Найти в Дзене

Очереди за «iPhone» покупные? Технологии создания искусственного интереса

Оглавление

Разберем манипуляции СМИ на примере повышения спроса на товар. Вы узнаете на реальном примере, как выглядят предположительно заказные статьи в СМИ, и как манипулируют массами в мировом масштабе.

Во время работы над статьей, изучая тему, я сделал для себя много открытий, постоянно углублялся в изучение технологий манипуляций, что и привело к такому объему статьи.

Начнем с того, что я называю «признания» – это когда человек сознается, что использовал технологии манипуляции.

Пиарщик об очередях, для которых он нанимал людей

В 2018-м году на сайте «Пятого канала» вышло интервью от человека, представленного руководителем известного PR-агентства. Там указано, что «скорее всего большинство из очередей этих — "липовые"», и что руководитель лично 3 года ставил людей у магазинов.

Источник: https://www.5-tv.ru/news/222164/otstalyj-smartfon-piarsik-rasskazal-opostanovocnyh-oceredah-zaiphone/
Источник: https://www.5-tv.ru/news/222164/otstalyj-smartfon-piarsik-rasskazal-opostanovocnyh-oceredah-zaiphone/

Утверждается, что пиар-агентство давало людям деньги, чтобы они встали в очередь, купили коробку от телефона, и не распечатывая отдали ее бригадиру. Но заказы были не от самой компании, а от некого посредника.

Сколько платят за стояние в очереди?

Мне всегда были интересны конкретные суммы. На этот счет приводится интересная история про артистов:

Источник: https://www.5-tv.ru/news/222164/otstalyj-smartfon-piarsik-rasskazal-opostanovocnyh-oceredah-zaiphone/
Источник: https://www.5-tv.ru/news/222164/otstalyj-smartfon-piarsik-rasskazal-opostanovocnyh-oceredah-zaiphone/

Непонятно, чем оправдывали артисты свое стояние в очереди, если у них уже есть телефон. Статья сыровата, много ошибок и опечаток, но не в этом суть, наша задача не поверить на слово, а принять информацию к сведению.

Запомним про «артистов», задача которых высказывать бурный восторг. Далее по тексту мы еще встретим похожих людей.

Также в статье отмечается, что самой дорогой была аудитория от 30-ти до 40-ка лет. Их приходилось нанимать за 1000 рублей. В то время как студенты брали по 200-500 рублей в разных городах.

Могли ли быть настоящие очереди за первой моделью?

Пиарщик считает, что возможно, на старте продаж первой модели в 2007-м году были настоящие очереди в некоторых точках продаж:

Источник: https://www.5-tv.ru/news/222164/otstalyj-smartfon-piarsik-rasskazal-opostanovocnyh-oceredah-zaiphone/
Источник: https://www.5-tv.ru/news/222164/otstalyj-smartfon-piarsik-rasskazal-opostanovocnyh-oceredah-zaiphone/

Но я сомневаюсь, что естественные многочасовые и многодневные очереди были даже за первыми моделями в 2007-м году, так как эта технология пиара придумана не в последние годы. И телефон это не первый товар данной компании, значит, опыта в маркетинге достаточно. Насколько помню, известный пиарщик Эдвард Бернейс описывал похожую технологию еще в книгах 1920-х годов.

Также в статье 2018-го года отмечается, что нет смысла стоять в очередях, так как сейчас можно заказать телефон по интернету с доставкой на дом.

Начнем изучение очередей с середины 2010-х, когда уже каждый хоть раз пользовался интернет-торговлей. Я так и не увидел причин стоять в очереди несколько суток, но похоже, чтобы абсурдность не так бросалась в глаза, придумали сказочку с получением удовольствия от очереди.

Стояние в очереди ради удовольствия в 2015-м году

Если вы думаете, что стоять в очереди – это скучно, то ошибаетесь. На блогерской платформе «tjournal.ru» в 2015-м году вышло интервью молодого человека, которому даже «скоропостижная» покупка была не особо нужна. Он просто получал удовольствие от стояния в очереди:

Источник: https://tjournal.ru/tech/56243-iphone-6s-queues
Источник: https://tjournal.ru/tech/56243-iphone-6s-queues

Месье знает толк в развлечениях. В 2014-м «очередь была небольшая», и он залип в ней на сутки. Стоять в очереди ему настолько понравилось, что в 2015-м году он специально прилетел в Германию, и тут же встал в очередь на 4 дня. Думаю, туристу жить четверо суток у магазина куда интересней, чем гулять по Германии.

А как вам эта логика про вышеупомянутого месье?

«Летом 2015 года он освободился от учебы и с тех пор находится в поисках работы, изредка подрабатывая водителем Uber. Вечером 21 сентября он прилетел в Гамбург вместе с другом: по словам <...>, Германия просто находится ближе других стран, в которых состоится старт продаж.»

Безработные парни, изредка подрабатывающие в такси, могут слетать в Германию, чтобы постоять в очереди ради удовольствия, и попутно купить «iPhone 6s» за 850 евро. По-моему, все логично, я противоречий в истории не вижу.

Не похоже ведь на проплаченную статью с выдуманной историей? Якобы люди готовы стоять в очереди ради удовольствия. Весь контекст создает впечатление естественности очередей, думаю, это главная цель статьи.

Что говорят стоящие в очереди 2017-го года?

Ценителей времяпрепровождения в очереди оказывается много. В 2017-м году на Тверской улице в Москве рядом с главным офисом продаж на видео попал еще один:

Парень в ролике рассказывает на 58-й секунде:

«Телефонами не так давно занимаемся, но очень любим посещать различные мероприятия, где нужно стоять за вещами. Атмосфера благоприятная.»

Атмосфера благоприятная:

Как купить билет в очередь? Тоже хочу получить удовольствие. Источник: https://youtu.be/eF0EaUKlXgE
Как купить билет в очередь? Тоже хочу получить удовольствие. Источник: https://youtu.be/eF0EaUKlXgE

Думаю, нанятым людям проводят инструктаж с тезисами для оправдания, почему они стоят в очереди. Ведь иначе легко вывести на противоречие: «почему стоишь в очереди, если в соседнем магазине можно купить без очереди»? И логически обосновать не получится, если не апеллировать к удовольствию.

Само удовольствие, температура «благоприятной атмосферы» около нуля:

Источник: https://youtu.be/eF0EaUKlXgE?t=58
Источник: https://youtu.be/eF0EaUKlXgE?t=58

Помните, как пиарщик сообщал, что есть специальные люди для восторгов на интервью в очередях? Корреспондент информационного агентства «URA.RU» пообщался с людьми в очереди 2017-го года на Тверской улице в Москве. Некий Филипп высказывал восторг 10-й моделью:

«Юбилейная версия самого уважаемого в мире телефона заслуживает такого внимания. Это ведь новые технологии, опережающие своих оппонентов на ближайшие два года в плане прогресса.»

Какие-то люди отказались говорить с корреспондентом, ограничились лишь кратким восхвалением:

«Мы уже Айфон купили, мы уже кайфуем.»

Еще была студентка 20-ти лет. Она уже сутки сидит в очереди на специально взятом пуфике, хочет купить телефон себе и в подарок маме. Думаю, это самый полезный подарок женщине около 40-ка лет от на редкость хорошо подрабатывающей дочери-студентки. У нее в будние дни вне работы и учебы есть время сутки стоять в очереди.

Корреспондент заметил, что большая часть стоящих в очереди – это молодые парни, около 20-ти лет, иногда девушки. Обычно именно такие люди подрабатывают на эпизодических работах, где не требуется образования.

Утверждается, что очередь к старту продаж достигла более 600 человек, и показывается фотография стикера с номером 505, который клеили на руки людям в соответствии с их местом в очереди. В интернете я не встретил информации, что очередь продолжалась после открытия магазина.

Автобус с пиаром «проехался» по СМИ (2017)

Также можно рассмотреть интересный пиар, напоминающий коллаборацию коммерческой и государственной структуры.

Многие СМИ в 2017-м году сообщали, что «Мосгортранс» выделил специальный автобус «для подогрева» стоящих в очереди у флагманского магазина на Тверской. Ночная температура тогда могла опускаться до -4. Многие могли и «удовольствие» отморозить.

Радиостанции «Говорит Москва» подтвердили выделение транспорта в «Мосгортрансе»:

«Не важно, за чем молодежь стоит. Мы не хотим, чтобы они в погоне за модой заработали себе пневмонию.»

Это растиражировали в СМИ, что сделало хороший пиар, как телефону, так и городской службе, заботящейся о гражданах.

Также по данным «URA.RU» очередникам раздавали пиццу и горячие напитки. Про раздачу печенек информации нет.

Пятидневная очередь в 2018-м году

В 2018-м году по данным «РИА Новости» на Тверской улице в Москве первые три человека заняли очередь за 5 дней до старта продаж, назначенных на 28-е сентября. А всего в день старта продаж было роздано 250 талонов для очередников.

