касты неприкасаемых» пилотов, деяния которых рассматривают с крайней неохотой или вообще не рассматривают. Наконец «информационный мусор» бесноватых поклонников того или иного пилота, или вернее, целых ВВС конкретной страны. Но главная проблема, отсутствие доступной и достоверной информации.
К счастью, история нашего героя, Сатоши Анабуки – самого результативного аса армейской авиации Японии Второй Мировой, отсутствием архивных документов не страдает. Основное место приложения сил пилота – Бирманский фронт, было удостоено внимания группы историков, что выразилось в появлении монументальных трудов: двухтомника Bloody Shambles и продолжения: Air War for Burma, где «асу из асов» было уделено повышенное внимание. К тому же пилот, переживший войну и покинувший наш бренный мир в 2005-м году, в 1985-м году разродился книгой воспоминаний Soku no Kawa (за язык никто не тянул).
Официоз.
Родился 05.12.21. В октябре 41-го, после летной школы, был направлен в 3-ю эскадрилья 50-го полка авиации армии (3th Chutai, 50th Sentai), оснащенного истребителями Nakajima Ki-27 (в коде союзников – “Nate”). На таком самолете одержал три победы над Филиппинами.
В июне 42-го полк был перевооружен на Nakajima Ki-43-I «Hayabusa» (в коде союзников - "Oscar") и отправлен на Бирманский фронт, где и провоевал до самого конца войны.
Сатоши Анабуки на Ki-43-I, с именем собственным “Fubuki”, одержал большинство своих побед, уже в декабре 42-го получил звание сержанта причем, хотя в феврале 43-го полк и был перевооружен на модификацию Ki-43-II, использовал свою старую машину.
8-го октября 43-го года, на новой машине с именем собственным «Kamikaze» ( вероятно уже модификации Ki-43-II) в одном бою сбил два P-38 «Лайтнинг» и три B-24 «Либерейтор» (последний тараном), был ранен и посадил на брюхо свой порядком побитый истребитель. За подобное деяния получил внеочередное звание, удостоился внимания высшего командования и был отправлен в метрополию с запретом на участие в боях .
Впоследствии служил инструктором в летной школе Акено. А в декабре 44-го вернулся к активной службе и сбил на Nakajima Ki-84 “Hayate” (в коде союзников – “Frank”) четыре F6F «Hellcat» над Филиппинами, а впоследствии, видимо над Метрополией, на Kawasaki Ki-100 записал на свой счет B-29, доведя свой личный счет до 51-ой заявки на победу. 39 побед считаются официальными (в литературе можно встретить и другие цифры).
Правда жизни.
Из пятидесяти одной заявки на победу Сатоши Анабуки, есть информация (дата, место, участники, обстоятельства) по сорока шести заявкам.
Подтверждение у противной стороны находят только две заявки пилота:
Заявка №2: сбитый 3-го февраля 1942 года у Батаана (Филиппины) Curtiss P-40 Warhawk 17-ой эскадрильи (Pursuit Sqn.). Пилот, 2-ой лейтенант Эрл Стоун (Earl Stone) погиб.
Заявка №4: сбитый 25-го октября 1942 года у аэродрома Чабуа (Индия) Curtiss P-40 Warhawk 51-ой истребительной группы (Figter Group). Пилот, капитан Чарльз Даннин (Charles W. Dunning) тоже погиб.
Двенадцать заявок (10 Hawker Hurricane II и 2 Curtiss Mohawk IV ) в лучшем случае являются групповыми победами, так как на эти же сбитые самолеты претендуют и другие пилоты, в худшем – вымысел пилота, так как в каждом из описанных боев присутствовал значительный оверклайм (превышение озвученных успехов над реальными). Тем более, 50-ый полк, где служил пилот, всю войну отличался весьма вольной трактовкой своих успехов.
Тридцать одна заявка на победу являются в лучшем случае, ошибочной оценкой пилотом результатов собственной стрельбы, в худшем: богатым воображением пилота. Ибо во всех упомянутых боях противник не понес потерь. Естественно, это касается и самого известного боя Анабуки, 08.10.43, когда были «сбиты» два P-38 и три B-24. Именно этот бой удостоился попадания на обложку известного издания по японской армейской авиации:
Мало того, Lockheed P-38 Lightning в версии истребителя появились на театре только через полтора месяца (459th Fighter Squadron) и в этом бою участвовать в принципе не могли. Впрочем, особо и не скрывалось, что такое возвеличивание пилота ни что иное, как «рекламная акция»: гибнущей Империи срочно понадобились герои.
Ну и одна заявка, №31, от 04.04.43 ( Hawker Hurricane II ), вероятно чистый вымысел: боя вообще не было: противник на войну не явился.
Последние заявки (четыре F6F и один B-29) тоже можно отнести к богатому воображению уже не пилота, но писателя мемуаров: место, дата, обстоятельства и даже подразделения, где служил пилот не называются.
Мораль: не пишите мемуары, пустое это. Припомнят.
*В статье использованы данные из открытых источников.