Думаю, что большинству современных молодых людей, всенепременно ближе будет занятная лента Данелии, чем основательная, с трудом пробившая дорогу на экран, исповедь Марлена Хуциева. Кстати, последний так и не смог простить талантливому Геннадию Шпаликову его "предательства", когда соавтор "Заставы Ильича" легко "переметнулся" к Георгию Данелии.
Сегодня трудно судить о том, что там было на самом деле, но в итоге Шпаликов, сначала "увидевший" эпизод, в котором юноша на велосипеде пытается защитить босоногую девушку от дождя, с этим и пришёл к Данелии. И парня можно понять. Фильм Хуциева лишь частично "принадлежал перу" Геннадия, а вот у Георгия Николаевича сценарист получил полную свободу творчества, к тому же получалась довольно весёлая история. Да и переименованный и сокращённый вариант "Мне 20 лет" вышел на экраны лишь в 1965 году.
И всё-таки, с точки зрения полного осознания эпохи, фильм Марлена Мартыновича более глубок и философичен. Одно появление на экране Евгения Евтушенко, Андрея Вознесенского, Булата Окуджавы и Беллы Ахмадулиной, страстно выступающих на поэтическом вечере Политехнического музея, уже делает картину "историческим памфлетом 60-х".
К тому же здесь навсегда запечатлены два неуёмных Андрея - Тарковский и Кончаловский. Да и набор красавиц, в лице нежной Марианны Вертинской и скромной Светланы Светличной, весьма впечатляет, особенно в роскошной сцене "квартирных посиделок".
А вот лирическая комедия "Я шагаю по Москве" с самого начала настраивает зрителя на весёлый лад. Главным исполнителям, Никите Михалкову и Евгению Стеблову, только "стукнуло" по 18 лет. Но играют они замечательно легко. Тут, правда, хочется вспомнить два забавных нюанса, произошедших на съёмках этого фильма. Первым "отметился" тов. Стеблов, которого неожиданно "ввели" в картину, когда режиссёром был утверждён совершенно другой юноша, видимо уже похваставшийся этой ролью перед друзьями и многочисленными родственниками. На скорбный звонок "неудачнику" решился сам Данелия. Потом Георгий Николаевич рассказывал, что ни до, ни после он в своей жизни не слышал столь изощрённой "обсценной лексики", как от этого, крайне "раздосадованного создания".
Второй момент касался другого "напарника" по фильму. Охваченный лёгким меркантилизмом Никита Сергеевич, немного взбодрившись традиционным способом, решительно потребовал у Данелии прибавки "жалования". На что мудрый руководитель, подумав, заявил зарвавшемуся актёру, что тогда ему придётся искать замену. Изменившийся в лице юный Михалков мгновенно разрыдался и "вопрос отпал сам собой". Позже выяснилось, что главным вдохновителем этого требования, оказался неугомонный Андрей Кончаловский, который был старше брата на целых 8 лет.
Лично я за свою долгую, пустоватую жизнь лишь пару раз видел целиком, более чем 2-х часовую ленту "Мне 20 лет". А вот заводную историю с беспечными прогулками по строящейся Москве, с удовольствием досматривал до финальных титров часто-часто. )))
Вообще, когда ты с детства воспитан на "мушкетёрах" Дюма, Борисе Заходере и "Тайном дневнике Адриана Моула" словоохотливой Сью Таунсенд, то заставить себя вникать в изыски "Заставы Ильича" практически невозможно. А вот любоваться славной историей молодых людей начала 60-х, снятой романтичным Данелией, очень даже легко. Но ведь есть на свете товарищи, для которых и Франц Кафка – просто занятный послеобеденный писатель. Но это не Я… ))))