Найти тему
biohacking club

Эволюционировали, когда перестали спать днём? Что нового мы узнали о количестве сна человека и приматов

Оглавление

Почему люди спят меньше, чем другие приматы? Ведь мы реально проводим много времени бодрствуя и мало спим, по сравнению с человекообразными обезьянами, мартышками и лемурами. Кстати, возможно, это сыграло одну из ключевых ролей в нашей эволюции.

Сухими ночами в Намибии, охотники-собиратели племени Сан часто спят под открытым небом. У них нет электрического освещения или новых серий на Нетфликсе, которые не давали бы им спать. Тем не менее, они встают рано утром и спят не больше часов, чем типичные американцы или европейцы, которые засыпают, пролистывая ленты соцсетей на своих смартфонах.

Исследования показали, что люди не индустриального общества, которые живут в среде близкой к той, в которой эволюционировал наш вид, в среднем спят менее 7 часов в сутках. Об этом говорит эволюционный антрополог Дэвид Самсон из университета Торонто в Миссиссаге. Это факт становится удивительным, когда мы смотрим на количество сна наших ближайших родственников — приматов. Люди спят меньше, чем любая обезьяна, мартышка или лемур, которых изучали учёные. Дэвид Самсон называет это парадоксом человеческого сна.

Эволюция. Новый взгляд на развитие жизни

Шимпанзе спит около 9,5 часов из каждых 24 часов. Хлопчатобумажные тамарины спят около 13 часов. Мирикины, которые ведут ночной образ жизни, на самом деле очень мало бодрствуют, ведь спят 17 часов в сутки.

«Как это возможно, что мы спим меньше всех приматов?» — спрашивает Дэвид. Известно, что сон важен для нашей памяти, иммунитета, и других аспектов здоровья человека. Предсказуемая модель сна приматов, основана на массе тела, размере мозга и питания, привела к выводу, что люди должны спать около 9,5 часов каждые 24 часа, а не 7-8. «Происходит что-то странное», — комментирует Дэвид Самсон.

Исследование Самсона, проведённое с другими приматами и людьми из неиндустриального общества, выявило различные особенности человеческого сна. Мы проводим меньше часов во сне и при этом находимся больше времени в фазе быстрого сна (REM). Причины человеческих странных привычек сна остро обсуждаются, но возможно, именно они повлияли на то, что мы эволюционировали.

График сравнения сна приматов. Credits: BBC/Knowable Magazine
График сравнения сна приматов. Credits: BBC/Knowable Magazine

Теория социального сна

Миллионы лет назад наши предки жили и, вероятно, спали на деревьях. Сегодня шимпанзе и человекообразные обезьяны всё ещё спят на деревьях или удобных платформах. Они сгибают и ломают ветки, создавая форму чаши, которую можно выстилать лиственными ветками. Некоторые обезьяны, например, гориллы, также строят кровати на земле.

Наши предки переселились с деревьев на землю и стали спать там. Это означало, что у них больше не было преимуществ сна на дереве, включая безопасность от хищников, которые ходят по земле, например, львы.

Окаменелости наших предков не показывают их количество сна, поэтому, чтобы узнать о том, как спали древние люди, антропологи изучают современные неиндустриальные общества — это лучшее, что у них есть.

«Это удивительная честь — возможность работать с такими сообществами», — говорит Самсон, который работал с охотниками-собирателями Хадза в Танзании, также с племенами на Мадагаскаре, в Гватемале и в других частях света. Участники исследования обычно носят устройство Actiwatch, похожие на фитнес-трекеры Fitbit, но с дополнительным датчиком для записи режима сна.

Гайди Йетиш, эволюционный эколог и антрополог из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, также провёл время с племенами Хадза, как с Цимане в Боливии и Сан в Намибии. В статье 2015 года он писал, что оценил сон во всех группах и обнаружил, что в среднем он составляет от 5,7 до 7,5 часов. По этим данным вполне логично, что угроза хищников привела к тому, что люди начали спать меньше.

