Найти тему
Путешествия души

Греция. Дельфы. Путь древнего за пророчеством

Давайте сейчас попробуем пристроиться за древним греком и посмотрим, что, как и зачем его тянуло в Дельфы.

Тянуло его чувство солидарности со своими согражданами, а также жажда прикоснуться к неведомому, получить совет от самой вещей пифии Аполлона! Но путешествие в Дельфы было удовольствием не из дешевых. Оставим за скобками нашего повествования тяготы древнегреческой дороги и подстережем посетителя уже при въезде в Дельфы.

Итак, добредя до собственно самих Дельф, эллин должен был омыться водой из Кастальского источника и тут же принести принести жертву богу.

С ним связано интересное поверье: если умыть лицо водой из этого источника 3 раза, то получишь вечную физическую красоту, если умыться 6 раз, до вдобавок получишь обновление души, а вот если умыться 9 раз, то либо все обретешь, либо все потеряешь. (Обожаю вот такие легенды, хотя этот самый знаменитый источник выглядит как обычная труба с вытекающей из нее водой).

Так вот, вернемся к эллину. Видите, что творится? Это он купил у здешних торговцев жертвенное животное и пытается теперь узнать, угодно оно богу или нет. Узнавалось это так: на животное надо было плеснуть водой из священного Кастальского ключа. Если животное дернулось от святой воды – значит, бог его не желает. А теперь представьте себе – ну какое нормальное животное не дернется от ледяной воды?!

Короче, бедный эллин принужден был покупать столько животных, пока не попадется совсем уж обкуренный пофигистичный барашек, который от воды не дергался. Тогда радостный грек по-быстренькому приносил барашка в жертву и стремился дальше.

У подножия горы Парнас, там, где начиналась Священная дорога, эллин попадал в лапы торговцев сувенирами. Т.к. располагавшиеся внизу сувенирные лавки предлагали купить в подношение Аполлону его же статуэтку, которую необходимо было поставить к статуе бога, находящейся в храме. (Понятное дело, что эти «сувениры», также и возвращались в лавки – невредимые. Безотходное производство.)

Но это мы забежали вперед. А где же наш грек? Так, вот же он бредет воль Священной дороги, разевая рот от удивления и глазея по сторонам.

И ведь есть от чего: на обочинах главной дороги святилища все самые богатые города Эллады выстроили свои сокровищницы, хвастаясь перед народом своими самыми лучшими всем (копиями статуй, архивов, драгоценностей, оружия, трофеев и пр.).

Медленно эллин ползет дальше, сквозь череду богатств и красот, и вдруг его взгляд упирается в округлый довольно внушительных размеров камень - «пуп земли». Ведь по легенде именно тут столкнулись лбами два орла, выпущенных Зевсом из двух пределов.

Так что и центр Земли соответственно тоже находится здесь – в Дельфах.

Сейчас этот пуп земли и не разглядеть – с ним толпой обнимаются и целуются толпы туристов – чтобы исполнилось загаданное.

(Правда, тот, «истинный» пуп в цветочек убран сейчас в музей – видимо чтобы туристы не зацеловали его до пыли, а на его месте выставлена копия – гладкий валун, совсем без украшений).

Но вот, наконец, грек доползает до главного храма – на мраморных плитах его фундамента – письмена. Это имена освобожденных рабов. Но главная интересность в том, что написаны они в вольном стиле – греки как свободные художники искали себя на протяжении веков, поэтому писали то слева направо, то справа налево, то сверху вниз – короче, муки творчества во всей красе.

Наш эллин заходил в храм, на трясущихся от уважения ногах, приносил статуэтку Аполлону, выкладывал дары и либо оставлял записку с вопросом (если бы грамотный), либо просто говорил свою нужду жрецу.

А потом выходил из храмового могильного холода под палящие лучи солнца, и ничего ему больше не оставалось, кроме как сидеть и ждать выхода пифии.

Но, конечно, наш эллин, застрял здесь надолго в ожидании увидеть вещую пифию. О! А вот и ее, сидящую в триподе, несут жрецы. Ох, сейчас она нам напредсказывает! Про то, как это было, я рассказывала в предыдущей статье.

Однако оставим эллина слушать пророчества и поднимемся чуть выше по горе. Рядом с храмом Аполлона расположен театр Диониса (как обычно, вписан в холмистый рельеф местности).

Еще выше – стадион. Здесь проводились те самые Пифийские игры.

Дельфы – это единственные развалины, в которых мне было интересно. Сочетание вечно обновляющейся, но неизменной природы и жалких, хотя не лишенных очарования остатков древних цивилизаций, создает в душе странное ощущение – покоя и гармонии, с легким оттенком неспешных размышлений.

И именно синтез горнного ландафта с гордыми кипарисами и извилистыми тропинками и концентрированной истории - именно это все вместе вызывает в душе какую-то странную мелодию. До того загадочную, что я сама могу только тихо прислушиваться к ней и позволить ей звучать как можно дольше.

Вида на театр, храм и Пифийскую долину
Вида на театр, храм и Пифийскую долину

PS. Если вам понравилась статья, не забудьте нажать лайк. Комментарии и репосты тоже приветствуются.