Карта некоторых фирменных салонов в Москве 2022-го года (2018-го не нашел)
Карта некоторых фирменных салонов в Москве 2022-го года (2018-го не нашел)

Прикол в том, что 28-го числа продажи стартуют во всех торговых точках города, как в фирменных, так и просто в торговых сетях, суммарно которых в городе сотни. «Коммерсант»:

«Продажи начались также на официальном русскоязычном сайте Apple, в розничных сетях «Эльдорадо», «М.Видео», «Евросеть», «Связной», МТС, «Вымпелком», «Мегафон»»

Карта сотен торговых точек некоторых розничных сетей в 2022-м году:

Торговые точки «Эльдорадо», «М.Видео», «Связной», «МТС», «Вымпелком», «Мегафон» в Москве в 2022-м году (2018-го не нашел)
Торговые точки «Эльдорадо», «М.Видео», «Связной», «МТС», «Вымпелком», «Мегафон» в Москве в 2022-м году (2018-го не нашел)

И там очередей не было, об этом на следующий год сообщили на сайте телеканала «Москва 24»:

«В прошлом году в ближайших салонах, где тоже можно было приобрести новый iPhone, не было ни одного человека»

В Казани также не было очередей, «БИЗНЕС Online»:

«Магазины в Казани открыли свои двери для фанатов «яблок» в 8:00, но покупатели за новыми телефонами не пришли»
Очередь, чтобы постоять в очереди
Очередь, чтобы постоять в очереди

По-моему, чтобы люди не заподозрили странности, в СМИ распространяли оправдание нелогичных очередей, якобы это не нанятая массовка, а люди просто стоят ради удовольствия. Но очереди еще объясняют желанием людей продать место в очереди.

Сколько стоило место в очереди в 2018-м году

СМИ пишут: «стояльцы у Тверской» погорели на том, что продажи в России начались с опозданием от мировых на неделю», так как якобы многие из стояльцев хотели продать свое место в очереди или перепродать телефон. Но покупателей ни на место, ни на телефон не нашлось.

Как я себе это вижу:

  1. сотни людей не знали, что телефон можно купить через интернет в России (с доставкой в день старта продаж в России)
  2. не знали, что за неделю до старта продаж в России можно купить за границей
  3. не знали, что в других городах нет очередей
  4. не знали, что в другом салоне на той же улице нет очередей

...и стояли в очереди несколько суток в надежде продать место кому-то, неспособному зайти в соседний магазин.

На расстоянии 700 метров на той же улице находится еще один фирменный магазин, а на другой улице в километре еще один. И это только фирменные салоны, а еще несчетное множество других магазинов электроники:

1) «1-я Тверская-Ямская ул., 28» 2) «Тверская, 27, стр. 1» 3) «ул. Тверская, д. 16, павильон 3-13, 3 этаж» (Источник: https://web.archive.org/web/20180913054750/https://naitiko.ru/companies/re_store/moskva)
1) «1-я Тверская-Ямская ул., 28» 2) «Тверская, 27, стр. 1» 3) «ул. Тверская, д. 16, павильон 3-13, 3 этаж» (Источник: https://web.archive.org/web/20180913054750/https://naitiko.ru/companies/re_store/moskva)

Напомню, продажи телефона в 2018-м году в России стартовали в 28-го сентября. За неделю до этого, 21-го сентября, газета «Московский комсомолец» сообщает о старте продаж мест в очередях:

«На ресурсе «Авито» за последние сутки появилось больше 70 объявлений от желающих потратить пару дней своей жизни, чтобы вы купили новый «Айфон» одним из первых. Цена вопроса — от 20 до 450 тысяч рублей.»

То есть, появились объявления, где утверждается, что люди продают места в очереди. Ко дню старта продаж количество объявлений увеличилось до 392 штук. «БИЗНЕС Online» дополняет:

«...на «Юле» место в первой десятке в очереди оценивалось в 270 тыс. рублей.»

Однако, объявление о самом дорогом месте за 450 тыс. руб. оказалось немного странным. По данным газеты «Московский комсомолец» – «Увы, его автор не взял трубку». А был ли автор?

Могу предположить, что технология следующая: производителем специально размещаются искусственные объявления, чтобы создать впечатление ажиотажа и информационный повод для новостей СМИ.

По данным «РБК» пресс-секретарь «Авито» сообщила, что в день старта продаж на их сервисе было закрыто всего одно объявление с пометкой «продано» и еще четыре просто закрыты без пометки.

«Московский комсомолец» поговорил с одним из продающих по интернету место в очереди, просящим 250 тыс. руб. за место в первой десятке. Молодой человек сообщил, что первое место в очереди 2017-го года продавалось за 300 тыс. руб. Обращаю внимание: «продавалось», а не «продалось».

За все время чтения статьей, я не встретил ни одного внятного факта сделки по продаже места ни до 2018-го года, ни после.

В Казани (Татарстан, РФ) также никто не заказал услугу «отстой в очереди»:

Источник цитаты: https://www.business-gazeta.ru/article/396955
Источник цитаты: https://www.business-gazeta.ru/article/396955

Также ресурс сообщает, что очередей в Казани не было, а некоторые точки продавали телефон за день до официального старта продаж в России, перепродавая с европейского рынка.

Кто продал место в очереди 2018-го года?

Корреспонденты говорят, никто не продал место в очереди в Москве, несмотря на огромное количество публикаций в СМИ. Обращаю внимание – огромное количество публикаций.

Источник цитаты: https://www.business-gazeta.ru/article/396955
Источник цитаты: https://www.business-gazeta.ru/article/396955

Корреспонденту не удалось зафиксировать факт продажи места в очереди в 2018-м году.

Очередь рассосалась почти сразу же после открытия магазина, объяснили это тем, что там в основном продавцы мест:

«Магазин открылся буднично. Когда стало ясно, что продаж все же не будет, большинство «сидельцев» потянулись восвояси несолоно хлебавши. Однако один молодой человек лет 30 из очереди все же в числе первых прошел внутрь. Выглядел он неряшливо, в его облике проскальзывали черты усталости и алкогольного опьянения. Под вспышки фотокамер СМИ и аплодисменты он переступил порог магазина...»

Вот видео из статьи с этим молодым человеком:

Он радовался, что зашел первым, сказал, что купил место в очереди за 50 тысяч. У него спросили:

– Финансовое средства у вас остались на покупку? – почему-то засомневался один из журналистов.
– Вот это вопрос... – после паузы отвечает мужчина, еще не дойдя до кассы.

Он шестым чувством предвидел, что потерял деньги на покупку телефона? Дар предвидения его не подвел, «БИЗНЕС Online» пишет:

«...денег на телефон у него не оказалось. Парень посмотрел на новые iPhone, улыбнулся и вышел вон»

В «РБК» писали, что деньги были именно на покупку телефона и он их потерял: «Он утверждал, что потратил 50 тыс. руб. на место в очереди, а деньги, предназначенные для покупки смартфона, потерял».

Однако, через год к старту продаж новой модели показания изменились. СМИ распространяли «оправдалочку», якобы молодой человек покупал место в очереди не для себя, а на перепродажу. Но и тут не состыковка: чему он радовался, заходя в магазин и осознавая, что перепродать уже не получится?

А через два года в СМИ взаимоисключающие параграфы слились в один. Теперь он и место купил за 50 тысяч, чтобы перепродать, но не удалось, и выронил из кармана 170 тысяч, но телефон уже не планировал покупать:

Источник цитаты: https://www.m24.ru/articles/obshchestvo/14102020/157238 (2020)
Источник цитаты: https://www.m24.ru/articles/obshchestvo/14102020/157238 (2020)

В этой истории множество и прочих нестыковок. Например, на видео он не смог ответить на вопрос, сколько простоял в очереди, а через 2 года в СМИ появились подробности, что стоял 5 часов. Мне одному кажется, что подобные подробности как будто специально вбрасывают, чтобы отработать несостыковки прошлых пиар кампаний?

Мне видится логичным объяснением, что просто нагнали массовку для пиара в СМИ. На видео можно заметить множество журналистов: 4-5 профессиональных камер снаружи магазина, и еще 11-13 внутри, не считая снимающих на телефон.

«Великое стояние на Угле» 2018-го года: первый реальный покупатель

Если вам показалось, что очередь почти на 100% состоит не из реальных покупателей, то ваше впечатление не ошибочно. Первый настоящий покупатель зашел в магазин вторым, хотя по списку был 247-м. Он пришел всего за 2,5 часа до открытия магазина, и место в очереди не покупал:

Источник цитаты: https://ria.ru/20180928/1529528931.html
Источник цитаты: https://ria.ru/20180928/1529528931.html

Всего было роздано 250 талонов с номерами мест в очереди, первый реальный покупатель имел 247-й номерок. Что-то мне подсказывает, что если бы он пришел лишь за 15 минут до открытия, то все равно был бы первым. А разговоров-то было: некоторые СМИ писали, очередь достигала 400 человек, а люди стояли по 5 дней.

Из 250 человек не более 4 настоящие
Из 250 человек не более 4 настоящие

Ведущий аналитик «Mobile Research Group» замечает, что в 2018-м году очередь была только на Тверской, а в ближайших салонах не было ни одного человека. На тот момент в Москве только фирменных салонов было около 40 штук, и еще несчетное количество магазинов других торговых сетей, занимающихся продажей новой модели.

Актеры в очереди?

Восемнадцатилетний студент, занимавший 1-е и 2-е место рассказывал журналистам, что ему якобы предлагали по 350 тыс. руб. за каждое, но он не согласился, так как хотел по 500.