Формирование привычек

Как тренировать свой мозг с помощью рутины?

Таким образом, похоже, что люди стали нуждаться во сне меньше, чем родственники-приматы. В анализе 2018 года Дэвид Самсон показал, что люди сделали это не сокращая фазу быстрого сна, которая связана с наиболее яркими сновидениями. Если предположить, что другие приматы видят яркие сны, то получается, что люди могут провести большую часть ночи в сновидениях. Кроме того, люди более гибкие в решении когда будут эти часы сна.

Дэвид Самсон изложил материал, который узнал, в свою так называемую гипотезу социального сна в статью от 2021 году в Annual Review of Anthropology. Дэвид считает, что эволюция человеческого сна — это история о безопасности, которую можно передать в цифрах. По словам Самсона, короткий и гибкий по времени сон, вероятно, развился из-за угрозы хищников, когда люди начали спать на земле. Он считает, что ещё один способ обезопасить себя, был сон в группе с сородичами.

-3

«Мы должны думать о ранних человеческих лагерях и группах, как о раковине улитки», — говорит антрополог. Группы людей могли иметь простые и общие убежища, а огонь мог согреть всех и отпугнуть насекомых. К тому же некоторые члены группы могли спать, пока другие дежурили и спали в другое время.

«В пределах своей безопасной группы-раковины, вы могли бы вернуться и вздремнуть в любое время», — представляет Самсон. Однако он и Йетиш расходятся во времени относительно дневного сна в нынешних неиндустриальных сообществах. Самсон сообщает о дневном сне среди людей из племени Хадза из Мадагаскара, а Йетишь говорит, что по его опыту дневной сон случается нечасто.

Дэвид Самсон также говорит, что эта групповая безопасность для сна облегчила нашим древним предкам путешествие из Африки в более холодный климат. Таким образом, антрополог рассматривает сон, как ключевой сюжет в истории эволюции человека.

Но не так то просто: противоречивые комментарии учёных

Вполне логично, что из-за угрозы со стороны хищников, люди спят меньше, чем приматы, считает Изабелла Капелллинни, эволюционист и эколог из Королевского университета в Белфасте, в Северной Ирландии. В исследовании 2008 года, она и её коллеги обнаружили, что млекопитающие, подверженные большому риску нападения хищников, спят также меньше в среднем.

Но Капелинни не уверена, что сон человека сильно отличается от сна приматов. Она указывает, что существующие данные о сне приматов получены от животных, живущих в неволе. «Мы до сих пор мало знаем о том, как животные спят в дикой природе», — говорит Изабелла.

В зоопарке или лаборатории, животные могут спать меньше, чем обычно из-за стресса, или они могут, наоборот, спать больше, ведь не встречались с хищниками или «просто, потому что животным скучно», — подчёркивает Изабелла. А стандартные лабораторные условия, когда света даётся равномерно по 12 часов в сутках, могут не соответствовать природным в течении всего года.

-4

Нейробиолог Нильс Раттенборг, изучающий сон птиц в институте орнитологии Макса Планка в Германии, считает теорию Дэвида Самсона интересной. Но Нильс говорит: «Я думаю, это во многом зависит от того, точно ли мы измерили сон у других приматов». И есть основания подозревать, что нет.

Проводя исследование в 2008 году, Раттенборг и его коллеги прикрепили устройства электроэнцефалографии к трём диким ленивцам и обнаружили, что животные спали по 9,5 часов в день. При этом более ранние исследования содержащихся в неволе ленивцев фиксировали почти 16 часов сна в день.

Если исследователи соберут больше данных о часах сна диких животных — это им очень поможет. «Но сделать это технически сложно, — говорит Раттенберг, — Есть ощущение, что приматы бы потратили много времени, пытаясь снять оборудование».

Короткий сон положил начало развития культуры?

Древние люди, возможно, променяли несколько часов сна на обмен информацией и культурой, собираясь у костра по вечерам.

