Найти тему
Тайны искусства

Ли Краснер: художница, пережившая своего знаменитого мужа и обретшая величие

Палингенезис (1971) Ли Краснер
Палингенезис (1971) Ли Краснер

Некоторые художники более известны, чем другие, это очевидно. Но что касается художницы Ли Краснер, то ее муж, Джексон Поллок, даже при жизни был легендой

Когда он погиб в автокатастрофе в 1956 году, Краснер переехала в его студию в сарае в Спрингсе и постепенно сама стала признаваться как художник-новатор (которым она, собственно, всегда и была), художник, чье развитие от коллажа, вдохновленного кубизмом, до свободного экспрессионизма составляет важную историю американского искусства 20-го века.

Краснер была женщиной, работающей в мужском мире. Группа художников, к которой она принадлежала, американские абстрактные экспрессионисты, в которую входили такие известные имена, как Марк Ротко, Уильям де Кунинг и Барнетт Ньюман, формировала гипермужскую среду.

Как по стилю, так и по содержанию, картины Краснер легко стоят на уровне с картинами ее коллег-мужчин, а возможно, даже превосходят их. Вот ее история.

Юношеская решимость

Фото Ли Краснер, 30 лет.
Фото Ли Краснер, 30 лет.

Родившись в Бруклине в 1908 году, к 14 годам Краснер уже решила стать художницей. Она поступила на единственный в Нью-Йорке художественный курс для девочек в школе имени Вашингтона Ирвинга, где получила образцовое художественное образование и проявила себя как знаток анатомии человека.

Автопортрет, Ли Краснер.
Автопортрет, Ли Краснер.

Три автопортрета, сделанные в подростковом возрасте, заявили о её самосознании начинающего художника. На автопортрете 1928 года она использует густые мазки кисти, чтобы изобразить лесистый пейзаж позади. Возможно, наиболее примечательным является то, как она изображает себя, жадно вглядывающуюся в мир серьезными и полными вопросов глазами.

Влияние экономической депрессии 1930-х годов втянуло Краснер в орбиту программы "Новый курс Америки" – совокупность различных проектов, учрежденных президентом Франклином Д. Рузвельтом во время Великой депрессии.

Краснер получила несколько важных заказов, которые позволили ей по-настоящему раскрыть свой стиль. Один из них заключался в создании абстрактной фрески для WPA (Works Progress Administration), агентства "Нового курса", этюд для которой представлен ниже.

Фреска без названия, Ли Краснер
Фреска без названия, Ли Краснер

Другая работа - оформление витрин универмагов для Проекта военной службы - позволила ей поэкспериментировать с техникой коллажа "вырезать и вставить", используя вырезки из журналов и газет. Эти экспериментальные работы открыли для Краснер более авангардную форму создания искусства.

Развивая свой стиль

Луна в пустыне, Ли Краснер.
Луна в пустыне, Ли Краснер.

Существует прямая связь между этими ранними работами и серией абстрактных работ на холсте, созданных Краснер в начале 1950-х годов. В них Краснер использовала разорванные полосы окрашенного холста, старой бумаги и рогожи для более глубокого изучения кубистического принципа рассеянных форм и равномерного распределения визуального интереса по холсту.

Ее использование цвета также было удивительно сложносочинённым. В работе, "Луна в пустыне" (1955), обратите внимание на трепетный контраст между плавающими розовыми бликами и насыщенным оранжевым фоном позади, и все это уравновешивается осколками чистого черного цвета.

Искусство того времени уже несколько десятилетий задерживалось на стыке абстракции и символизма, не зная, где раскрыть глубины выражения: в знаках и символах или в материальных составляющих самой картины. Возникли мощные и, казалось бы, бесконечные возможности пространственной двусмысленности, качели между вещами, изображенными красками, и краской как вещью, обладающей собственной выразительной ценностью.

Голубой уровень, Ли Краснер
Голубой уровень, Ли Краснер

По мере своего развития, непосредственные художественные цели Краснер вращались вокруг формальных нарушений кубизма. Ее ранние эксперименты послужили основой для кульминационного периода середины 1950-х годов, когда она создала несколько наиболее сложных и впечатляющих работ.

"Голубой уровень" (1955) (на фото выше), демонстрирует, насколько искусна она была в композициях с напряжением и натяжением. Пространство - чистая выдумка, где огромные рваные силуэты черного цвета спиралью закручиваются вокруг колонн синего цвета, на которые наложены рваные полосы голого рогожа и оранжевые блики. Многослойность здесь безупречно плотная, никогда не расточительная и не чрезмерная.

