К сожалению, Мария I родилась не под самой счастливой звездой. В детстве называемая отцом "самой прекрасной жемчужиной в короне", а затем отвергнутая им и лишенная матери, она поздно взошла на престол и, влюбившись в принца, очень хотела подарить ему наследника....
Как же любовь и благие помыслы привели к том, что она оставила о себе память как о "Кровавой Мэри" и не удостоилась ни единого памятника на родине?
Дворцовые интриги лишили детства, родителей, а затем и женихов
Даже рождение в королевской семье - увы, не всегда гарантия благополучной жизни. Наша героиня была очень долгожданным ребенком, ведь все предыдущие дети у этой королевской четы умирали в период беременности или сразу после рождения. Наконец 18 февраля 1516 г. у Генриха VIII и Екатерины Арагонской родилась крепкая и здоровая дочь – Мария Тюдор. Она росла умной и образованной девочкой, в окружении множества наставников и слуг, но вот сами родители уделяли ей мало внимания. Много воспитания и мало любви...
В 1518 г., с целью укрепления отношений с Францией, был заключена помолвка Марии и французского дофина. Союз подразумевал, что как только дофину исполнится 14 лет, Мария выйдет за него замуж и в случае, если к тому времени у отца Марии – Генриха не родится наследник престола, то королевой станет Мария.
Минуло еще 4 года, Генрих решил, что помолвку с французским дофином можно расторгнуть ради союза с императором Священной Римской империи - Карлом V. Но и этой помолвке не суждено было перерасти в брак.
К 1525 году королю стало понятно, что его жена неспособна подарить ему наследника. Генриха не устраивало будущее Англии управляемой королевой (пусть и его дочерью), идея наследника мужского рода становится для него навязчивой.
В это время супругам "красивая и смелая дорогу перешла". Анна Болейн оттеснила всех прочих фавориток короля и завладела его сердцем. Ради нее в 1527 году Генрих решился расторгнуть барк с Екатериной. Для этого нужно было получить согласие папы римского, которое тот не желал давать. И все-таки Генрих добился своего - пускай для этого и потребовалось свергнуть власть Римско-католической церкви в Англии. Анна Болейн стала новой женой, а Екатерину Арагонскую отправили в ссылку. Марию же заточили в покоях, лишив всех привилегий, штата слуг и надежды унаследовать престол, ведь отныне она была "незаконнорожденной дочерью", так как родилась в "греховном сожительстве" Генриха с Екатериной. Отныне единственной наследницей престола являлась дочь Анны Болейн - Елизавета.
Мария находилась под домашним арестом в одиночестве, все ее попытки передать отцу хоть какую-нибудь записку пресекались, сочувствующих слуг от нее удаляли. Генрих озлобился на дочь бывшей супруги и вычеркнул ее из своего сердца да и всей придворной жизни. Последующие годы Генрих шантажировал свою первую жену, не признающую расторжение брака, не позволяя ей встречаться с дочерью. Заточение, предательство отца и отлучение от матери навсегда изменили характер Марии не в лучшую сторону. Она стала страдать депрессиями и болями, побледнела и утратила свойственную возрасту живость и жизнерадостность. На портрете 1544 г. у 28 летней Марии на лице уже прослеживаются следы перенесенных в юности скорбей, в виде опущенных уголков губ и печального взгляда.
Впрочем, расположению Генриха к Анне Болейн тоже пришел конец. Анну сменила третья жена Генриха – Джейн Сеймур, которая осуществила мечту неспокойного короля и родила ему сына Эдуарда VI, скоропостижно скончавшись после родов.
Король продолжил менять жен, но больше наследниками не обзавелся.
К моменту смерти Генриха Марии исполнился 31 год, и она была не замужем. Ведь с момента признания незаконнорожденной, будущее ее было туманно и отпугивало потенциальных соискателей руки "леди Мэри".
После смерти Генриха на трон взошел его девятилетний сын – Эдуард. Малолетний король был слаб здоровьем и подвержен влиянию регентов. В 1553 году король умер, подписав лоббируемый регентами закон, по которому королевой становилась Джен Грей, дочь регента герцога Саффолка, а дочери Генриха - Мария и Елизавета не могли претендовать на власть.
Джен Грей стала "королевой девяти дней" после которых Мария, с помощью поддержки знати заняла трон.
Сама Мария не славилась врожденной жестокостью, но суровые времена требовали таких же решений. После начала правления Мария казнила Джейн Грей с ее родней. Это решение не далось ей просто, вначале королева хотела помиловать заговорщиков, но в это время началось восстание, целью которого было отстранить Марию от власти. Чтобы устранить возможную претендентку на трон, королеве пришлось принять решение о казни.
Вопреки отцу разорявшему католические монастыри, Мария начала их восстановление, равно как и католической веры вообще.