В итоге по его же словам он ничего не продал. Значит, за 4 дня в очереди кроме выдуманных предложений другие не поступали:

«Я не вложил ни копейки в это все, ничего не потратил, просто получил кучу новых эмоций, удовольствия, кучу хайпа, популярности. У меня взяли много интервью»

Думаю, его последняя фраза объясняет цель исходящей от него информации.

Некий Сергей, стоявший в очереди третьим, сообщил журналистам, что ему не предлагали даже 50-70 тыс. А студент, видя, что места никто продать не может, отказывается от 700 тыс.?

Данный анонимный Сергей сообщил журналистам, что якобы продал третье место за 2 тысячи. Может выдумал, а может и правда, но по факту на третьем месте не было реального покупателя. Так как первый реальный покупатель был с 247-м талоном и место не покупал.

Сомнения в словах Сергея и подозрения в его постановочности вызываются эти утверждения:

Сергей рассказал, как мужчина, занявший 14-е место, устал ночью стоять и продал его за 10 тысяч рублей. Еще одному человеку удалось перепродать очередь за 120 тысяч

Есть небольшие сомнения, что даже за 2 тысячи кто-то бы купил место, уже не говоря о 120-ти тысячах. Ведь на той же улице всего в 150-ти метрах находится салон «МТС», где можно приобрести тот же телефон:

Телефон продается в 150-ти метрах от «Великого стояния на Угле», салон «МТС». Источник: Яндекс.Карты https://yandex.ru/maps/-/CCUZBDFU9C
Телефон продается в 150-ти метрах от «Великого стояния на Угле», салон «МТС». Источник: Яндекс.Карты https://yandex.ru/maps/-/CCUZBDFU9C

А в 500-та метрах есть еще и «Мегафон», уже не говоря о двух фирменных точках продаж в радиусе километра.

Очередь на Тверской в следствие эффекта Манделы?

«РБК» нашел еще одну причину, почему люди стояли в очереди именно тут:

Источник цитаты: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/5bae0de39a79474dd181bfea
Источник цитаты: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/5bae0de39a79474dd181bfea

Люди у главного фирменного магазина в Москве, необоснованно посчитали, что тут старт продаж начнется на несколько дней раньше. Хотя везде указаны одинаковые даты, и никогда фирменный магазин не продавал раньше срока. А вот некоторые нефирменные магазины продавали до официального старта продаж в России, но там очередей не бывает.

Более того, товар в магазин на Тверской подвезли только за день до старта продаж, но на этот день магазин закрыли, пока сотрудники раскладывали товар.

Выходит, очередь образовалась из-за сбоя в коллективной памяти?

По-моему, это выдумано, как «оправдалочка» якобы естественности, а не постановочности очереди. Под конец статьи соберется почти с десяток «оправдалочек» из СМИ, но ни в одной из них нет даже намека, что это постановка самой компании.

Очередь у флагманского магазина Нью-Йорка 2016-го года

Пока из того, что я видел, очередь всегда только у одного из сотен магазинов в городе. Были случаи, когда пытались делать вид существования очередей сразу в 3 местах на Москву, но там либо на фото 30-40 человек (вместо подаваемых 500), либо фото найти не удалось.

Судя по всему, схема во всем мире одна, посмотрим на пример из Нью-Йорка 2016-го года. Хоть я глубоко тему Нью-Йорка не копал, но похоже там очередь тоже только у флагманского магазина на Пятой авеню:

Источник: https://www.bfm.ru/news/333732
Источник: https://www.bfm.ru/news/333732

Есть ли дефицит телефона?

Еще за 5 дней до официального старта продаж 2018-го года в России через некоторые точки продаж в Казани продавали телефон, пусть и дороже. Другими словами, в Москве 23-го сентября только начинала собираться «Великая пятидневная очередь», а в Казани уже можно было купить телефон. «БИЗНЕС Online»:

Источник цитаты: 
https://www.business-gazeta.ru/article/396955
Источник цитаты: https://www.business-gazeta.ru/article/396955

Корреспондент спросил у продавца в Казани, можно ли в день официального старта продаж купить телефон по официальной цене:

Источник цитаты: 
https://www.business-gazeta.ru/article/396955
Источник цитаты: https://www.business-gazeta.ru/article/396955

По словам продавца по официальной цене, скорее всего, товар доступен не будет. Количество телефонов на складе ограничено, поэтому первые дней 5 будет цена, взятая корреспондентом с потолка.

Если я правильно понял, это было в казанском ГУМе, это не фирменный салон, а в других точках продаж ситуация иная:

Источник цитаты: 
https://www.business-gazeta.ru/article/396955
Источник цитаты: https://www.business-gazeta.ru/article/396955

В одной из точек продаж в Казани продавцы «пугают» ожиданием в пять дней или завышенной ценой, а не «воображляндия» ли это? Посмотрим, что было на старте продаж.

В день старта продаж магазины открылись буднично, без очередей, люди как обычно приходили и покупали, а некоторые магазины даже пустовали:

Источник цитаты: 
https://www.business-gazeta.ru/article/396955
Источник цитаты: https://www.business-gazeta.ru/article/396955

Про дефицит я встречал только пересказы слухов не от очевидцев или со слов бесфамильных продавцов. Например:

Источник цитаты: 
https://www.business-gazeta.ru/article/396955
Источник цитаты: https://www.business-gazeta.ru/article/396955

Конкретных историй от «обычных» людей, которые не могли вовремя купить телефон, я не встретил. Единственный дефицит, фактически зафиксированный корреспондентами вышеупомянутого СМИ – это отсутствие нужного цвета в неофициальном магазине, но, думаю, достаточно сходить в соседний.

Я не могу проглядеть дефицита в оффлайн-торговле. Может в интернет-магазинах есть какие-то проблемы?

Дефицит в онлайн-торговле в России (2017)?

Губка для промывки мозгов
Губка для промывки мозгов

В 2017-м году в момент старта предзаказа телефона в интернете многие крупные СМИ распространили новость об «онлайн-очередях»:

Источник цитаты: https://vc.ru/tech/28112-rossiyane-razobrali-predzakazy-na-iphone-x-v-apple-store-za-tri-minuty
Источник цитаты: https://vc.ru/tech/28112-rossiyane-razobrali-predzakazy-na-iphone-x-v-apple-store-za-tri-minuty

Говорят, на официальном сайте все скупили за 3 минуты и теперь надо будет ждать неделями, а то и полтора месяца. Менее чем через час десятки крупных СМИ начали тиражировать эту новость.

Однако, есть нюансы, «РБК» пишет:

«Поскольку у онлайн-магазина Apple доля в продажах маленькая, на него было зарезервировано небольшое количество новых iPhone, и этот лимит был исчерпан быстро. На сайтах операторов МТС, «МегаФона», «ВымпелКома», «Евросети», «Связного» и других крупных ретейлеров все еще можно совершить предзаказ и получить смартфон 3 ноября, убедился корреспондент РБК.»

То есть, дефицит как бы есть, но его как бы нет. По факту нет, ведь корреспондент проверил, что заказ точно в срок доступен, но анонимные продавцы и в этом году пугали надвигающимся дефицитом:

Однако собеседник РБК в еще одном крупном ретейлере сказал, что срок ожидания массовых поставок будет таким же, какой указан на официальной странице Apple, то есть 5–6 недель. «Скорее всего, в офлайне будет дефицит новых моделей», — говорит он.

Продавец анонимен потому, что если скажет из какой он торговой сети, то никто у них не будет покупать, клиент уйдет к конкурентам, которые не пугали вымышленными сроками?

Кроме страшилок от продавцов о дефиците, я не встретил утверждений от живых людей об ожидании хотя бы 2-3 недели. В той же статье уже не анонимная торговая сеть дает разгадку для чего это делается:

«Мы продолжаем принимать предзаказы, жители Москвы и Санкт-Петербурга могут оплатить покупку уже на этапе предзаказа, что гарантированно дает возможность получить новинку одними из первых. Доставка начнется с 3 ноября»

Если я закажу прямо сейчас, то получу товар точно в срок. Это известный маркетинговый прием: создание спешки через ограничение времени на принятие решения.

О дефиците сообщили громко и многие, а о том, что можно купить в других магазинах, сообщили тихо и немногие. Как правило, сообщали в контексте «и там тоже ожидается дефицит».

Некоторые СМИ вообще не сообщали, что речь только про фирменный магазин, а не про ретейлеров, с которых основные продажи:

Как видно, говорили, что все раскупили и прогнозировали, что следующая партия, доступная по предзаказу, может попасть к покупателям только через месяц.

Кстати, насчет этого:

«Поскольку у онлайн-магазина Apple доля в продажах маленькая, на него было зарезервировано небольшое количество новых iPhone, и этот лимит был исчерпан быстро»

Вы помните, что бессмысленные очереди «оправдывали» сразу несколькими нелогичными «оправдалочками»? Так и тут непонятна логическая связь между «доля продаж маленькая, поэтому малый резерв» и «этот лимит был исчерпан быстро». Если доля продаж маленькая, то и малого резерва должно быть достаточно. Объяснение, которое ничего не объясняет, но все равно почти никто задумываться не будет.

