Давно хотела посмотреть, но только сейчас увидела фильм «Царь» Павла Лунгина с Петром Мамоновым и Олегом Янковским. И хорошо, думаю, что только сейчас. Потому что раньше обращала бы внимание на хронологические и другие исторические неточности и, может быть, даже воспринимала бы фильм как исключительно исторический. Он, конечно, именно такой, но не это в нем главное. В нынешних обстоятельствах «Царь» – притча. О добре и зле, о внутренней силе, которая побеждает, когда права, даже если проигрывает. О том, что зло неотвратимо наказуемо, и даже на царя есть Божий суд. А когда знаешь, как сложились жизни людей, которые показаны в фильме в зените своей власти (практически безграничной) – Малюты Скуратова, Алексея Басманова, да и самого Ивана Грозного, после смерти которого началась страшная Смута, – то понимаешь, что зло наказывается не в одном даже поколении. Дочь Малюты Мария царицей стала, женой Бориса Годунова. Убита она и сын ее Федор, а дочь Ксению Лжедмитрий Iсделал своей наложницей, а потом постриг в монахини. Впавшего в опалу Алексея Басманова, уверены историки, убил собственный сын Федор, фаворит Ивана Грозного. И сам Федор на следующий год был то ли казнен, то ли отправлен в ссылку. В любом случае имя его больше нигде не упоминается.
История – страшная, зловещая даже, вещь. Особенно для тех, кто не учит ее уроки. И про Грозную опричнину тоже – как она, призванная охранять царя и выполнять любую его прихоть, не задумываясь о добре, зле и Божьем суде, набрала такую силу, что и сама пала жертвой (чем выше поднялся, тем больнее падать). Потом, гораздо позже в истории, это произошло с Рёмом и другими руководителями СА, Ежовым и Ягодой.
«Царь» – лучший фильм для сегодняшнего времени. О сегодняшнем времени. «Где мой народ?».