Пророчество, Ли Краснер.
Пророчество, Ли Краснер.

Годом позже Краснер возобновила свою связь с кистью, создавая бурные полуфигуративные портреты в более свободных, жестикуляционных формах. Такая работа, как "Пророчество" (1956), изображает переливающиеся шары розового цвета, очерченные черным, и предопределяет направление, которое примет ее творчество в течение следующих нескольких лет.

Жизнь в тени Поллока

Несмотря на свой прогресс как художника, Краснер с трудом добивалась внимания к своим работам, часто получая признание лишь как младший партнер Поллока.

В 1949 году Краснер и Поллок вместе участвовали в выставке под названием "Художники: Муж и жена" в галерее Сидни Джениса. На выставке было представлено несколько художественных комбинаций "муж и жена", включая Виллема де Кунинга и Элейн де Кунинг (урожденную Фрид), Бена Николсона и Барбару Хепворт, Жана Арпа и Софи Таубер-Арп.

Один из рецензентов журнала ARTnews так описал проблемную ситуацию Краснер: "Среди некоторых из этих жен есть тенденция "приводить в порядок" стили своих мужей. Ли Краснер (миссис Джексон Поллок) берет краски и эмали своего мужа и превращает его безудержные, размашистые линии в аккуратные маленькие квадраты и треугольники".

Смерть Поллока

«Пророчество» (1956) было создано в то время, когда отношения Краснер и Поллока начали ухудшаться из-за его продолжающегося алкоголизма и неверности. У Поллока был роман с художницей Рут Клигман, и эта ситуация заставила Краснер уехать из Америки в Европу, где она жила у друзей.

Тем же летом Поллок погиб в автокатастрофе недалеко от их дома на Лонг-Айленде. Краснер немедленно вернулась из Европы.

После аварии Краснер создала еще три картины, которые продолжили биоморфную нить "Пророчества". "Живопись не отделена от жизни", - говорила Краснер об этом периоде. "Она едина. Это все равно, что спросить: хочу ли я жить? Мой ответ "да" - и я рисую".

Больше и смелее

С конца 1950-х годов - возможно, из-за того, что Краснер больше не жила в тени Поллока - ее работы приобрели более масштабный характер. Цветовая палитра упростилась до свободных тонировочно-коричневых тонов, очевидно, в результате хронической бессонницы: Краснер начала работать по ночам и не любила использовать цвет при искусственном освещении.

Следы кисти метались по картинным пространствам, прыгая и шлепая с той степенью спонтанности, которая отсутствовала в ее ранних работах. Это плотно свернутые пружины энергии, как бьющаяся в крыльях энергия стаи птиц.

Цвет вернулся в начале 1960-х годов с переходом к ярким красным и зеленым цветам, часто художницей использовался всего один или два цвета на весь холст.

Икар, Ли Крансер.
Икар, Ли Крансер.

В связи с увеличением размеров ее холстов возникает соблазн сказать, что теперь влияние Поллока проявилось в большей степени - как будто Краснер шагнула в освобожденное им пространство, - но это было бы ошибкой. Краска из горшка Краснер почти никогда не капает; ее краска - это след, сделанный намеренным движением кисти, которому позволено соскабливаться и растекаться по холсту. Случай и случайность играют свою роль, но в поздних работах также присутствует осмысленная разреженность, где голый холст проявляется большими дугами. Краснер не пыталась нагрузить холст цветом - не пыталась растворить пространство картины краской, как это делал Поллок, - а пыталась обнаружить пространство внутри него.

Палингенезис (1971) Ли Краснер
Палингенезис (1971) Ли Краснер

Что сохранилось, так это грозный дух Краснер в работе над новыми формами выражения, построенный на 50 годах дисциплины и экспериментов, и венчающий карьеру, которая заслуживает того, чтобы быть оцененной на своих собственных условиях.

***

Спасибо, что дочитали до конца! Пожалуйста, подписывайтесь и ставьте лайк, это очень мотивирует меня делать новые статьи. А если хотите поддержите канал финансово, воспользуйтесь формой ниже:

#картины #искусство #живопись #картина #художник #мировое искусство #картины со смыслом #скрытый смысл #изобразительное искусство