Подруга упрекнула меня, что я не упомянула красоту военно-грузинской дороги и прелесть первой встречи со столицей. Она, со своим знанием места, написала о нём прекрасно и живописно. Цитирую:
"А почему ты не описала трёхметровые арочные окна, выбитые прямо в скале? Необычайное карстовое озеро внутри ущелья, которое поражает своим сапфировым цветом? Водопад, протекающий сквозь череп горного козла? А главное - ночное горное небо, высокое, но досягаемое, пахнущее травами и космосом..."
Ни прибавить, ни убавить.
Да, город открывается каждому по-своему.
Мы приехали ночью, и мне сам Тбилиси в первом приближении показался менее освещённым, чем Петербург (не будем упускать из виду темноту южных ночей!)
Но Тимка - Тимка сразу был очарован Грузией.
Вообще, нам с ним сейчас классно по-приятельски путешествовать. Только и слышу: "Мам, посмотри направо! Ты видишь, какая красота?", "Смотри, смотри, какой дом!"
Денис иронизирует над нашей восторженностью.
Мы с Тимуром оба любим каскадные здания, эффектный природный рельеф, подворотни, где можно найти что-то неожиданное, street art, бытовые уличные сценки, жизнь открытых балконов... Короче, любим глазеть.
Поэтому утреннее знакомство с Тбилиси началось с рутины: поедание дешёвой и полнокровной местной голубики, холодный кофейный напиток с "Боржоми" и кардамоном, жизнь улиц...
Ромка с Тимуром обсудили проблемы урбанистики: сложно организованное дорожное движение, где мало переходов, поэтому улицы живут по принципу негласной договоренности пешеходов и водителей: одни переходят улицу там, где приспичило, другие терпят и пропускают.
Ромка пересказал нам местные байки про "Мишу" (Саакашвили): если вы видите в городе современное яркое, модно застеклённое здание, то это полицейское управление или Дом юстиции - Мишино наследство.
Конечно, мы нашли один из тех двориков, которые лично у меня связаны с образом Тифлиса: небольшой замкнутый "колодец" с балконами на несколько квартир, где сушится непременное бельё, пылится какой-нибудь старый драндулет, где по праздникам накрывается стол на всех соседей, и дети растут под приглядом "семи нянек". Как я рада, что эти дворы ещё живут и здравствуют!
Разумеется, мы подивились смешению стилей и эпох городской застройки, где сосуществуют византийская вязь, сдержанный, бедноватый песчаник, сталинский ампир с высокими окнами, стеклянные башни с претензией на нью-йоркскую роскошь и маленькие частные европейские лавчонки, каждая со своим "лицом"...
Но самое сильное впечатление моего утра - это не еда, не памятники, а люди. Очень много ухоженных людей. В том числе пожилых, далеко "за...". Я говорю не о броской оригинальности, а о подчёркнутом, тонком чувстве стиля, об уместности аксессуаров, о деловой продуманности костюма, даже о сдержанном и респектабельном (если позволено так сказать) выражении лица. У грузин явно сформировано генетическое чувство прекрасного.
Жаль, фотографировать прохожих было неудобно. А хотелось.