Найти тему
Путешествия души

Греция. Эпидаврос: психологические игры древних врачей

Эпидаврос - это святилище Асклепия, бога медицины и врачевания.
Место, по сути, было что-то типа санатория.

Богатые древнегреческие пациенты приезжали сюда для того, чтобы быть подвергнутыми целому комплексу терапевтических процедур. Причем, специализацией «санатория» в Эпидавросе считалось именно воздействие на душу, т.е. внушение. Собственно, это и повлияло на процедуру принятия всяческих проходимцев в число жрецов Асклепия. Это мой любимый ритуал!

Храм Асклепия

К сожалению, сам храм, посвященный Асклепию, в Эпидавре не сохранился, а жаль, поскольку под храмом находился довольно интересный лабиринт.

А интересен он был тем, что собственно прохождение сквозь него и являлось испытанием-инициацией для потенциального жреца. Надо сказать, что претендентов на эту почетную должность в те времена было хоть лопатой греби.

Вид храма Асклепия и подвального лабиринта
Вид храма Асклепия и подвального лабиринта

Эту толпу уже действующие служители Асклепия подробно наставляли: три дня обучали системе подсказок, три дня вдалбливали в головы и разжевывали, как пройти этот лабиринт за сутки. Далее претендентов, наверно, всё же малыми дозами, запускали в лабиринт. А в лабиринте – какая прелесть! – что ни поворот, то сюрприз: то предшественники валяются в состоянии как минимум кататонического шока, как максимум летального исхода, то животные какие-то бродят, то мерзостью какой-то измажешься.

Словом, психологическая атака на все органы чувств: тут и палитра самых разных миазмов, и прелестные виды разложившихся или еще нет «собратьев», и какофония эха, и по стенам какая-то слизь стекает – словом, комплексный тест. Конечно, 9 из 10 претендентов пугались, впадали в панику* и напрочь забывали все подсказки.

*Кстати, слово «паника» - это греческое слово, означает оно то же, что и сейчас – «безотчетный ужас». А возникло оно благодаря богу лесов Пану, которому было подвластно нагонять такое психологическое состояние).


Но, безусловно, находился один - весь в белом, который, ничтоже сумняшеся, отодвигал трупик, отскребал мох со стен, соскабливал слизь, не обращал внимание на дикий вой, мешавший сосредоточиться. Короче везде, где только можно, искал подсказки и тайные спрятанные знаки, которым их обучали.

В результате, человек с железной психикой выходил из лабиринта через сутки – строго по графику. Выходил и кидал под ноги действующим жрецам эдаким презрительно-циничным жестом уже ненужный факел.

Жрецы, конечно, по такому поводу светились улыбками. Ещё бы: уж если новичок не растерялся, без преувеличения можно сказать, в аду, то какой же силой воли он обладает! (а мы ведь помним, что специализацией Эпидаврского санатория и являлось исцеление через внушение.)

Надо добавить, что людей, выходивших из лабиринта спустя больше, чем сутки, выгоняли – ибо не приемлет Асклепий никаких компромиссов. Вот так вот весело и жили.

Древняя "больничная карточка" (на переднем плане)
Древняя "больничная карточка" (на переднем плане)

А теперь вернемся к собственно процессу исцеления.

Итак, пациенты приходили в санаторий, оплачивали пребывание, после беседы со жрецом историю болезни вновьприбывшего отдыхающего скрупулезно вырубали на камне, а также впоследствии фиксировали все изменения, которые происходили во время лечения – короче, каменный аналог наших карточек (собственно, поэтому мы и знаем, что и как происходило).

И далее, пациенты лечились, вернее балдели: они гуляли по красивому, довольно большому и, конечно, цветущему, парку, дегустировали представления в театре (про театр разговор пойдет ниже), изредка были на сеансе у жрецов, которые использовали известную методику доктора Кашпировского.

А в последнюю ночь пребывания в санатории к пациентам являлся бог Асклепий и лично участвовал в исцелении больного. А чего вы смеетесь?! Всё чистая правда! Например, одна из каменных плит хранит историю женщины, которая приехала лечиться от бесплодия. И что бы вы думали? Так бог Асклепий лично, по утверждению пациентки, вылечил её – так что дама вполне себе смогла родить.

А теперь давайте уподобимся пациентам. Нет, ну я в хорошем смысле – я имею в виду, немного прогуляемся по парку и заглянем в театр.

Театр

Театр Эпидавра построен в IV веке до н.э. и сейчас является самым хорошо сохранившимся театром на территории всей Греции. Театр известен широко за пределами Эллады благодаря своей уникальнейшей акустике. Смотрите на фото: на сцене есть точка-середина. Это место акустического вакуума, стоящий здесь может говорить даже шепотом, при этом его будут отлично слышать все, включая галерку.

В этой середине все произнесенные звуки как будто возвращаются обратно к произносившему, а всё, что происходит прямо перед ним, воспринимается как-то тише, будто сквозь толщу стены.

Секрет такой акустики прост. Опять смотрим на фото: звук идет по вертикальным проходам, которые расположены между рядами. По этому принципу, кстати, были построены все греческие театры, правда, не всем так повезло, как Эпидавру, который благодаря своей сохранности принимает на сцене знаменитейших певцов всего мира, всех великих.

Жаль, что я не подвернулось мне случая посмотреть настоящую трагедию в древнегреческом театре. Но зато нам подробно замечательно рассказали о его происхождении. И я вам сейчас расскажу.

Театр – это мистерии Диониса, думаю, что это все знают. А все ли знают, что мистерии Диониса на заре своей исторической юности были ни чем иным как оргиями? Оргия – "иерургия" – переводится как "святое дело".

Так что жрецы Диониса собирались на это «святое дело» довольно часто. Они пили неразбавленное вино, доводили себя до исступления и отплясывали дикие шаманистические танцы. Причем в апогее разрывали прихваченное с собой или словленное рядом какое-нибудь животное, поглощали его заживо, потом натягивали на себя его шкуру и начинался полный экстаз. Собственно, только что я рассказала о рождении трагедии. Ведь мы же все помним, что трагедия с древнегреческого переводится как «песня козлов».

Теперь едем дальше. Вот собралась компания из трех жрецов Диониса (ибо первоначально актеров было всего три), ребята решили выпить-закусить, покуролесить, устроить себе оргию (не путать с симпозиумом – который в дословном переводе означает «совместное питиё»). Куда эти ребята отправятся (при условии, что погода всегда хорошая, солнышко светит и вообще)? Правильно, на природу.

Вид из парка
Вид из парка

Скорее всего, они расположатся на какой-нибудь полянке, организуют рядышком шалашик и будут себе отрываться по полной (кстати, этот вот такой шалаш, в котором переодевались актеры и назывался сценой - да, и это тоже греческое слово и переводится оно как «палатка, шатер»).

А теперь представим ситуацию, что есть некая группа товарищей, которым ну очень интересно посмотреть на жрецов – это же приближенные бога! И где, по-вашему, расположатся эти товарищи? Правильно, на вершине холма, при его наличии (но пейзажи Греции богаты на холмы). Так родилась идея «встраивать» театры в естественные возвышенности.

PS. Если вам понравилась статья, не забудьте нажать лайк. Комментарии и репосты тоже приветствуются.