Как наиболее грамотно построить доверие и научиться общаться друг с другом - не только слушать, но и слышать? Расскажем вместе с экспертом.
Незнакомый взрослый человек в жизни любого ребенка, с которым ему приходится взаимодействовать, — это, как правило, стресс, страх и недоверие. Но сложный период выстраивания доверительных отношений можно перенести достаточно плавно и безболезненно для психики и ребенка и отчима (мачехи).
Мария Мальцева — педагог и автор методического пособия для мам по развитию ребенка от рождения и до восьми лет, эксперт по воспитанию детей, блогер предлагает в этой статье рассмотреть доступные и эффективные способы выстраивания хороших отношений с ребенком, когда в его жизни появляется новый взрослый.
Также материал будет полезен мамам, которые утратили доверие ребенка , часто срываясь на него. Или бабушкам и дедушкам, которых малыш держит на дистанции.
Обучение и только обучение
Сразу же скажем, что самый простой и эффективный способ расположить к себе ребенка и заручиться его доверием — это обучить его чему-то новому.
Дети проникаются к новому взрослому когда понимают, что:
- Человек не опасен, он не может ничем навредить;
- Взрослый его чему-то научил.
Это формирует наиболее тесный ментальный и душевный контакт, потому что через знания ребенок может проникнуться доверием к человеку. Важно не просто подарить велосипед, а найти время, чтобы научить на нем кататься. Это будет намного эффективнее самого факта преподнесения подарка, с которым ребенок остается наедине, не зная, что с ним делать.
Во втором случае, помимо совместного времяпрепровождения и общения, ребенок проникается большой благодарностью к взрослому. Период, пока ребенок изучает мир и обретает новые навыки, нужно использовать по максимуму, чтобы появилась привязанность и доверие.
Положительные эмоции, которые ребенок получает во время занятий новыми вещами, формируют доверительную связь со взрослым, который в это время находится рядом и помогает.
Чему учить?
Первый вариант:
Самое простое — это подарить ребенку базовые навыки (кататься на велосипеде, коньках, роликах, бросать мяч в корзину, печь кексы, ловить рыбу и т.д.). То, чем вы увлекаетесь и умеете хорошо делать, обязательно используйте для совместных занятий.
Второй вариант:
Этот способ сложнее и требует знаний от взрослого, но эффективнее потому что базируется на уже проверенных методиках обучения с учетом детской психологии.
Сюда относится процесс получения более глубоких навыков, которые пригодятся ребенку во взрослой жизни. Например, можно вместе развивать интуицию, память, воображение, моделирование, конструирование, логику и т.д. Несмотря на то, что звучит это достаточно сложно, ребенку все равно понравится процесс и он будет очень благодарен отчиму (мачехе), который открыл для него новые знания.
Давайте рассмотрим несколько общепризнанных методик, которые можно применять для обучения ребенка, чтобы сократить внутреннюю дистанцию и заслужить доверие ребенка.
Методика Глена Домана
Суть методики американского врача заключается в том, что ребенок развивает: память, внимание, усидчивость, счет и чтение, связь родитель-ребенок, расширяет кругозор.
Методика Домана подойдет детям от шести месяцев, а сама техника достаточно простая: она не требует специальной подготовки.
Необходимо только подготовить набор карточек Домана. Желательно иметь в арсенале не менее 500 карточек, иначе толка от методички будет мало. С техникой показа карточек по методике Домана можно ознакомиться в его авторских издания и книгах. Там даются понятные пошаговые схемы занятий с детьми именно по данной методике: сколько карточек потребуется для развития определенных навыков, как их показывать, менять и что говорить.
Техника показа карточек очень важна, потому что она играет роль в развитии усидчивости и внимания ребенка.
Методика Макото Шичиды
Уникальность методики японского профессора заключается в том, что она развивает правое и левое полушарие мозга.
По его методике можно развивать и открывать способности ребенка по развитию памяти, фантазии, интуиции, воображения, образного мышления визуализации, логики и математических способностей.
Зачем это все развивать, спросите вы?
Дело в том, что воображение — это приобретенная способность, она не дается нам с рождения. В маленьком возрасте это поможет ребенку играть и придумывать свои игры. Помимо этого, развитие воображения поможет в будущей жизни ребенка генерировать идеи, быть творческим человеком, создавать новое, придумывать и изобретать.
Чем лучше вы разовьете воображение ребенка в детстве, тем у него будет больше возможностей во взрослой жизни. Для него откроется путь в легкую жизнь, где он будет знать свое призвание, раньше, чем поступит на нежеланную учебу и пойдет работать не по специальности. При этом он будет вам очень благодарен, и вы навсегда займете важное место в его жизни поскольку это будет вашей заслугой.
Именно для этой цели и важно открывать и развивать способности, которые позволяет нам дать ребенку методика Шичиды. Она рассчитана на детей от рождения и до семи-восьми лет.
Что нужно помнить, обучая ребенка чему-то новому?
Чтобы процесс обучения, и, как следствие, сближение между отчимом (мачехой) и ребенком прошло успешно, важно знать психологические особенности ребенка.
Всегда помните о том, что:
- Нельзя принуждать ребенка к игре или занятиям;
- Не стоит отводить строго определенное количество времени на обучение. Я, например, вывела идеальную формулу занятий: достаточно заниматься по пять-двадцать минут в день, но сконцентрировано. Как правило, если заниматься больше, то у ребенка пропадает интерес;
- Для закрепления результатов чередуйте умственную и физическую деятельность. Также давайте отдых, например, на выходные, чтобы дать ребенку время для усвоения материалов - они должны немного «улечься» в голове.
- Придерживайтесь доброжелательной обстановки во время занятий. Это - гарант того, что между вами и ребенком установится тесный контакт и доверие.
- Обязательно хвалите ребенка. Это очень важно делать и во время занятий, и просто по жизни.
- Не забывайте о конструктивной критике. Но учиться критиковать ребенка нужно так, чтобы потом он не чувствовал себя униженным. Это важно научиться делать так, чтобы ребенок имел возможность исправиться и, при этом, не чувствовал себя эмоционально истощенным.
- Сохраняйте доброжелательные отношения с бывшим мужем (женой). Даже если родители в разводе, то их общение не должно быть агрессивным - дети моментально считывают токсичную атмосферу. Постарайтесь быть в нормальных отношениях. У ребенка навсегда останутся только одни мама с папой. Не критикуйте своего бывшего спутника потому что если ребенок услышит плохие слова об одном из родителей, он спроецирует их на себя. В детской психике это выглядит так: «раз мама (папа) плохой — значит и я такой же».
- Помните, что у детей еще незрелый мозг и поэтому нет никакого смысла на них злиться или обижаться. Особенно следите за своими мыслями и словами во время игр и занятий. Вы можете сорваться на ребенка, а он даже не поймет за что. В юном возрасте они еще не умеют делать выводы. Единственное, что будет думать ребенок :«на меня кричат и я никому не нужен».
Выстраивание доверительных отношений с ребенком — процесс не быстрый, но очень интересный. Если регулярно обучать ребенка новым навыкам, поддерживать его, хвалить и сохранять при этом доброжелательную атмосферу, то и результат не заставит себя ждать.
Во что играли наши родители, когда были детьми - читайте в статье на нашем сайте.