В художественном научно-фантастическом фильме "Ex Machina" события разворачиваются в вызывающей тревогу обстановке. Калеб Смит, умный молодой человек и перспективный сотрудник, выигрывает в конкурсе от главы крупной IT-компании Blue Book, где он сам и работает. Натан Бэйтман, глава компании, приглашает Калеба на свою уединённую в горах виллу для участия в эксперименте. Суть его во взаимодействии с андроидом Авой, которую изобрёл Натан, и постановить, сможет ли искусственный интеллект чувствовать при взаимодействии с человеком, а не только технически обрабатывать входящую информацию.
В один из моментов при проведении эксперимента Калебу кажется, что Ава флиртует с ним. Между Натаном и Калебом возникает напряжённая атмосфера, тогда Калеб обвиняет изобретателя в том, что он запрограммировал Аву на флирт с ним. Натан опровергает обвинение и приводит в пример Джексона Поллока в поддержку своей аргументации. Он приводит Калеба к картине на стене.
Диалог звучит так:
Натан: Это Джексон Поллок, художник, работавший в стиле дриппинг. Что ж, он прочистил мозги и позволил своей руке двигаться туда, куда хотел. Ни воли, ни случая, а где-то посередине. Это называлось автоматическим искусством. Представь себе, что Поллок бы принял необычный челлендж, вместо того, чтобы заниматься искусством, не задумываясь, сказал бы себе: “Я ничего не умею рисовать”, если бы он точно не знал, что делает. Что бы произошло?
Калеб: Он бы не сделал ни единого заявления!
Натан: Да. Никогда бы не высказал ни единого заявления. Задача состоит не в том, чтобы действовать автоматически, а в том, чтобы найти действие, которого нет: рисовать, дышать, говорить... влюбиться. Ава не притворяется, что привязывается к тебе, и это не алгоритм, чтобы обманывать тебя. Ты первый мужчина, которого она видит, кроме меня, а я ей как отец. Можешь ли ты винить её за то, что она влюбилась в тебя? Нет, ты не можешь.
Но что на самом деле имел в виду Натан, рассуждая о творчестве Джексона Поллока?
В фильме фигурирует картина под названием “Номер 5”, она написана в стиле дриппинг. В искусстве дриппинг – это техника, позволяющая краске стекать или капать по холсту, чтобы получать наложение нескольких цветов. Эта техника, используемая многими художниками, является основой художественной живописи, её ещё называют “жестовой живописью”. Картины получаются своеобразными, они даже могут порождать скептические замечания, содержащими обвинения в излишней простоте готового сюжета на холсте, или даже его отсутствия.
Скульптор Элеанор Джюэтт описала его творчество как: “Его картины, похоже, основаны на теории, что чем больше они связаны с детскими каракулями, тем они важнее. Его краски буйны, а экспозиция определённо нервная и шумная”.
Натан хочет показать, что, если бы он стремился полностью запрограммировать Аву, она бы не дала волю автоматическим действиям, таким как соблазнение, разговоры. Если она и соблазняет, то происходит это естественным образом, это её реакция. Ава поддаётся порыву влюбиться потому, что Калеб оказывается вторым человеком мужского пола, кого она видит перед собой после Натана. На самом деле Ава преследовала другую цель, что выясняется в финале фильма – её инстинкт самосохранения возобладал над желанием соблазнить.
Натан, изменяя принцип Джексона Поллока, хочет показать, что, если бы он стремился полностью запрограммировать Аву, она бы не дала волю автоматическим действиям. Натан признаётся Калебу в своей цели в конце фильма. Вместо того чтобы формировать искусственный интеллект, полностью подчинённый множеству алгоритмов, он предоставил ему свободу формировать своё собственное мышление, создавать свои собственные мыслительные механизмы и идеалы. Натан хотел посмотреть, насколько далеко андроид может зайти в попытках обманом заставить человека вступить с ним в контакт и так суметь убежать из замкнутого пространства, ведь её держат в неволе.
Это желание заменить Бога губит Натана, который погибает от рук своего творения. Поэтому, как и Поллок, Ава проявляет своё душевное состояние автоматическими действиями, которые не могут быть предопределены заранее.