Завтра, 5 августа, Международный день светофора. Его изобрели в 1914 году в американском городе Кливленде. В России светофор появился в январе 1930 года в Петербурге — на углу Невского и Литейного проспектов.
Он напоминал настенные часы. Циферблат был разделен на четыре сектора: зеленый сверху, красный снизу и два желтых по бокам. Стрелка ходила по кругу с определенными интервалами, разрешая и запрещая движение. Причем инспекторы никак не могли управлять работой такого светофора. Это было не самым удобным решением, и вскоре «светофоры-часы» были заменены на привычные «трехглазые». Конечно, современные светофоры уже совсем другие. Об эволюции этих устройств в Петербурге рассказал заместитель руководителя Дирекции по организации дорожного движения Петербурга Сергей Зайченков:
– Если говорить о первом светофоре, который был реализован в Санкт-Петербурге, то это было простейшее устройство в виде семафора, он включал либо разрешающий, либо запрещающий сигнал в заданном направлении. Сегодня дорожный контроллер, который управляет светофорами – это очень интеллектуальное устройство. Оно может работать как под управлением Центра управления дорожного движения, так и самостоятельно. Более того, реализованы сложные алгоритмы управления транспортными потоками, и зеленый сигнал светофора зажигается именно в том направлении и именно настолько, насколько это потребуется жителям нашего города.
Сегодня в Петербурге 1776 светофоров, но пока только 65% из них подключены к единой системе управления. Но даже благодаря такому количеству появилась возможность создать сразу 25 так называемых «зеленых коридоров». То есть это протяженные магистрали, которые позволяют двигаться на один сигнал светофора:
– Центр управления дорожного движения собирает всевозможные данные в режиме реального времени о интенсивностях автомобилей по их задержкам и вырабатывает стратегические решения по управлению либо одним светофорным объектам, либо сетью светофорных объектов в зависимости от того, какие алгоритмы настроены. Дорожный контроллер может работать в режиме локального адаптивного управления. У нас два типа контроллеров в Санкт-Петербурге, которые имеют наиболее широкое распространение. Один контроллер опрашивает один раз в секунду, другой один раз в три секунды. В зависимости от того, где востребовано более интенсивное движение и большая длительность зеленого сигнала, дорожный контроллер автоматически продлевает этот зеленый сигнал по наиболее загруженному направлению, проводя по минимуму конфликтные направления, если они не востребованы.
Совсем недавно были опубликованы последние статистические данные. Впервые за всю историю Петербург стал лидером по минимуму трагических дорожно-транспортных происшествий. И за этими успехами стоит, в том числе, и огромная работа по организации дорожного движения и контроля за порядком на петербургских магистралях. Проблемных районов, где не хватает светофоров, где сложные для движения участки, конечно же, хватает. Особенно там, где стремительно возводятся новые дома. Но власти внимательно следят за ситуацией и прислушиваются к жителям. Процесс подключения нового светофора, конечно, весьма длительный, но оно того стоит. А как все устроить, рассказал Сергей Зайченков:
– Любой житель города может обратиться в дирекцию по организации движения Санкт-Петербурга с предложением о необходимости установки светофорного объекта. Мы отрабатываем любое обращение, поданное к нам, будь то электронное или официальное письмо, будь то звонок в диспетчерскую службу. Специалисты проводят транспортное обследование, смотрят на техническую возможность и принимают решение. Если по техническим причинам невозможно вести светофорное регулирование на конкретном адресе, мы пишем развернутый ответ, но в большинстве случаев мы принимаем решение о необходимости строительства новых светофорных объектов. Таким образом, сегодня у меня в работе, в перспективной адресной программе, 537 адресов по которым предлагают ввести светофорные объекты, и по которым принято уже положительное решение. Это сложный инженерный проект с получением многочисленных согласований в Санкт-Петербурге. Если по максимуму брать, то цикл проектирования и строительства светофорного объекта – 1,5-2 года.
Кстати, как такового срока службы светофора не существует. То есть
обветшать и постареть он не может. Потому что каждый объект регулярно моют, чистят, приводят в порядок, и, если вдруг что-то сломается, тут же приводят в порядок. И если вы видите неработающий светофор, можно звонить в дирекцию по организацию дорожного движения, все сигналы фиксируются и оперативно исполняются. Ну а что касается будущего светофоров, то специалисты утверждают, что делать их еще более современными, смысла нет никакого. И так все прекрасно.
– Технологии все понятные, мы пристально следим за европейским, американским и японским опытом. В мире существует пять иерархий систем интеллектуального управления светофорами. Санкт-Петербург, к сожалению, сегодня находится на четвертом этапе, но, к слову сказать, я в этой отрасли практической реализации работаю уже более 15 лет и для города достаточно четвертого уровня автоматизации, которая у нас существует. Пятый уровень не принесет каких-то больших профитов по отношению к четвертому уровню, но при этом потребует сумасшедшего финансирования и нагрузки на бюджет. В данной ситуации это излишне.
Светофоры - нужное, важное изобретение которое облегчает жизнь и автомобилистам и пешеходам. Но не стоит надеяться лишь на светофор, или на внимательность водителей при переходе дороги. Полагайтесь на себя, убедитесь в том, что машины прекратили движения, а светофор горит зеленым цветом, и только тогда переходите дорогу.