Найти в Дзене
Вечерний лекторий

Владимир Боровиковский. Религиозная живопись.

4 августа 2022 года исполняется 265 лет со дня рождения

Владимира Лукича БОРОВИКОВСКОГО

(24 июля [4 августа] 1757, Миргород, Российская Империя— 6 (18) апреля 1825, Сакт-Петербург, Российская Империя) — русский художник, академик Императорской Академии Художеств.

Портрет В.Л. Боровиковского (худ. — И.С. Бугаевский-Благодарный, 1825)
Портрет В.Л. Боровиковского (худ. — И.С. Бугаевский-Благодарный, 1825)

Боровиковский известен широкой публике, прежде всего, как выдающийся портретист, во многом определивший лицо и судьбу портретной живописи своего времени — конца XVIII- 1-й четв. XIX в.в. Женские образы Боровиковского 1790-1800 годов стали визитной карточкой русской живописи этого периода, эталоном стиля, а образы запечатленных на портретах дам и девиц - неизменными образцами русской красоты (портрет М.И. Лопухиной, "Дашинька и Лизынька" и пр.).

В. Л. Боровиковский, Портрет М.И. Лопухиной, 1797, Государственная Третьяковская Галерея
В. Л. Боровиковский, Портрет М.И. Лопухиной, 1797, Государственная Третьяковская Галерея
В. Л. Боровиковский, Дашинька и Лизынька (Портрет горничных Н.А. Львова, 1794)
В. Л. Боровиковский, Дашинька и Лизынька (Портрет горничных Н.А. Львова, 1794)

Другой частью творчества художника, до недавнего времени практически забытой, была религиозная живопись. Храмовые произведения Владимира Лукича не столь часто фигурируют в описаниях творчества мастера: на протяжении почти всего ХХ века, по вполне понятным причинам, о ней либо умалчивали, либо упоминали вскользь.

Самым органичным и выразительным произведением, в череде его полотен на религиозные сюжеты, стал ансамбль образов для главного иконостаса Казанского собора в Санкт-Петербурге. Живопись этих образов (иконами их назвать нельзя, а картинами - язык не поворачивается), гибкая, мощная, предстает во всём многообразии зрелого таланта Боровиковского-колориста и физиономиста.

Царские врата дворцовой церкви в Зимнем дворце (Живопись — В.Л. Боровиковский, 1810-е г.г., уменьшенные копии образов царских врат Казанского собора)
Царские врата дворцовой церкви в Зимнем дворце (Живопись — В.Л. Боровиковский, 1810-е г.г., уменьшенные копии образов царских врат Казанского собора)
В.Л. Боровиковский, Архангел Гавриил Благовещения (образ царских врат главного иконостаса Казанского собора в Санкт-Петербурге, 1804-09)
В.Л. Боровиковский, Архангел Гавриил Благовещения (образ царских врат главного иконостаса Казанского собора в Санкт-Петербурге, 1804-09)
В.Л. Боровиковский, Дева Мария Благовещения,(образ царских врат главного иконостаса Казанского собора в Санкт-Петербурге, 1804-09)
В.Л. Боровиковский, Дева Мария Благовещения,(образ царских врат главного иконостаса Казанского собора в Санкт-Петербурге, 1804-09)
В.Л. Боровиковский, Апостол Матфей,(образ царских врат главного иконостаса Казанского собора в Санкт-Петербурге, 1804-09)
В.Л. Боровиковский, Апостол Матфей,(образ царских врат главного иконостаса Казанского собора в Санкт-Петербурге, 1804-09)
В.Л. Боровиковский, Апостол Иоанн Богослов, (образ царских врат главного иконостаса Казанского собора в Санкт-Петербурге, 1804-09)
В.Л. Боровиковский, Апостол Иоанн Богослов, (образ царских врат главного иконостаса Казанского собора в Санкт-Петербурге, 1804-09)
В.Л. Боровиковский, Апостол Лука,(образ царских врат главного иконостаса Казанского собора в Санкт-Петербурге, 1804-09)
В.Л. Боровиковский, Апостол Лука,(образ царских врат главного иконостаса Казанского собора в Санкт-Петербурге, 1804-09)
В.Л. Боровиковский, Апостол Марк,(образ царских врат главного иконостаса Казанского собора в Санкт-Петербурге, 1804-09)
В.Л. Боровиковский, Апостол Марк,(образ царских врат главного иконостаса Казанского собора в Санкт-Петербурге, 1804-09)

