Погружаясь всё глубже в пучины древнего русского языка, восхищаясь его подводными рифами, я вдруг поняла, что наши предки были свободны не только в выборе имён своим детям и прозвищ своим соседям (они потом стали фамилиями), но и вообще в создании любых названий: предметов ли, животных ли, явлений ли. Самые удачные имена, прозвища, названия закреплялись в речи.
В русском имя и название никогда не было простым набором букв, это было отражение тонко подмеченных черт. Например, «лиса». Мы теперь не знаем, что значит и как появилось слово, но кожей чувствуем её хитрость и связь со словами «лезть», «лесть» и «лес». И это так и есть, и даже буква «и» появилась в «лисе» не случайно! Каждое слово — произведение искусства.
Умение создать целостность и правдивость образа через тонкие черты обеспечивалось и возможностями языка («Лего» отдыхает), и нашим сознанием. Наша раса тяготеет к особой форме проявлений себя: это похоже на природные фракталы, когда всё безупречно с математической точки зрения, прекрасно с эстетической и целостно с логической. Разглядываешь маленький кусочек творения и видишь весь мир в его глубине, многообразии и бесконечности. Нам близки повторяющиеся, но сложные орнаменты. Если подбирать русское слово для выражения этой идеи, то получится КОНЪ: в нём и направленность, и повторяемость, и логическая законченность, и бесконечное движение, и отсекание лишнего, неупорядоченного... И всё это в последовательности четырёх букв. Букв, которых мы теперь не знаем!
Говоря мало — подразумевали много. Не просто «много всего», а множество уровней снятия точной информации. Снимаемый собеседником уровень в большей степени зависел (и зависит) от уровня посыла, степени чистоты и осознанности говорящего.
Современное искусство построено совсем на других принципах. Это разрозненные, разнонаправленные брызги идей. Именно поэтому у нас взрывается мозг при попытках понять, «что хотел сказать автор». Почему нам так близки старые добрые советские фильмы? Там всё «по кону». Там характеры героев и антигероев целостны, они раскрываются логично, они нам родные.
Если есть на земле чистое интеллектуальное творчество, то это древний русский язык. Нам внушили, что он был прост, убог и невыразителен по сравнению с санскритом, древнегреческим и даже французским. Это такая ложь! Русский язык — это дзен. Дзен, который мы потеряли.
Постичь русский язык также сложно и также просто, как постичь Дзен. Мы не ощущаем ценности привычных вещей: воды, воздуха, мы не ценим способность чувствовать ароматы и ветер, не ценим лёгкость своей походки, щедрость родной земли, да ещё много чего. Внутри «много чего» и наш родной язык.
Дзен у каждого свой. И русский язык тоже. Однако дзен ещё надо постичь, а русский язык считается постигнутым с момента окончания школы. Но «писать грамотно» — не про то. Русский надо уметь созерцать и через это просветлять разум и чувства. Это не пустые слова, но, чтобы понять, надо этим путём пройти. Присоединяйтесь. Читайте статьи на канале))).