Брак и надежды на ребенка
Как королева, Мария понимала, что государству нужен наследник. Как женщина она жаждала любви и желала видеть рядом с собой молодого, благородного католика. Казалось бы запросы велики, но ее двоюродный брат Карл V сосватал Марии своего сына принца Филиппа Испанского. Продемонстрировав Марии портрет Филиппа, он услышал от нее недоверчивый возглас: "Неужели принц и в жизни так же хорош как и на портрете?"
Да, Мария влюбилась в своего будущего супруга заочно, а вот для него это был только политический союз.
Летом 1554 года, после двух дней с момента знакомства, состоялась свадьба Марии и Филиппа. Супруг был действительно хорош собой, молод (на 12 лет моложе новобрачной) и пленил сердце королевы. Но английский парламент был против чужака на троне и заставил новобрачных заключить брачный договор по которому сам Филипп не мог вмешиваться в дела государства, но рожденные в браке дети становились наследниками английского трона.
Помимо презентабельного внешнего вида, испанский король обладал гордым и высокомерным характером. Его свита также вела себя неподобающе. Популярностью у английских подданных Филипп не пользовался.
Саму Марию он считал откровенно некрасивой и терпел брак в надежде на власть. К тому моменту ей исполнилось 38 лет и, как видно на портрете, в ней не осталось ни следа от когда-то блистательной "лучшей жемчужины".
Мария мечтала о счастливой семейной жизни, ребенке которому заранее выбирала имена... а ее молодой супруг мечтал, чтобы она умерла в родах и он мог бы стать регентом при малолетнем наследнике.
В сентябре 1554 года по многим признакам Мария забеременела. В ее беременность верил весь двор и врачи, парламент даже принял закон в котором Филипп становился регентом в случае смерти королевы при родах. Впрочем, у самого Филиппа, судя по переписке, были сомнения в беременности его жены. Вот подошел срок родов, были проведены благодарственные службы в церквях, что подкрепило слухи о том, что был рожден сын. Впрочем уже был июнь, а никаких сведений о рождении наследника не наступало. Поползли слухи об отсутствии беременности. Но только в июле 1555 года живот Марии спал и прочие признаки беременности также исчезли.
Преследование еретиков
Видимо, истовое желание Марии родить повлекло за собой ложную беременность. Сама Мария посчитала это "Божьим наказанием" за то, что она "терпела еретиков" в своем королевстве. К тому же в это время обожаемый Марией супруг покинул Англию, чтобы командовать своими войсками в конфликте против Франции. Убитая горем и впавшая в депрессию Мария была безутешна. Утешение королева нашла в укреплении католической веры, ослабленной правлением ее отца, и истреблении протестантов. В 1555 году в Англии стали казнить еретиков-протестантов на кострах. При этом даже их отказ от веры не был поводом для помилования.
Всего было казнено порядка трехсот человек, что в масштабах истории не является исключительным результатом репрессий. Однако за почти 40 лет правления отца Марии – Генриха VIII казни подверглись лишь порядка 80 еретиков. Именно по причине слишком рьяного преследования иноверцев и применяемой к ним казни на костре - бывшей одной из самых мучительных видов умерщвления, Мария заслужила впоследствии прозвище "Кровавой Мэри".
Последний год
Филипп вернулся к своей супруге лишь в 1557 году. При этом причиной возвращения были меркантильные планы - ему нужна была помощь Англии в борьбе с Францией. Влюбленная королева не прислушалась к своим советникам, утверждавшим, что Англии не нужна эта война, и встала на сторону мужа. В итоге Англия потеряла Кале - важный торговый порт. Это нанесло непоправимый урон торговле и вогнало королеву в очередную депрессию. Филипп же покинул свою супругу, снова вернувшись в Испанию.
В 1557 году Мария снова объявила, что беременна. И снова, в положенный природой срок ребенок не родился. Возможно, симптомы сходные с беременностью, возникли из-за развивающейся к тому времени онкологии. Королева стала очень быстро худеть и стареть. Вдобавок ко всему в это время стала распространяться загадочная лихорадка, от которой сначала заболела камеристка Марии, а затем уже и она сама. Всю осень Мария проболела, и в конце октября 1558 года королева утвердила завещание в пользу своей преемницы и сестры по отцу - Елизаветы, отрешив таким образом своего любимого, но не любящего супруга, от прав на английский престол.
Утром 17 ноября Мария мирно скончалась, а уже через два часа парламент объявил о том, что отныне Елизавета является королевой сего королевства.
Королева умерла. Да здравствует королева!
Благодарю за прочтение!
Прошу поставить большой палец вверх и подписаться - это очень важно для развития канала!
Рекомендую статью про отца Марии и Елизаветы - беспокойного Генриха:
Был когда-то ты прекрасным принцем... Роковой турнир Генриха VIII
А также про правившую после смерти Марии Елизавету:
Здесь будет только одна госпожа и не будет господина!