На Дзене много каналов, в названия которых входит слово "честный". Вот я и подумала: почему бы нам честно не поговорить об опасностях профессии учителя. Прежде всего для физического здоровья.
Идея этой статьи не сказать чтобы родилась спонтанно. Дело в том, что на вопрос "Почему учителя не в почёте у государства?" на протяжении своей жизни я слышала примерно такие ответы:
- они ничего не производят;
- их труд лёгкий;
- они работают только половину дня;
- зато у них отпуск продолжительностью 56 календарных дней;
- они только говорят;
- не могут учить всех, поэтому много двоечников и т.д.
Мне не хочется сейчас разбирать каждый из этих тезисов, тем более, что список может быть продолжен. Но поговорить о действительно тяжелом труде учителя, который гробит своё здоровье на службе Отечеству, думаю, стоит.
Итак, что мы имеем?
Плохое зрение
Когда в страну не ввозили линзы, а отечественное производство их оставляло желать лучшего, и операции по восстановлению зрения могли не оказать желаемого результата, почти каждый третий учитель носил очки. Не у всех была плохая наследственность. Я помню, как мои учителя смотрели на класс сквозь них. Только педагоги по физкультуре хорошо видели.
Но это было во времена без интернета и компьютерных технологий, которые только усилили нагрузку на глаза. В многочисленных дебатах на тему "А не заменить ли нам очное обучение детей на дистанционное?", появившихся во время пандемии, сторонники решения кадровой проблемы за счёт самообучения учащихся с помощью компьютерных программ совершенно не брали во внимание колоссальные нагрузки на зрение проверяющего работы учителя. В статье ""Исчезновение" из школ учителей. Самозанятость в системе образования: добро или что-то другое" я подсчитала, что при нагрузке, например, в 15 часов в неделю, обучая всего три класса, учитель каждый день тратит на проверку тетрадей 2,5 часа. И это без разработки занятий, заполнения электронного журнала, поиска в интернете интересной информации к следующему уроку. Как тут не испортить зрение? Замечу, что сама имею миопию высокой степени (-10 и -11 диоптрий). заработанную за годы преподавания.
Артериальную гипертензию (гипертонию)
Среди причин развития этого заболевания указывают сильные нервные (психологические) перенапряжения. Учитель каждый день имеет дело с различными видами энергии своих учеников - отрицательной, положительной и другими. Все ученики разные, они так или иначе воздействуют на педагога, заставляя его переживать - радоваться или огорчаться. Невозможно никак не реагировать на те или иные действия учащихся. Посчитайте, сколько школьников обучается у одного педагога в течение одного дня. Надо иметь крепкую нервную систему, чтобы "держать позиции" и оставаться хладнокровным. Это по плечу не всем, поэтому многие учителя жалуются на повышенное артериальное давление.
Проблемы с сердцем
До появления в школе я была почти здоровым человеком. Мне нравилось преподавать там, я даже горевала, что после университета не пошла работать с детьми, а выбрала вуз. Но одно событие вдребезги разбило состояние эйфории.
В одном из моих первых классов учились в основном девочки. Десятиклассницы хорошо вели себя на уроках: были дисциплинированны, старались выполнять все мои задания, многие тянули руки, чтобы выйти к доске и получить заслуженную пятёрку или четвёрку, именно в этом классе был победитель школьной олимпиады по математике. В конце года тройки имели 5 человек, знания остальных были оценены отметками "хорошо" и "отлично". И вдруг меня вызывают в кабинет завуча и показывают заявление с двенадцатью подписями из 28, в котором учащиеся просят заменить меня другим педагогом. После разговора с директором было принято решение созвать родительское собрание. Можете себе представить человека, который спокойно работает, сеет разумное, радуется успехам своих учеников и получает удар в спину? Это была я. Целую кошмарную неделю я изводила себя вопросом "Почему это произошло?". На собрании выяснилось, что заявление написали не ученики, а одна бабушка, которая была расстроена тройкой внучки. Она отправила её по домам одноклассников, чтобы собрать подписи. Бабушка встала на собрании, подпёрла руками бока и сказала: "Да, это была я!" Что тут началось! Родители стали возмущаться. Во-первых, проблема преподавания математики не поднималась ни разу за весь год;. Во-вторых, после разговора с детьми они выяснили, что объяснения всегда были понятными. В-третьих, отметки выставлялись справедливо. В-четвёртых, меня уважали. Лишь одна мама поддержала бабушку. Её дочь тоже имела отметку "удовлетворительно".