Как подогревали ажиотаж

Кстати, за 3 дня до старта предзаказа подогревали ажиотаж еще и массовыми сообщениями в СМИ о дефиците компонентов. В частности, «Игромания» пишет:

«По неофициальной информации, Apple столкнулась с нехваткой компонентов для производства iPhone X и выпускает в два раза меньше смартфонов, чем планировалось изначально»

«Неофициальная информация» удобная тем, что можно заказать в СМИ публикацию статей, подогреть ажиотаж, а отвечать за достоверность не надо.

Или еще крупные СМИ:

Аналитики уверены, что даже если компании удастся произвести к началу продаж миллион смартфонов, их не хватит на всех желающих, что породит дефицит.

Вот еще из другого СМИ:

«Столь высокий спрос на безрамочную новинку от Apple стал неожиданностью для аналитиков рынка мобильных устройств, отмечает Nation News.»

У одних аналитиков дефицит из-за того, что товара произведено мало, у других из-за неожиданно высокого спроса. У третьих из-за того и другого сразу.

Наши СМИ цитировали и западного аналитика, который пророчил дефицит в течение 3-4 месяцев:

«iPhone X достигнет баланса между спросом и предложением на мировом рынке где-то в I квартале 2018 г., то есть через три-четыре месяца после выпуска»

СМИ публиковали слова блогера, убеждавшего в «наличии отсутствия» телефонов:

Источник: https://www.bfm.ru/news/368597
Источник: https://www.bfm.ru/news/368597

Настал день старта продаж в оффлайн-магазинах.

СМИ сообщали, что почти все раскуплено:

«Первая партия iPhone X была почти полностью раскуплена в день старта продаж в России, сообщили реселлеры Apple. Новая поставка iPhone X ожидается через неделю <...>»

Удобное слово «почти». Оно варьируется где-то в промежутке от 1% до 99% товара. Я так понимаю, все еще можно успеть, если куплю прямо сейчас?

Одни СМИ говорили, что новая поставка ожидается через неделю, а некоторые СМИ и эксперты, что через месяц:

Источник: https://360tv.ru/tekst/obschestvo/jubilejnyj-azhiotazh/
Источник: https://360tv.ru/tekst/obschestvo/jubilejnyj-azhiotazh/

Аналитик считал, что в страну привезли всего 15 тысяч устройств:

Источник: https://360tv.ru/tekst/obschestvo/jubilejnyj-azhiotazh/
Источник: https://360tv.ru/tekst/obschestvo/jubilejnyj-azhiotazh/

А некоторые анонимные собеседники в СМИ оценивали первую партию и в 10 тысяч штук:

Всего в первой партии было до 10 тыс. iPhone X, оценивает собеседник, близкий к Apple. В первой партии могло быть от 10 до 15 тыс. шт., уточняет сотрудник одного из реселлеров Apple. Еще один собеседник на рынке уверен, что было продано «значительно больше».

Обнадеживает «еще один собеседник», который считает, что продали значительно больше.

В той же статье продавцы рассказывают о прогнозируемом дефиците на несколько месяцев:

Часть ритейлеров признают, что iPhone X стал дефицитным товаром. «По нашим прогнозам iPhone X будет в дефиците в течение нескольких месяцев»,— ожидает представитель «Евросети». «Поставки на нашу страну ограниченные, поэтому ожидаем дефицит до конца года»,— соглашаются в «Эльдорадо».

Подогревали даже статьями с расчетами, сколько стоит слетать в США за покупкой телефона. Оказывается, это дешевле, чем брать у перекупов с рук за сотни тысяч. Как будто это кто-то делает.

СМИ говорили, что телефонов произвели в 2 раза меньше:

«В 2017 г. мировые поставки iPhone X составят только 20 млн штук из-за проблем с дисплеями, сообщает Bloomberg со ссылкой японский новостной сервис Nikkei. Это только около половины от количества, ранее обозначенного в прогнозе компании. Представитель Apple отказался от комментариев, сообщает Bloomberg.»

Интересно, если произведено товара в 2 раза меньше запланированного, то можно ведь просто дать меньше рекламы, чем запланировано, тогда и «дефицита» не будет, заодно можно сэкономить на рекламе, все равно же не получится продать товар, который не произведен. Не вижу логики рекламировать продукт, если ты не можешь удовлетворить спрос. Я ее вижу только в том, чтобы пускать слухи о дефиците, но продавать товар в нужном количестве при ажиотажном спросе.

Итого: многие СМИ рассказывали, что в первой партии всего в 10-15 тысяч штук, якобы «почти» все уже раскупили и следующая поставка через месяц.

Оказалось, что не через месяц. Официальный представитель сообщил, что на 10-й день продаж «практически» реализовали уже 2-ю поставку:

«В нашей сети вторая поставка практически вся уже реализована, 14 ноября мы ожидаем следующую»

Очевидно, на 11-й день будет уже 3-я поставка.

В той же статье сообщается, что за первые 5 дней продаж 2017-го года в сетях мобильных операторов России в зарегистрировано 25 тысяч телефонов этой модели, а за 9 дней уже 39 тысяч устройств.

Получается, в первой поставке было не 10-15 тысяч устройств, а больше? И вторая поставка была уже через неделю, а не через месяц.

Но главное – были ли трудности с приобретением телефона? Я не встретил никаких данных, кроме «запугивания» от экспертов и аналитиков. Где эти люди, которые согласно «пророчествам» не могли купить устройство месяцами?

Очереди то ли на 500 человек, то ли на 50

В крупном СМИ говорилось, что в этом году очередь была не только у главного магазина на Тверской, но еще в 2 точках (из сотен). Первая в ТЦ «Метрополис» на 500 человек:

«К открытию магазина «М.Видео» в ТЦ «Метрополис» пришло около 500 человек, которые раскупили iPhone X в течение первого часа продаж, рассказал представитель ритейлера.»

Но вот материал, где говорится, что было «более 100 человек», а на фотографиях лишь 30-50, что в 10 раз меньше.

Вторая очередь в ЦУМе:

«Несколько сотен человек ожидали открытия Apple Shop в столичном ЦУМе в 10 утра по московскому времени»

Фотографий этой очереди в ЦУМе я не нашел вообще. Почему с вещдоками всегда трудности? Если кто-то хочет можете поискать фотографии, о результате сообщите мне.

Если до старта продаж выходили новости, что в интернете продают места в очередях (но никто не продал), то после старта продаж СМИ публиковали новости, что в интернете перепродают уже сами телефоны, и в 2 раза дороже:

«На сайтах объявлений и торговых площадках их цена варьируется от 120 до 300 тысяч рублей, но есть и уникальные предложения — за миллион.»

Судя по данным 2022-го года от Федеральной Антимонопольной Службы, государство не регулирует цены на телефоны. Поэтому непонятно, если в первое время телефон можно перепродать в 2 раза дороже, то почему сам производитель не продает его в 2 раза дороже?

Через год СМИ утверждали как факт о каких-то гигантских очередях и ожиданиях в месяцы:

«Партии смартфонов обычно ограниченные, очереди за ними — гигантские. И не виртуальные, а вполне себе физические. Не успел купить гаджет в первые дни — будешь, «как лох», ждать еще несколько недель, а то и месяцев»

«Пропаганда² в квадрате»

СМИ писали, что «дефицит» возник не просто из-за какие-то технических трудностей на производстве, а конкретно из-за системы распознавания лиц. И какое совпадение – СМИ также сообщали, что эта технология впервые появится в телефонах производителя, чем выгодно отличает его от других. Также «проблемы» производства решили возникнуть из-за впервые безрамочного дисплея на новой технологии.

-31

Дефицит онлайн-продаж в мире в 2017-м?

Интернет-предзаказ устройства во многих странах открылся 27-го октября. Дата доставки онлайн-заказа определена на 3-го ноября, в этот день в 55-ти странах мира стартуют и оффлайн продажи.

Ссылаясь на ресурс «9to5mac», некоторые СМИ пишут, что 27-го октября дефицит был во всем мире. Схема такая же, как и вышеописанная из России. Точнее, у нас, как у них, потому что там старт продаж начался на несколько часов раньше. За границей тоже пишут, что заказов много, все раскупили за считанные минуты, и многим придется ждать 4-5 недель:

Читать снизу вверх. Автоперевод. Источник: https://9to5mac.com/2017/10/27/iphone-x-now-available/#comment-3587363449
Читать снизу вверх. Автоперевод. Источник: https://9to5mac.com/2017/10/27/iphone-x-now-available/#comment-3587363449

Но действительно ли придется ждать? В комментариях под новостью о «дефиците» на «9to5mac» человек спрашивает:

Источник цитаты: https://9to5mac.com/2017/10/27/iphone-x-now-available/#comment-3587363449
Источник цитаты: https://9to5mac.com/2017/10/27/iphone-x-now-available/#comment-3587363449

Как я понял из автоматического перевода, человек спрашивает, почему все пишут, что получили заказ на 3-е ноября без какой-либо задержки. Где тогда дефицит? Ему отвечают, что тут просто выборка небольшая.

