Найти тему
Moonka Jewelry

Умнею с Moonka: украшения в живописи прерафаэлитов

Эксперт в области моды и дизайна, куратор и преподаватель Британки и Московской школы кино, а также постоянный лектор ММОМА — Илектра Канестри — рассказывает про украшения в живописи прерафаэлитов.

Женские образы живописи прерафаэлитов — британских художников, объединившихся в середине XIX века в настоящее братство, боровшееся с условностями викторианской эпохи и «сухими», консервативными академическими традициями в живописи — и сегодня поражают нас своей отрешённостью, таинственностью и чувственной красотой.

Предстающие в образах богинь и муз, героинь средневекового эпоса, женщин непостижимых, страдающих от трагической или безответной любви, недостижимых, отмеченнных проклятьем, или даже мёртвых, но не потерявших свою необыкновенную красоту — вспомним одержимость Прерафаэлитов образом шекспировской Офелии — они стали не только новым эталоном женственности целой эпохи, предвосхитившей модерн, но и настоящими иконами стиля. На полотнах Прерафаэлитов женщины как правило позируют в удобной, не стесняющей движение одежде. Часто эти платья напоминают костюмы позднего Средневековья и раннего Возрождения — с их характерными пышными рукавами и роскошной, живописной колористикой.

Важнейшей частью этих образов являются, конечно, и ювелирные украшения — золотые и серебряные ожерелья, броши и кольца с характерными извилистыми орнаментами, мотивом кнута, яркими фигурными эмалями, кельтскими заимствованиями, очень характерными для украшений и предметов декоративно-прикладного искусства, созданных современниками Прерафаэлитов — представителями движения «Arts & Crafts», которых также считают предвестниками модерна. На картинах Прерафаэлитов мы часто видим ожерелья и серьги из жемчуга и фероньерки — украшение в виде ленты или цепочки с драгоценным камнем, жемчужиной или розеткой из камней, надеваемое на голову и спускающееся на лоб, которые были очень популярны в эпоху Ренессанса. Яркий пример — недосягаемая и прекрасная героиня картины «Тщеславие» Фрэнка Кадогана Купера.

-2

Однако, безусловно, одно из самых популярных украшений у муз прерафаэлитов — это коралловые бусы. Еще с Античности кораллы невероятно ценились не только за красоту, но и за приписываемые им целебные и магические свойства. Считалось, что кораллы даруют долголетие, защищают от болезней, спасают от депрессии. В позднем Средневековье и в эпоху Возрождения бусы из кораллов снова стали чрезвычайно популярными — и как украшение, и как оберег. Увлечение этой эпохой и ее искусством и культурой во многом объясняет интерес к украшениям из кораллов, который мы наблюдаем у Прерафаэлитов.

Роскошная пышноволосая блондинка в богато расшитом бело-золотом платье в «тициановском стиле» — идеал венецианской красоты, как говорил сам художник, которую мы видим на знаменитом портрете «Монна Ванна» Данте Габриэля Россетти, как бы перебирает руками кажущуюся бесконечной коралловую нить из крупных круглых бус. Эффектное украшение «оттеняют» золотой кулон, серьги и массивный браслет с львиными мордами, а пышная прическа украшена брошами округлой формы с жемчугом. Знаменитая картина является образцом владения художником цветом и его символизмом: белый и золотой — традиционные цвета святости и невинности, контрастируют с коралловыми и красными тонами, благодаря которым образ девушки становится более чувственным.

-3

На картине с названием «Regina cordium», которое переводится как «Королева сердец», коралловые бусы с подвеской в форме сердца на шее Элизабет Сиддал, ставшей незадолго до создания работы супругой Россетти, играют символическую роль, поскольку героиня полотна должна вызывать у зрителя ассоциацию с дамой червей в игральных картах.

-4

-5