Я родилась с восприятием, не вписывающимся в рамки привычных истин психологии. С первых вдохов и выдохов я видела и ощущала многомерность нашего мира, и это было естественно и приятно. Основной трудностью, с которой сталкиваешься, начиная исследовать мир, является именно не знание того, что не все так могут. И того, что какие-то вещи и ситуации, которые считаются в социуме обыденными, могу оказаться чрезмерными и бессмысленными, так как перегружены сигналами и эмоциями. Это, пожалуй, первый экзистенциальный кризис маленького ребенка, обнаружившего, что то, что я вижу и чувствую, не доступно моим друзьям и родителям. И это существенная зона напряжения – как так, зачем так?
Взрослые, которые обеспечивают безопасность мира ребенка, становятся первой угрозой, вносящей хаос, поскольку не видят и не слышат очевидных вещей. Например, моя мама очень долго извинялась за мое поведение в цирке перед всеми, когда я, будучи пятилетней девочкой пришла в бурное негодование, прервавшее выступление клоунов, отчаянно дубасивших друг друга по голове для общего веселья. Для меня это было очень серьезно – бить людей нельзя, насилие неприемлемо даже в шутку. Я помню, как меня захлестнули эмоции несправедливости и беспомощности от невозможности спасти мир, в котором позволительно шутить, доставляя другому унижение. Именно так значительно и серьезно происходит видение мира у ВЧЛ с самого детства. Тогда, разрыдавшись в голос, я потребовала немедленно уйти из этого «ужасного» места – мне было физически больно от ударов, которыми клоуны награждали друг друга. Это был феноменальный стресс, идущий вразрез со всеми детскими ожиданиями, ведь мама обещала веселье.
На самом деле, возможно, если те же самые клоуны вышли ближе к началу выступления, то реакция могла быть менее бурной, так как впечатления еще не зашкаливали. Ближе к концу представления, когда эмоции уже в избытке, взрыв от чего-то неприемлемого в ценностях ВЧЛ гораздо вероятней и сильней.
Стремительно покидая цирк, буквально бегом, я утаскивала маму за руку и отчаянно думала, как же так? Как я смогу существовать в таком опасном мире, как мама не видит таких очевидных вещей, как она может говорить, что это не серьезно, как мне защитить ее и себя, если она не сможет – все это раскручивалось в моей голове и очень утомляло. Я была еще слишком мала, чтобы знать простые правила этого мира, но я знала, что мои чувства не могут меня обманывать, и реагировала согласно именно их сигналам.
Со стороны я, конечно, выглядела, как истеричный не управляемый ребенок. Я чувствовала, что маме стыдно и не понимала за что. В моем мире нужно было немедленно уходить из места, где одни люди бьют друг друга, а другие над этим смеются. А в ее мире было куча неловкости от непонятной для нее ситуации и того, что окружающие жалели ее, так ей казалось.
И для меня это стало первым осознанием, что те, кто вокруг могут видеть и чувствовать иначе. Причем так, что своей «ограниченностью» восприятия подвергают себя опасности. С тех пор даже мультики с гонявшимися друг за другом волком и зайцем вызывали у меня неоднозначные чувства. Но постепенно я просто научилась вовремя закрывать глаза (отстраняться), чтобы не вбирать в себя лишних эмоций. Я все-таки, несмотря ни на что, имею хоть и высокочувствительную, но крепкую нервную систему.
В какие-то моменты, поняв, что взрослые вокруг меня не чувствуют и не видят того, что отзывается в моих ощущениях, я решила, что сама буду изучать возможности сберечь себя и свой мир, сделать его безопасным и спокойным насколько это возможно. Тем более, что потребность в познании типична для ВЧЛ.
(Отдельной историей можно будет рассказать, как через сны я научилась бороться со страхами и находить выход из запутанных ситуаций. Подпишитесь на блог, чтобы не пропустить)
Изучая тему высокочувствительных людей, я понимаю, что такие реакции закономерны для ВЧЛ. И важно учитывать, что вероятность пресыщения эмоциями от массы впечатлений больше, чем у человека с обычной НС в разы и по скорости, и по интенсивности. Родителям в этом стоит быть терпеливыми по отношению к своим детям, а взрослым стать самим себе терпеливыми заботливыми родителями.
Когда концепция внешнего мира начинает вписываться в концепцию мира ВЧЛ, становится проще и спокойней. Постепенное и последовательное обучение себя управлению и контакту с миром своих чувств приводит к пониманию своих потребностей и возможностей. Чтобы все это сошлось и стало прекрасным ресурсом, я всегда чему-то учусь. А чтобы не перегружать себя чужими эмоциями, занимаюсь самопознанием. Это помогает стабилизировать ощущение хаоса и уйти от динамики взрыва своевременно и без потерь.