Также люди пишут, что если покупать не в официальных магазинах, то со сроками все в порядке (как и в России), в частности:

Источник цитаты: https://9to5mac.com/2017/10/27/iphone-x-now-available/#comment-3587363449
Источник цитаты: https://9to5mac.com/2017/10/27/iphone-x-now-available/#comment-3587363449

Странно, что все 479 комментариев под новостью ограничиваются днем публикации. Могли ли комментарии специально закрыть? Может быть, люди могли рассказать, что несмотря на «ожидание 4-5 недель» уже на следующий день, когда в СМИ спал хайп о дефиците, всем пришло подтверждение заказа на 3-е ноября?

На следующий день появилась информация, что пользователи на форумах сообщают об изменении даты доставки с 10-17 ноября на 3 ноября:

«Пользователи Reddit заметили, что дата предварительной доставки смартфонов изменилась с 10-17 ноября на 3 ноября»
«Эти изменения затронули лишь пользователей, которые должны были ждать новинку 2-3 недели»

Причем, компания официально не сообщила хорошую новость, это пользователи заметили и поделились на форумах. Компания почему-то не захотела огласить сей факт.

Думаю, было так. Люди на форумах массово сообщали об отсутствии задержек, что угрожало мифу о дефиците. Для нивелирования этого заказали в СМИ статьи об этих сообщениях, чтобы попутно вбросить тезис «это не у всех ждунов так, а лишь у 2-3 недельных, а ведь есть еще 5-6 недельные». И ведь не проверишь, а если кто-то скажет, что ему подтвердили заказ без задержки, то ему просто повезло.

В России СМИ публиковали новости с переодичностью рейсового автобуса:

  • 2-го ноября в России вышла новость, что сроки доставки снижены с 5-6 до 3-4 недель
  • 15-го ноября СМИ сообщили о снижении срока с 3-4 до 2-3 недель
  • 1-го декабря сообщили, что срок сокращен до 5-ти дней, «дефицит» побежден

Но речь лишь про фирменный магазин, из статьи от 15-го ноября:

«Спустя менее двух недель с момента старта продаж «десятки» российское подразделение Apple изменило сроки ее доставки при условии заказа в фирменном онлайн-магазине»

Там же говорится, что «кому-то везет», то есть могут доставить и раньше обозначенного срока:

«Другой хорошей новостью стало и то, что Apple, как правило, старается доставлять смартфоны раньше обозначенного срока. Об этом заявили сразу несколько потребителей. По их словам, посылка с iPhone X может приехать в срок от 10 до 14 дней.»

Вопрос лишь в том, действительно ли потребители заявляют о целых 10-14 днях задержки или это выдумано и задержки нет.

Схема

Возможно, схема для всего мира одна:

  1. В фирменном магазине (только в нем, а не у других продавцов), выставляется информация, что заказов много и срок доставки продлен до 5-6 недель. Про других продавцов в СМИ либо не упоминают либо вбрасывают, что и у них вот-вот все закончится.
  2. Эту информацию тиражируют в СМИ, обеспечивают ажиотаж, и люди стремятся заказывать сейчас, чтобы потом не ждать еще дольше.
  3. Все заказы втихую подтверждают на 3-е ноября, а в СМИ вбрасывают, что повезло лишь некоторым.
  4. В течение месяца вбрасывают в СМИ, что сроки снижены с 5-6 недель до 3-4, потом до 2-3, потом до 5-ти дней. Создается впечатление дефицита, но речь только про фирменный магазин, не пользующийся особым спросом. При этом и с него доставляют без задержек, объясняя удачей.
  5. А ретейлеры (другие продавцы), составляющие основной объем продаж, все это время в штатном режиме без дефицита продают подогретым покупателям.

Это лишь мое предположение.

Без «оправдалочки» про дефицит компонентов это все не провернуть. Иначе люди зададутся вопросом, как можно было не спрогнозировать спрос в 55-ти странах? В очередной раз.

Кстати, похоже без дефицита компонентов не обошлось и в 2021-м году. В январе 2022-го «РБК» пишет:

«Продажи Apple в очередной раз побили рекорд и прогнозы аналитиков, несмотря на опасения о влиянии дефицита компонентов на производство iPhone»

Многоуровневая пропаганда

Стоит рассказать о таком явлении, как «многоуровневая пропаганда». Это когда одна и та же пропаганда (информация) нацелена на людей с разным уровнем компетентности, и манипулирует ими по разному, но подводит к одному выводу. По-моему, этим пользуются в политической, военной, идеологической, коммерческой и прочих пропагандах.

Это что-то вроде двойных смыслов. Мне кажется, работает это следующим образом:

  1. Те, кто попроще, думают, что дефицит реальный, статьи не проплаченные и очереди реальные.
  2. Более умные догадываются, что дефицит создают искусственно, придерживая товар, чтобы об этом естественным образом сообщили СМИ, но это привлекает реальные очереди.
  3. Еще более умные, думают, что дефицит создают искусственно, чтобы проплатить в СМИ статьи, что создает очереди, но они все еще реальные.

Уже три уровня понимания из одной и той же информации, но вывод один - товар реально крут, раз вызывает такие очереди. А этот вывод и нужен.

И самые умные, на мой взгляд, понимают, что дефицита нет, все продается во время, очереди постановка, а в СМИ по большей части проплаченные статьи.

Очереди в 2019-м году: 20 человек

Выше мы выяснили, что нет смысла продавать места в очереди и пытаться перепродать телефон. Телефон свободно продавался в официальных и неофициальных точках, которых в Москве сотни. Нигде очередей не было, кроме одной на улице Тверской, и та не из реальных покупателей. Также телефон можно купить и до официальной даты продаж, пусть и дороже. Продавался он и в интернете.

Вроде бы на примере событий до 2018-го года все уже понятно. Но в 2019-м году СМИ снова тиражируют «важную» новость, что на онлайн-площадках появились объявления о продаже мест в очереди.

Похоже схема та же. Сами создали объявления, сами проплатили в СМИ статьи о них. На этот раз очередь к открытию магазина была всего 20 человек.

Кадр из прямого эфира через час после открытия:

Источник: https://www.m24.ru/videos/video/20092019/216013
Источник: https://www.m24.ru/videos/video/20092019/216013

За 10 минут до открытия магазина «360» пишет:

«К моменту написания заметки место в очереди не изъявил желание приобрести ни один поклонник iPhonе.»

Хотя «РИА Новости» писали о каком-то молодом человеке, стоящем в очереди первым, сообщившим, что у него якобы заказ на очередь:

«Я не себе, я продаю место. У меня заказ на 30 тысяч за место. Покупатель хочет купить iPhone 11 Pro Max»

В прошлом году очереди из 400 человек (так СМИ говорят) никто не купил место, а этом году с очередью на 20 человек, ему кто-то сделал заказ?

Заказать за 30 тысяч «постояльца» очереди клиент догадался, а купить в интернете с доставкой на дом нет? В крайнем случае, мог бы сам сходить в любую точку продаж и купить без очереди.

Как отбиться от тезиса об искусственных очередях?

В одном из СМИ почти не завуалировано описали всю суть:

Источник: https://www.m24.ru/articles/tehnologii/12092019/155974
Источник: https://www.m24.ru/articles/tehnologii/12092019/155974

Довольно редкий случай, когда в СМИ намекают, кто организовывает искусственные очереди, но все же не говорят прямым текстом. А это важно. Ведь, во-первых, люди, не погруженные в тему, не поймут, а во-вторых, в этом тезисе специально подменяют понятия.

Подмена понятий

Подменяют понятия так. Некая компания может сама заказать статьи про искусственный ажиотаж, где его называют фейком, а очереди аферой. Делается это для того, чтобы наполнить эти слова другим смыслом, подменив причину, по которой это так называют.

Якобы искусственность в том, что это продавцы мест и перекупы, а не оплаченные самой компанией люди. В итоге прочитав статью и в будущем встретив тезис про искусственные очереди, вы подумаете, что речь о перекупах, и углубляться не будете. Некая «информационная прививка».

Это примерно тоже самое, что и самому заказать статьи про сообщения пользователей о переносе дат доставки, чтобы создать впечатление будто так не у всех.

Думаю, схема такая: берется тезис, набирающий популярность, но который надо нивелировать, и обрамляется информацией, нивелирующей тезис. Такие статьи забрасываются в СМИ. Причем, так как тезис естественным образом набирает популярность, то и материал с ним отчасти сам распространится, обезвредив в головах нужных читателей необходимые мысли.

Очереди за телефоном в 2020-м году

13-го октября производитель презентовал новую модель телефона, и озвучил дату продаж в России – с 23 октября. Как водится, СМИ об этом сообщили в тот же день. Через несколько часов в отдельном материале крупные СМИ уже традиционно сообщали о появлении интернет-объявлений с продажей мест в очереди.

Говоря о продаже мест в очереди, многие (но не все) СМИ не акцентировали внимание, что в прошлом году место никто не продал, как и в позапрошлом, как и до этого. Часто не говорили о том, что в очереди нет смысла, ведь можно купить в интернете или в другом магазине на той же улице. «Забывали» и о том, что можно легко прийти в любое время после открытия магазина и приобрести аппарат.

Как и в прошлом, так и в этом 2020-м году очередей по сути не было. В день старта продаж СМИ сообщали, что первый покупатель у флагманского магазина появился лишь за час до открытия.

По данным «РБК» к открытию в 9:00 было всего четыре человека, а в 10:00 очередь разрослась до дюжины, но внутрь пускали только по пять из-за ограничений пандемии.