Если бы у учёных была более чёткая картина сна приматов в дикой природе, могло оказаться, что человеческий сон не сильно короткий. «Каждый раз, когда кто-то утверждает, что люди чем-то особенные, мы находим больше данных, по которым становится понятно, что не такие уж мы и особенные», — говорит Изабелла Капеллини.
Йетишь, изучающий сон в небольших племенах, сотрудничал с Самсоном в исследовании. «Я действительно думаю, что социальный сон — это решение проблемы обеспечения безопасности в ночное время», — говорит он. «Однако, я не думаю, что это единственное решение проблемы».

Он отмечает, что в племени Цимане, иногда есть стены в домах, которые обеспечивают безопасность без человеческого наблюдения. И у Йетиша были люди в изучаемых группах, которые утром рассказывали исследователю, каких именно животных они слышали ночью. Звуки будят большинство людей ночью — это может быть ещё один уровень защиты от хищников.

Сон в группах является естественным продолжением обычной дневной жизни, независимо от хищников, что подмечает Йетишь. «По-моему, люди никогда не бывают одиноки в таких сообществах».

Йетишь описывает типичный день Цимане: проведя день за различной работой, группа собирается вокруг костра, пока готовится еда. Они едят вместе, затем задерживаются у костра в темноте. Дети и матери постепенно уходят спать, пока остальные остаются, разговаривая и рассказывая друг другу истории.

credits: Хорхе Фернандес, источник BBC
credits: Хорхе Фернандес, источник BBC

Поэтому Йетишь предполагает, что древние люди, променяли часы сна на обмен информацией и культурой, общаясь вокруг угасающего костра. «Эти часы неожиданно стали весьма продуктивными», — говорит учёный. Наши предки, возможно, сократили свой сон, потому что вечером у них были более важные дела, чем отдых.

Сколько мы спим и сколько мы хотим спать — это разные вещи. Самсон и другие исследователи, спросили участников исследования из Хадза, об отношении к собственному сну. Из 37 человек 35 сказали «достаточно». Среднее количество времени, которое они спали, составляло 6,25 часов в сутках. Но они часто просыпались, и всем требовалось провести в постели около 9 часов, чтобы получить эти 6,25 полноценного сна. Это было в исследовании 2017 года.

Напротив, в исследовании за 2016 год в Чикаго, в котором приняли участие почти 500 человек, показало, что люди проводили столько же времени в постели, фактически спали не меньше, чем Хадза. Тем не менее почти 87% респондентов опроса заявили, что по крайней мере 1 день в неделю они не высыпались.

Почему же нет? Саймон и Йетишь говорят, что проблемы со сном могут быть связаны со стрессом или циркадными ритмами. Или, может быть, нам не хватает людей, с которыми мы эволюционировали в группе, чтобы спать спокойнее. Когда мы изо всех сил не можем заснуть — появляется несоответствие между тем, как мы развивались и как живём сейчас. «По сути, мы изолированы от группы и это может влиять на сон», — говорит Самсон.

«Проклятье изобилия»

Или новая противоречивая гипотеза о том, как впервые возникла цивилизация

Что особенно важно в этом исследовании?

Понимание того, как эволюционировал человеческий сон, могло бы помочь людям научиться лучше отдыхать, и лучше чувствовать отдых, который они получили во время сна.
«Многие люди на Севере и Западе любят делать из сна проблему», — говорит Саймон. Но может быть бессонница, или гиперактивность — это эволюционная сверхспособность. «Вероятно, это было адаптивно, когда наши предки спали в саванне».

Йетишт говорит, что изучение сна в небольших сообществах полностью поменяло его точку зрения. «На Западе много сознательных усилий и внимания уделяется сну, что не делают в этих сообществах», — говорит он. «Люди не пытаются спать какое-то количество времени, они просто спят».

Эта статья изначально была опубликована в Knowable Magazine и переиздавалась на сайте BBC в соответствии с лицензией Creative Commons.

Больше материалов в нашем telegram-канале:

biohacking club

Источник:

Эволюционировали, когда перестали спать днём? Что нового мы узнали о количестве сна человека и приматов