В поздних произведениях, написанных в 1810-х и, особенно, в 1820-х годах, мы наблюдаем (как, впрочем, и в портретах, главном достижении и предмете "специализации" мастера), куда бóльшую вялость кисти, схематизм живописных приемов, упрощение колорита. Однако, потеряв в живописности, эти образы приобрели нечто иное, что в большей степени ценится в храмовом искусстве, нежели в светском. Выходец из семьи иконописцев, Боровиковский прекрасно был осведомлен в "умозрении в красках"...

В.Л. Боровиковский, Благовещение(образ царских врат придела Михаила Архистратига, Троицкая церковь на Смоленском Кладбище, Санкт-Петербург, 1824-25)
В.Л. Боровиковский, Благовещение(образ царских врат придела Михаила Архистратига, Троицкая церковь на Смоленском Кладбище, Санкт-Петербург, 1824-25)
В.Л. Боровиковский, Богоматерь во Славе, (образ из иконостаса Троицкой церкви на Смоленском Кладбище, Санкт-Петербург, 1824-25)
В.Л. Боровиковский, Богоматерь во Славе, (образ из иконостаса Троицкой церкви на Смоленском Кладбище, Санкт-Петербург, 1824-25)
В.Л. Боровиковский, Рождество Христово, 1810-20-е г.г.
В.Л. Боровиковский, Рождество Христово, 1810-20-е г.г.
В.Л. Боровиковский, Рождество Христово (эскиз), 1810-20-е г.г.
В.Л. Боровиковский, Рождество Христово (эскиз), 1810-20-е г.г.
В.Л. Боровиковский, Богоматерь с Младенцем во Славе, (образ из иконостаса Михайловского дворца в Санкт-Петербурге, 1823)
В.Л. Боровиковский, Богоматерь с Младенцем во Славе, (образ из иконостаса Михайловского дворца в Санкт-Петербурге, 1823)
В.Л. Боровиковский, Богоматерь с Младенцем,1800-е г.г.
В.Л. Боровиковский, Богоматерь с Младенцем,1800-е г.г.
В.Л. Боровиковский, Христос Вседержитель,1800-е г.г.
В.Л. Боровиковский, Христос Вседержитель,1800-е г.г.
В.Л. Боровиковский, Богоматерь с Младенцем,1820-е г.г.
В.Л. Боровиковский, Богоматерь с Младенцем,1820-е г.г.
В.Л. Боровиковский, Спаситель (Образ из иконостаса Покровской церкви, с. Романовка, Мглинского уезда, Чегниг. губ., 1814-15)
В.Л. Боровиковский, Спаситель (Образ из иконостаса Покровской церкви, с. Романовка, Мглинского уезда, Чегниг. губ., 1814-15)
В.Л. Боровиковский, Христос во гробе, 1810-20-е г.г.
В.Л. Боровиковский, Христос во гробе, 1810-20-е г.г.
В.Л. Боровиковский, Бъг-Отец, созерцающий мертвого Христа, 1810-20-е г.г.
В.Л. Боровиковский, Бъг-Отец, созерцающий мертвого Христа, 1810-20-е г.г.

Конечно, религиозные произведения художника не стали творческим откровением эпохи.Тем не менее, это достойный и многочисленный пласт в творчестве Мастера, свидетельствующий как о тенденциях в русском духовном искусстве его времени, так и о техническом и композиционном мастерстве, о зоркости и внимательности художника-физиономиста, не изменявшей ему даже в таком сложном жанре, не располагающем к свободе самовыражения.

В.Л. Боровиковский, Спас Нерукотворный, (образ из церкви Михайловского дворца в Санкт-Петербурге, 1823)
В.Л. Боровиковский, Спас Нерукотворный, (образ из церкви Михайловского дворца в Санкт-Петербурге, 1823)

__________

Автор благодарит читателей за внимание и терпение и надеется на понимание и благосклонность.

___________

© Текст - В.А. Агранович

Иллюстрации - из личного архива автора и открытых источников