Не было очередей и в мире. «Газета.Ру»:

Эксперт также заметил, что очереди за iPhone отсутствуют и в США, Японии и странах ЕС. По словам Деева, это связано с появлением предзаказов, которыми граждане других стран стали активно пользоваться.

«Пропаганда» в СМИ: восхитительные истории

Кот с лампой
Кот с лампой

Рассмотрим один из приемов «пропаганды» в СМИ, когда анонимные люди рассказывают что-либо, вбрасывая нужные тезисы в общественное сознание.

За 9 дней до старта продаж 2020-го года одно из СМИ опубликовало интервью с анонимным Алексеем, рассказывающим «восхитительные истории» о продаже мест в очереди.

Вот его самые смешные анекдоты:

«По словам новоиспеченного продавца, этим бизнесом занимается определенный узкий круг людей, которые работают здесь не первый год»

Непонятно над чем они работают не первый год, так как в прошлом году в очереди было всего 20 человек, а в позапрошлом первый реальный покупатель пришел всего за 2,5 часа до открытия, взял талон №247 и оказался первым.

«Там своя мафия, своя монополия. Они отстаивают своих и все такое. Обычному смертному в очередь, думаю, не пройти»

Эта «оправдалочка» вбрасывается, чтобы вы не задумывались об абсурдности: места якобы покупают за десятки и сотни тысяч рублей, хотя почему, если можно нанять гастарбайтера за 3 тысячи в день? Оказывается, дело в мафии, а не в том, что это просто выдумано.

«Первые 40 человек в очереди – все перекупщики. В первую неделю у обычного человека шансов купить iPhone нет вообще»

Далее он сам же скажет, что в прошлом году в очереди было всего 20 человек. Значит, из 20 человек первые 40 перекупщики. Про невозможность купить телефон в первую неделю в СМИ обычно рассказывают анонимные продавцы и такие выдуманные персонажи. Я не встретил ни одного эксперта с именем и фамилией, который бы вбросил этот тезис от своего имени (кроме одного блогера).

И самое удивительное:

«За первые три часа после публикации объявления уже четверо людей оплатили место в очереди по 50 тысяч рублей»
<...>
«Есть такие люди, которые готовы отдать 200–300 тысяч за то, чтобы быть первым»

Одна история восхитительней другой. Про очередь в 2019-м году:

«За последний iPhone в прошлом году из 20 человек в очереди тот, кто стоит выше всех, заработал 1,5 миллиона рублей»

Но в прошлом году о полутора миллионах никто не знал, тогда СМИ писали в основном, что место не продал никто. Однако, как я уже указывал выше, «РИА Новости» сообщили о человеке, стоявшим из 20-ти «выше всех». Но по его же словам он якобы заработал 30 тысяч, и очередь он якобы продал не на месте, а имел заблаговременный заказ. Но почему-то мне кажется, что это тоже байки нанятых актеров.

А за 4 дня до старта продаж в другом СМИ вышла еще одна статья со схожими тезисами. Утверждалось о высоком спросе на покупку места:

за два дня продажники обещают выйти с самодельными табличками на Тверскую, 27, к re:Store - там места разлетаются за пару часов

В реальности же никогда ничего никуда ни у кого не разлеталось. И в этом 2020-м году, как я писал выше, первый покупатель пришел за час до открытия магазина.

А некий Михаил из статьи якобы продал место в прошлом году 2019-м:

В прошлом году удачно продал место за iPhone 11, просто став с картонкой на Тверской. "Пришел за день до продаж и был 30-м в очереди. Подошел парень и перевел 15 тысяч рублей на карту, чтобы я уступил ему место.

Значит, за день до открытия он продал 30-е место в очереди, в которой стояло всего 20 человек. «Комсомольская Правда» пишет:

«В очереди перед открытием магазина на Тверской стояли не больше 20 человек.»
«То, что возле магазина re:Store на Тверской, 27 не выстроились очереди, подтверждают и официальные представители.»

Но все эти подробности выясняются традиционно только через год, когда после презентации телефона накатывает новая волна публикаций в СМИ. А на момент существования той очереди 2019-го года (за 10 минут до открытия магазина) «360» пишет:

К моменту написания заметки место в очереди не изъявил желание приобрести ни один поклонник iPhonе.

К слову, на той же улице есть еще минимум один магазин. «Комсомольская Правда»:

На Тверской улице купить новые iPhone 11 и iPhone 11 Pro, кстати, можно не в одном магазине. Продажи стартуют и в магазине C:store. Около 10.00 возле дверей не было ни одного человека.

Интересно, зачем все эти люди рассказывают журналистам о том, как они выгодно продают «пустые места», хотят повышения конкуренции и демпинга? Замечательный бизнес-план, надежный, как швейцарские часы.

Предполагаю, что такие статьи могли использоваться, чтобы согнать побольше людей к открытию знаменитого магазина на Тверской. А может быть, чтобы создать впечатление, что люди пришли из-за статей. Но главный информационный эффект, по-моему, это реклама телефона.

Похоже, так выглядит один из типов «заказухи». И отвечать за достоверность сведений СМИ не должны, мало ли что наговорили их в основном анонимные (бесфамильные) источники.

Вот еще примеры из статьи 2017-го года, некий анонимный Игорь после старта продаж говорит:

«Прямо здесь и прямо сейчас можно продать каждый телефон на 15 тысяч дороже, а если подождать до вечера и пойти в другое место — то можно и на 50 тысяч дороже»

В какое место собирался пойти Игорь, я не понял, но понял, что к вечеру, когда от очереди не останется и следа, телефон почему-то подорожает. Тогда почему продавцы-консультанты не выкупают на свою зарплату телефоны, и не перепродают их тут же за углом?

В той же статье рассказывает Андрей Анонимов:

«Вначале была организована хорошая очередь, по спискам, но за час до начала официальной регистрации на продажу влезли 30-40 крепких парней кавказской внешности, и всех отодвинули <...>»

Как водится, фотографий данных 30-40-ка кавказцев нет. С фотографиями очередей всегда очень скупо, хотя встречаются единичные, где действительно сотни людей.

Была даже прямая трансляция из очереди, но на момент 2022-го года это видео на Ютубе закрыли для просмотра. Копию я не нашел. А помните видео выше, где человек якобы купил место, но деньги на телефон потерял? Оно тоже не в открытом доступе, его могут смотреть не только лишь все, мало кто может это делать (лишь имеющие прямую ссылку).

В целом же мало фотографий, много анонимов, закрытые доступы к видео, путанные истории, взаимоисключающие показания, нелогичные оправдалочки.

Вернемся к первой статье про Алексея, там есть интересное продолжение.

Промывка мозгов: что не так с золотой молодежью, покупающей «пустые места» в очереди?

Эта статья примечательна еще одним интересным приемом «промывки мозгов». В ней привлекли психолога, рассказавшего, почему дети богатых родителей покупают места в очередях, и что с ними не так.

В чем подвох?

Пока вы читаете рассуждения психолога о том, что не так с покупающими места в очереди, вам, минуя сознание, на подкорку пишется информация, что места покупают. А если покупают даже места в очередях, значит, телефон пользуется большим спросом и обладание им раньше всех считается особой ценностью. Подключается «стадное чувство», все это формирует в сознании определенный мыслеобраз телефона. Тезис о богатых, готовых тратить колоссальные деньги на телефон, добавляет к мыслеобразу представление престижности и статусности телефона.

Начитавшись этого, вы мысленно рассуждаете или даже обсуждаете со знакомыми странности психики богачей, чем рекламируете телефон своим знакомым и не осознано промываете им мозги. Вы размышляете о золотой молодежи, которая за безумные деньги покупает место в очереди, думаете, о моральности продавцов мест в очередях, готовых стоять по 5 суток, думаете, и о самих очередях на сотни человек.

Но прикол в том, что этих людей не существует. Нет ни покупателей, нет ни продавцов мест, нет даже таких очередей. По крайней мере, внятных фактов их существования я не увидел.

Есть еще статьи, сделанные по такой же схеме, как и статья про фантастического продавца мест Алексея. В них также сначала рассказывают про очереди, а потом в одной выступает психолог, а в другой социолог. Там даже так прямо и ставят вопрос:

«Сам собой возникает вопрос: по каким улицам ходят эти люди, готовые потратить сотни тысяч или неделю жизни на брендовую игрушку?»

Ни по каким, воображаемые люди не ходят по реальным улицам. Хотя нет, они ходят по Тверской.

Очереди кинестетиков-торопыжек в 2021-м в России

В прошлом году, как мы помним, первый покупатель подошел к главному магазину лишь за час до старта продаж. К открытию было всего 4 человека, но из них только 1 собирался покупать, а 3 пришли либо за компанию, либо посмотреть на новый телефон.

Тогда отсутствие очереди объяснили тем, что все стали пользоваться онлайн-предзаказами. Логично, можно наконец-то в 2020-м году научиться покупать в интернете, а не стоять в бессмысленных мифических очередях. Также логично предположить, что и в 2021-м году все продолжат пользоваться онлайн-заказами, так ведь? Нет.