После собрания в кабинете директора мне рассказали, что возмутительница спокойствия была в этой школе раньше завучем. Она лишилась своего места после появления действующего директора. Так как я была новым членом коллектива, не знакомым с ней лично, а бабушка была зла на директора, то она написала заявление, внучка собрала подписи, и дело завертелось. Никто не захочет выносить сор из избы.
"Это - не Ваша война," - сказала директор.
Но кто подумал о здоровье несправедливо обвинённого человека?
Я чувствовала себя плохо, обратилась к врачу, который направил меня срочно сделать кардиограмму, выявив парные экстрасистолы. Меня немедленно проконсультировал кардиолог, назначил уколы, таблетки и исследование по Холтеру. Более 38000 экстрасистол за сутки. При "норме" не более 500. Была диагностирована желудочковая экстрасистолия. "Как Вы ходите?" - Удивлялась доктор. - "Вы должны идти и падать."
Многие мои коллеги имеют проблемы с этим органом, я не одна такая. Работа учителя очень нервная, а если педагог ещё является и классным руководителем, общается каждый день с родителями, то представьте себе, какие психологические нагрузки он испытывает.
Чем закончилась эта история? Я положила заявление на стол директора, где указала, что не смогу работать с классом после всего того, что произошло, а если у меня его не заберут, то я уволюсь. "Ты сошла с ума! Директор всегда подписывает такие заявления." - Предупредили меня коллеги. Странно, но ради разговора со мной было отложено совещание. И только одно остановило меня. "Подумай о шестнадцати, которые уважают тебя и хотят учиться." Я осталась.
Гиподинамию, ожирение
Если Вы обращали внимание, то многие педагоги имеют достаточно большой вес. Скажем честно: худышек среди них не много. Почему? Хотя в статье, на которую я дала выше ссылку, было написано о том, что учителя перемещаются по школе очень много, этого, тем не менее, не достаточно в границах одного дня. Педагоги, загруженные во второй его половине проверками тетрадей, проводят время за столом, ведут малоподвижный образ жизни за пределами школы, проводят не много времени на свежем воздухе.
Специфические условия труда школьного учителя связаны с необходимостью длительно прибывать в одной позе: сидя или стоя. Такие положения провоцируют боли в спине, мышцах. При отсутствии напряжения постепенно снижается мускульная сила, мышцы начинают атрофироваться. Даже при минимальных нагрузках наблюдается одышка и быстрая утомляемость.
При гиподинамии происходят негативные патофизиологические процессы в сердце и сосудах. Из-за слабости мышц снижается эффективность "мышечного насоса", и кровь депонируется в венах.
Характерны изменения пищевого поведения. Учителя из-за нехватки времени на переменах отдают предпочтение перекусам, отказываясь от здоровой пищи. Это приводит к постепенному набору лишнего веса. Ожирение является одновременно и причиной, и симптомом гиподинамии.
При гиподинамии нарушается работа всех органов. Наблюдаются частые психоэмоциональные расстройства - тревожность или нервозность, плохое настроение без видимых причин. А мы удивляемся, почему иногда учителя ни с того, ни с сего вдруг переходят на крик, громко разговаривают с учениками, очень эмоционально веду себя в классе.
Поражение опорно-двигательно аппарата
Основная"мишень" гиподинамии - сердечно-сосудистая система.
Но у многих учителей наблюдается поражение опорно-двигательного аппарата. Может развиться остеопороз. Страдает функция суставов и позвоночного столба. В конечно итоге все эти осложнения снижают продолжительность жизни педагога. Можно не заметить среди хлопот и бесконечной работы, что ты болен. А потом, расстроившись, однажды прочитать диагноз, выведенный после МРТ:
И приговор: "Рекомендуется консультация невролога, нейрохирурга, ревматолога".
Вспомнятся все преждевременные выходы с больничных, когда тебя об этом просили, а здоровье не позволяло. Приёмы экзаменов в сапогах и пуховике в помещениях с температурой ниже 10 градусов. Проверка работ абитуриентов в год, когда горели леса и нечем было дышать. Зачем это всё было? Сложно ответить.
Как Ваше здоровье, мои уважаемые читатели?
Вы находитесь на дружелюбном канале.
Уважайте себя. С уважением, автор.
Все иллюстрации взяты из открытого источника: Яндекс, картинки.
#школьное образование #школа #обучение в россии #математика
#учитель #проблемы общества