Найти тему
NOIR

«Услышав это, англичанин схватился за сердце»: Как Сталин едва не присоединил Ливию к СССР и как наши союзники противостояли этому

По окончании Второй Мировой войны союзники сели за стол переговоров. Решались многие проблемы, но одними из самых острых были вопросы перераспределения части территорий ранее принадлежавших Германии, Италии и Японии. Тогда-то Советский Союз впервые и заявил о своих притязаниях на Триполитанию – историческую область Ливии, находящуюся на севере африканского континента.

Иосиф Сталин
Иосиф Сталин

Ливия до 1911 года была частью Османской Империи. Затем она перешла под управления Италии, став ее колонией и получив свое современное название – Ливия. По окончании Второй Мировой войны и захвата страны английскими и французскими войсками встал вопрос о том, кому теперь будет принадлежать эта бывшая колония проигравших в войне итальянцев.

К этому времени Ливия все еще оставалась отсталым африканским государством. В 1945 году в стране официально насчитывалось всего 16 человек, имеющих высшее образование. Протяженность железнодорожных путей составляла 400 км, телеграф отсутствовал, а среди медиков и инженеров не было представителей коренного населения. Само население Ливии насчитывало около 1 млн. человек. Из них 70% жили в Триполитании – на территории, которыми интересовался СССР.

Зачем она понадобилась Советскому Союзу и лично Сталину? Все просто. Ливия в ее портами обеспечивала Советам плацдарм в Африке и выход в Средиземное море. Понимая, кто его потенциальный новый противник, Советский Союз усиленно пытался закрепиться на этих территориях.

В 1945 году в Сан-Франциско состоялась первая конференция ООН. На ней Андрей Громыко впервые заявил о желании своей страны получить под управление какие-либо территории, при этом их расположение к тому моменту не уточнялось. Американцы отреагировали на это очень осторожно, заявив, что они в принципе не против, но в данный момент не готовы обсуждать вопросы юрисдикции, предложив перенести все на осень этого же года.

-2

Конкретно о Ливии заговорили спустя пару месяцев в Лондоне. Там состоялась встреча министров иностранных дел держав-победителей и вышла она незабываемой. По воспоминаниям генерала де Голля, Жорж Бидо (министр иностранных дел Франции 1944-1946 года) рассказывал о более чем бурной реакции англичан и американцев.

Советские дипломаты начали издалека, заявив, что в Ливии набирает обороты национально-освободительное движение, которое хочет поддержать СССР. Для этого было бы неплохо построить там небольшую советскую военную базу. Услышав об этом, Эрнест Бевин – министр иностранных дел Англии схватился за сердце. На заседании пришлось вызвать даже медиков, которые сделали несколько уколов не только англичанину, но и Джеймсу Бирнсу – его коллеге, представляющему Соединенные штаты.

Был ли это спектакль или министры действительно не ожидали подобной «наглости» со стороны Советов доподлинно неизвестно. Однако уже тогда стало понятно, что бывшие союзники «костьми лягут», но не допустят Советы в Средиземное море. Условный нейтралитет по данному вопросу сохранила лишь Франция, предложив отдать спорную территорию под управление Италии, но под контролем ООН.

Молотов попытался напомнить американскому коллеге об условном согласии, которое было получено на конференции ООН, однако Джеймс Бирнс сообщил, что не в курсе данной договоренности.

Вячеслав Молотов и Джеймс Бирнс
Вячеслав Молотов и Джеймс Бирнс

Стоит отметить, что «вождь народов» был готов пойти на уступки, если союзники дадут свое согласие. СССР обязалась взять под свою юрисдикцию только Триполитанию, при этом мы обещали не строить в ней военно-морские базы взамен на разрешение беспрепятственного входа в оставшиеся порты Ливии.

На этой же конференции обсуждалась судьба Додеканесских островов, на которые претендовала Греция. Додеканесс – это архипелаг из 15 больших (самый крупный Родос) и 150 маленьких островов, которые ранее принадлежали Италии. Американцы поддерживали греков, перетянув на свою сторону, французов и англичан, однако Советский Союз, считал, что нельзя рассматривать судьбу Додеканесса отдельно от Триполитании, так как обе территории являлись бывшими итальянскими колониями.

Решение вопроса по Ливии искусственно затягивалось. При этом в стране продолжали оставаться английские войска, которые даже приступили к постройке военно-морских баз совместно с американцами. СССР заявил решительный протест, сообщив, что в стране базируются американские самолеты, а в пустыне Хан возможно и атомные бомбы.

Союзническая оккупация закончилась только в 1951 году, когда страна провозглашена независимой, а ее главой признан король Идрис I. Его правление длилось 18 лет, до момента, когда в стране произошел военный переворот под руководством капитана Муаммара Каддафи. Первым кто признал новую республику, стал СССР.

Леонид Брежнев и Муаммар Каддафи
Леонид Брежнев и Муаммар Каддафи

В период королевского управления были сохранены все военные базы, построенные американцами и англичанами, однако с приходом нового руководства в 1970 году они все были эвакуированы. Также с территорий Ливии были высланы итальянские поселенцы и подписано соглашение с Египтом и Сирией.

Советский Союз не смог добиться выхода в Средиземное море со стороны Африки, однако выстраивание отношение с Каддафи позволило избавиться от военных баз Америки и Англии, тем самым изменив направление политики в регионе.