В 2021-м году опять появилась очередь из 30-40 человек, ее начали занимать с ночи. Через час после открытия магазина очередь сократилась до 10 человек, а к 11-ти часам утра «рассосалась». «ТАСС»:

«Представитель магазина отметила, что по сравнению с прошлым годом, когда многие заказывали доставку смартфонов на дом, в этом году вырос спрос на самовывоз телефонов»

Объяснили очередь тем, что в этом году, в отличие от прошлого, людям захотелось купить телефон лично. Кинестетики, однако. Более того, некоторые заказывали в интернете, но все равно приходили отстоять очередь. Слова представителя фирменного магазина в «РИА Новости»:

«Люди поняли, как можно предзаказывать онлайн, но все равно они хотят приехать физически в магазин <…> Заказал онлайн, удостоверился, что это та модель, которую я хочу, но хочу ее забрать собственными руками»

Как водится, в статьях опять рассказывались истории о людях, стоящих в очереди на Тверской, чтобы купить раньше всех, «Российская газета»:

«И хотя гаджет можно купить в любой момент, десятки людей проводили бессонную ночь, чтобы получить смартфон первыми в России»
«Покупатели говорят, что пришли за айфонами с самого утра, так как нет терпения»

Как обычно, логики в этом нет, ведь в городе сотни точек, где нет очередей. Разница только в том, что главный фирменный магазин в этом году открылся в 8:00, а не в 9:00, как в прошлом. А другие точки продаж, как фирменные, так и ретейлерские, обычно открываются в 9:00 или 10:00.

Скоро дойдет до того, что очереди начнут оправдывать новыми воротами на входе в магазин.

Пресс-секретарь фирменного магазина сообщил «ТАСС»:

«Старт продаж сегодня по всей стране с 8 утра, в Москве у нас был только один магазин открыт с 8 утра - Тверская, 27. Все остальные магазины - более 30 магазинов - были открыты так, как они работают обычно, по расписанию»

Как видите, в этом году в списке «оправдалочек» появилась новая: хотят купить на час раньше. Люди с ночи занимали места, чтобы потом целый час понтоваться, что у них есть телефон, когда у других нет?

Думаю, на том и построен маркетинг, и прием манипуляции в том, чтобы казалось будто кто-то встает в очереди, так как есть чем понтоваться. Либо люди якобы боятся не успеть купить.

Все эти новости работают на ваш мыслеобраз телефона. В статьях его могут даже покритиковать (однообразный, ничего нового и т.п.), но статья при этом все равно может его пиарить. Так как его покупают не из-за технологий, а из-за сформированного отношения к нему в обществе. Даже критикуя за технологии, все равно на подкорку часто пишут информацию про очереди, которые никогда не называют специально организованными самой компанией, а выдают с десяток «оправдалочек» их естественности. Это лишь мое мнение.

Также СМИ сообщали, что в прошлом году очередей не было из-за пандемии, а в этом появились из-за ослабления ограничений. Может быть и так, но почему в пандемийном 2021-м году очереди были больше, чем в допандемийном в 2019-м?

Откуда взялась очередь?

До пандемии в 2019-м году в очереди было 20 человек, во время активности пандемии 2020-го года всего 4 человека. Хотя тема пандемии еще не угасла, но в 2021-м очередь стала больше, чем до нее – уже 30-40. Но есть два фактора.

Во-первых, судя по всему, популярность телефона снижается:

Источник: кадр из видео https://www.m24.ru/videos/obshchestvo/24092021/309306
Источник: кадр из видео https://www.m24.ru/videos/obshchestvo/24092021/309306

Во-вторых, пропорции заказов через интернет выросли, «ТАСС»:

«Как сообщили ТАСС представители большинства крупных ретейлеров и сотовых операторов, спрос на новые модели в течение первого дня предзаказа, стартовавшего 22 сентября, оказался выше, чем годом ранее у предыдущего поколения телефонов»

То есть мы видим две тенденции: похоже спрос на телефон падает, но растет процент заказов через интернет. Суммируя обе тенденции получается, что очередь должна быть меньше, чем в 2019-м году. А она больше. Как это оправдать? Во-первых, кинестетики. Во-вторых, магазин открылся на час раньше.

Я думаю, что просто во время пандемии трудно организовывать очереди на сотни человек, да и уже не прокатывает. Поэтому организовали что-то для виду, СМИ все равно понесли, а именно это и нужно было.

Зачем публикуют эти статьи?

Вроде бы это всё уже было многократно, но в очередном году крупные СМИ в очередной раз опубликовали новости об очередной очереди за очередной моделью телефона. Как будто всем «ппц как интересно» отслеживать тенденцию, сколько человек собирается у какого-то магазина из года в год. Однако, по-моему, количество публикаций в этом году было ниже.

Хоть и не все, но многие подобные статьи объединяет следующее. В начале рассказывается что-то про очереди, различные «восхитительные истории» и прочее, а под конец следует абзац примерно такого содержания, почти всегда как под копирку:

«Бла-бла-бла, новый телефон, бла-бла-бла, старт продаж и дата, бла-бла-бла, цена на разные модели, бла-бла-бла, цвет и объем памяти, бла-бла-бла, предзаказ с 30-го февраля»

И так из года в год: сначала «жаренный факт» про очереди, а под конец суть с ни разу не «рекламой». Если не брать во внимание «промывку мозгов» от таких историй (вспоминаем про психологов, подкорку и мыслеобраз), то как минимум такими статьями информируют о выходе новой модели.

Вот еще пример технологии с одной из статей. Бесфамильный Олег:

«– Мы пришли с сестрой, так как нам нужно купить несколько айфонов, а есть ограничение «два телефона в одни руки», - рассказывает покупатель Олег.»

Олег мог сходить в соседний магазин и выкупить хоть всю партию, никто не запрещает. Десятков фирменных магазинов, и еще сотен торговых точек ретейлеров ему недостаточно, обязательно надо в очередь на Тверскую.

В той же статье замечают:

«Накануне в интернете предлагали «занять очередь» от 5000 до 45 000 рублей, однако подзаработать находчивым не удалось.»

Вот и в этом году никто очередь не продал. На следующий год по традиции могли бы появиться очередные рассказы от анонимов о том, что в прошлом году якобы продали места, но в 2022-м вмешались санкции.

Санкции на продажи в 2022-м в России

В этом году ввели санкции от производителя, поэтому с марта самой компанией телефон в Россию не поставлялся. Он поставлялся либо параллельным импортом, либо «серым» схемами.

Я не нашел технического способа точно отследить количество новостей, но, по-моему, их меньше не стало, возможно, количество даже увеличилось. Это странно, неужели до этого все было не пиар кампанией, а естественными статьями? Или и в этом году это тоже была пиар кампания? Замечу, что производитель вроде как ушел из России, но ретейлеры остались.

В этом году СМИ не писали об очередях (их не было) и продаже мест в очередях, но сообщали о появлении объявлений о продаже телефонов перекупщиками, о параллельном импорте и прочем.

«Ведомости» про статистику продаж:

«В первый месяц продаж россияне купили в 4 раза меньше iPhone 14, чем iPhone 13 за тот же период в прошлом году»

Странно, что до «митингов» не дошло, раньше ведь при «дефиците» были очереди. Правда очереди были преимущественно перед одним главным магазином.

Очереди в мире 2022-го года

Во всем мире опять очереди, пусть и не такие большие, как раньше. Снова компания не смогла спрогнозировать спрос. Уже упоминавшийся ресурс «9to5mac.com» вышел с заголовком «Запуск iPhone 14: в магазинах Apple Store по всему миру формируются очереди, доставляются первые предварительные заказы».

Что характерно, многие СМИ пишут, что в 2020-м и 2021-м очередей не было, так как из-за пандемии много продаж ушло в онлайн-формат. Как же объясняются очереди 2022-го года? Да никак в принципе, просто людям захотелось постоять в очереди, чтобы посмотреть товар и купить лично. Вышеупомянутый ресурс пишет:

Но еще интереснее, чем сами новые телефоны, видеть очереди перед магазинами Apple Store по всему миру. В последние два года такие очереди стали редкостью из-за пандемии COVID-19, которая вынудила многих людей заказывать новые устройства онлайн. Теперь кажется, что все больше людей решили лично посмотреть и купить iPhone 14 в Apple Store.

«Оправдалочка» про кинестетиков та же, что и в России в прошлом году. Совпадение? Не думаю.

Вангую, что и на следующий год опять будут очереди.

Кстати, еще в далеком 2008-м году польский реселлер сообщил о планах нанимать актеров для очередей, чтобы подогреть интерес к продажам телефона. В чем был Хитрый План Польши не знаю, но факт интересный.

Статистика продаж

Источник: https://www.statista.com/statistics/276306/global-apple-iphone-sales-since-fiscal-year-2007/
Источник: https://www.statista.com/statistics/276306/global-apple-iphone-sales-since-fiscal-year-2007/

По официальным данным от самой компании «Apple» в 2017-м году продали 216 млн. телефонов, а за год до этого 211 млн, то есть рост продаж составил всего 2,5%. Другими словами, два года подряд продают одно и то же количества товара, но все равно якобы не могут спрогнозировать спрос, и опять очереди.

