Найти тему
Максим Бутин

5724. «СУХОЙ РАЦИОНАЛИСТ» Г. В. Ф. ГЕГЕЛЬ…

1. Текст.

«В географическом обзоре в общих чертах указано направление всемирной истории. Солнце, свет, восходит на Востоке. Но свет есть простое отношение к себе: свет, общий в себе самом, является вместе с тем как субъект в солнце. Часто описывали сцену, как внезапно прозрел слепой и увидел рассвет, появляющийся свет и загорающееся солнце. Бесконечное самозабвение в этой чистой ясности есть первое совершенное удивление. Но когда солнце поднимается, тогда это удивление ослабевает; окружающие предметы становятся видимыми, и от них совершается восхождение к собственному внутреннему миру, а благодаря этому и переход к отношению между ними. Затем человек переходит от бездеятельного созерцания к деятельности, и к вечеру он построил здание, которое он образовал из своего внутреннего солнца; и когда он теперь взирает на него вечером, он ставит его выше, чем первое внешнее солнце, потому что теперь он находится в связи с своим духом, а следовательно в свободной связи. Если мы сохраним этот образ, то уже в нём содержится указание на ход всемирной истории, на великую работу духа.

Всемирная история направляется с Востока на Запад, так как Европа есть безусловно конец всемирной истории, а Азия её начало. Для всемирной истории существует Восток κατ' 'εξοχήν [по преимуществу — ред.] так как Восток для себя есть нечто совершенно относительное; ведь хотя земля есть шар, однако история не описывает круга вокруг него, а, наоборот, у неё есть определённый Восток, и этот Восток есть Азия. Здесь восходит внешнее физическое солнце, а на Западе оно заходит: но зато на Западе восходит внутреннее солнце самосознания, которое распространяет более возвышенное сияние. Всемирная история есть дисциплинирование необузданной естественной воли и возвышение её до всеобщности и до субъективной свободы. Восток знал и знает только, что один свободен, греческий и римский мир знает, что некоторые свободны, германский мир знает, что все свободны. Итак, первая форма, [98 — 99] которую мы видим во всемирной истории, есть деспотизм, вторая — демократия и аристократия, третья — монархия».

Гегель, Г. В. Ф. Философия истории. Пер. А. М. Водена. — Гегель, Г. В. Ф. Сочинения. В 14 тт. Т. 8. М. — Л.: Государственное социально-экономическое издательство, 1935. Сс. 98 — 99.

2. Найденный Г. В. Ф. Гегелем образ всемирной истории, несомненно, блистательный. Свет, действительно, есть простое отношение к себе чистой чистоты и в этой простоте, которая лишь слегка нарушается загибанием лучей света к себе самим, свет совершенно изотропен, самодостаточен и замкнут на себя. В качестве субъекта свет выступает как Солнце. Но по мере работы этого светильника выясняются детали, им освещённого. И детализированная рельефная картина бытия оказывается не во всём чистой и не всегда светлой. Зато определённой, развитой, богатой, конкретной.

3. Не возникает сомнений, что развитие человеческого общества, где бы пространственно на Земле оно ни началось, должно стартовать с простых форм и небольших количеств. И если всемирная история есть прогресс свободы, то и свобода в её развитии должна начинаться с края ли, с середины ли общества, но (1) сперва задевать самую незначительную часть, (2) потом большую и, наконец, (3) охватить всё общество. Иначе история не была бы движением общества во времени, протяжением по часам, дням, годам, столетиям...

4. Ложку дёгтя в эту искрящуюся на солнце бочку мёда всемирной истории запускает фраза автора об общественно-государственных формах обнаружения этой прогрессирующей свободы. Если свобода одного проявлена в деспотии, свобода некоторых в демократии и аристократии, то свобода всех — в монархии. Вот тебе, бабушка, и Юрьев день! День свободы. И песен Uriah Heep. Песен свободных людей о свободной любви!

2022.08.04.