В тот же 2017-й год было продано 317 млн. телефонов «Samsung», но очередей за ними не было. И ни в какой год их не было, несмотря на то, что у них продаж всегда больше. Если «Samsung» может обеспечить производство и логистику большего числа телефонов, то почему у «Apple» из года в год очереди? Что мешает заранее произвести больше устройств и поставить больше продавцов, чтобы якобы покупатели не стояли в якобы очередях сутками? Может быть то, что очереди постановочные, и они ежегодно возникают лишь в одном магазине на город?

Особенность манипуляций массовым сознанием в том, что людям в головах меняют местами причину и следствие. Многие считают, что очереди за этим телефоном создаются потому, что люди к нему как-то по особому относятся, и хотят купить пораньше. А может быть наоборот, очереди специально создают, чтобы сложилось впечатление будто люди к нему так относятся?

В 2018-м году рост продаж телефонов «Apple» составил 0%, а точнее было продано 217 млн. штук. Кстати, после этого компания перестала публиковать данные о количестве проданных телефонов, возможно, пошел даже спад. Но очереди продолжились.

«iPhone» в фильмах и сериалах

С естественностью появления техники компании в кино все так же интересно, как и с очередями. Компания официально заявляла, что не оплачивает «продакт плейсмент» («рекламу») техники в фильмах и сериалах.

Вы замечали, как много техники этого бренда (не только телефонов) в кино?

«Washington Post» в 2006-м году:

Apple заявила, что не платит за продакт-плейсмент и не будет обсуждать, как ее продукты попадают на телевидение и в кино.

«Лента.Ру»:

«За десять лет (с 2001-го по 2010-й) реклама Apple появилась в 112 фильмах из 334, которые поднимались на первое место в рейтинге по сборам»

То есть в каждом третьем популярном фильме в США. А в 2011-м году более 40% фильмов, что почти в 2 раза больше, чем у следующих по популярности брендов в Голливуде: Dell, Chevy и Ford.

Сколько брендов вы сможете заметить в фильме? 43% фильмов рекламируют один автомобиль
Владимир Шека: «За трезвость СМИ»10 марта 2022

«Washington Post» (2006) о пропорциях в кино и «как в жизни»:

«В то время как iPod, iMac и iBooks, кажется, повсюду на экране, компьютеры Apple занимают менее 5 процентов компьютерного рынка США.»

Вот лишь телефон на стоп-кадрах из американской видеопродукции:

Всего на сайте, где зрители собирают размещение товаров в фильмах и сериалах, представлено около 2000 отдельных сцен с телефоном.

Кинопроизводители отказываются от денег?

Поразмыслим, как продукты компании попадают в кино. Рассмотрим некоторые факты, вызывающие вопросы.

Большую часть первых 4-х сезонов сериала «Сплетница» из-за сделки по продакт-плейсменту герои пользовались телефонами от «Verizon Wireless». Когда контракт закончился некоторые персонажи начали использовать яблочный телефон.

Я правильно понимаю, что кинопроизводитель получал деньги за рекламу телефонов, а потом решил отказаться от контракта и стал продвигать телефон другой фирмы бесплатно, просто из-за симпатий к ней?

Похожую логику озвучивали авторы сериала «Американская семейка». В 2010-м году они еще до старта продаж получили у компании планшет, и сняли целую серию о том, как персонаж мечтает получить устройство в подарок на день рождения. И выпустили серию за 2 дня до старта продаж.

Один из создателей сериала Кристофер Ллойд рассказал в интервью «Hollywood Reporter», что серия не была рекламной, это сюжет так решил:

«Но не было никаких условий, как при обычном размещении продукта, то есть мы даем вам X долларов, и вы должны представить наш продукт таким-то образом и сказать о нем такие-то приятные вещи. Мы не ангелы — мы заключили такие соглашения с другими компаниями. Но это не было сделкой с Apple. Все это было основано на сюжете.»

Я правильно понял, что другие платят кинопроизводителю за рекламу, а на планшет он решил поработать бесплатно просто потому, что он классный?

Видимо, все верно. «Bloomberg»:

«Сюжетная линия была необычной отчасти потому, что исполнительный продюсер «Американская семейка» Стив Левитан неоднократно отказывался от восьмизначных сделок по продакт-плейсменту, которые не соответствуют сюжету, по словам эксперта по брендингу, попросившего не называть его имени, чтобы защитить деловые отношения. Левитан отказался от комментариев»

Отказался от восьмизначных сделок, потому что сюжет. А кто определяет, какой будет сюжет?

Выше я говорил, что пропаганда меняет в головах людей причину и следствие местами. Вам говорят «бесплатную серию сняли потому, что планшет обсуждаемый». А может быть наоборот: платную серию сняли для того, чтобы планшет обсуждали? Все с точностью да наоборот.

Насчет:

Но не было никаких условий, вроде «мы вам даём Х долларов, и вы должны показать наш продукт так-то и рассказать о том, какой он классный»

Условия есть:

  • В 2020-м году режиссер фильма «Достать ножи» в интервью «Vanity Fair» рассказал, что производитель запрещает использовать технику отрицательными персонажами в кино. На официальном сайте в политике использования торговой марки прямо сказано, что нельзя показывать в плохом свете.
  • Журналисты «Washington Post» в 2006-м году заметили, что в сериале «24» положительные герои пользуются фирменными компьютерами, а у отрицательных персонажей обычные ПК.
  • Замечено, что в 2006-м году только в сериале «Офис» за 4 месяца технику компании в прайм-тайм показывали более 4-х минут. При этом, на скучных рабочих местах персонажи используют обычные компьютеры на Windows.
  • Глава по маркетингу компании в суде в 2012-м году рассказал, что у них есть специальные сотрудники, отвечающие за работу с киностудиями.

И еще интересные факты:

  • По данным «Bloomberg» в 1990-х годах на ноутбуках компании логотип на закрытой крышке был повернут к пользователю, и если крышка открывалась, то логотип переворачивался кверху ногами. В кино это выглядело плохо, поэтому для съемок сотрудник компании сначала вручную наклеивал изначально перевернутый логотип, а потом логотип изменили и на самих ноутбуках.
  • В сериале «Студия 30» персонажи настолько часто показывали фотографии друг другу на телефоне компании, что зрители это заметили и стали шутить над этим.
  • В 1996-м году ноутбук компании продвигался в фильме «Миссия невыполнима». В обмен компания продвигала фильм в обычной (прямой) рекламе ноутбука. То есть, как минимум, бартер был.
  • Есть информация, что в последнем фильме «Миссия невыполнима» 8 минут экранного времени уделили технике производителя, по некоторым оценкам это стоило бы 23 миллиона долларов.

В «Front Row Analytics» подсчитали, сколько стоило бы размещение продукции компании в некоторых фильмах:

  • «Форсаж 5» – $967 025
  • «Зеленый фонарь» – $1 557 903
  • «Трансформеры 3: Темная сторона Луны» – $3 040 437
  • «Восстание планеты обезьян» – $4 062 157
  • «Знакомство с Факерами 2» – $4 068 043
  • «Дневник слабака» – $5 795 265
  • «Больше чем секс» – $5 901 292
  • «Миссия невыполнима: Протокол Фантом» – $23 548 020

Это ведь все бесплатно? «Bloomberg»:

«Apple потратила десятилетия, укрепляя свою неуловимую, но мощную власть над Голливудом, и, в отличие от многих компаний, заявляет, что никогда не платит за то, чтобы ее продукты появлялись на телевидении или в кино»

Кстати, кинопроизводители не выстраиваются в очередь у главного офиса, чтобы бесплатно рекламировать?

Сайт yarn.co выдает около 150 упоминаний слова «iPhone» в его базе субтитров видеопродукции:

По-моему, 99% представленных фрагментов упоминают телефон либо в положительном свете вплоть до восхваления, либо в нейтральном, что тоже пиар. Критики я не встретил. Также нередко фильмы ненавязчиво рассказывают о технологиях в устройстве (4G, «Find My iPhone», GPS и прочее).

Гевин Полон, продюсер фильма «Добро пожаловать в Zombieлэнд» в «Bloomberg»:

«Гэвин Полон <...> говорит, что иногда так и происходит: продюсеры и руководители могут вносить изменения в сюжет или писать целые эпизоды просто потому, что им нравится бренд...»

Просто потому, что им нравится бренд.

Но есть продолжение:

«...или в обмен на халяву. «Apple не будет платить за показ своих продуктов, но они более чем готовы раздать бесконечное количество компьютеров, iPad и iPhone», — говорит он.

Я же правильно понимаю, что кинопроизводители отказываются от 2-3 миллионов долларов, которые им предлагают за рекламу другие производители, чтобы «на халяву» получить для съемок устройства ценой 2-3 тысячи долларов? В мультфильмах телефон тоже встречается по причине бесплатной выдачи реквизита?

Может действительно за «продакт плейсмент» не платят?

У меня довольно много статей с фактами проплаченного продакт плейсмента в кино, и видно, что этим пользуются все типы компаний: автопроизводители, производители продуктов питания, гаджетов, очков и даже гостиницы. Многие режиссеры и производители сами признаются в продакт плейсменте, даже конкретные суммы называют. Но может быть данная компания особая и не платит?

Думаю, есть такой вариант. Только он строится не на «мы такие классные, поэтому к нам выстраивается очередь с предложениями бесплатной рекламы», а на кое-чем другом.

Основатель Стив Джобс вошел в совет директоров Walt Disney Co. после того, как компания купила его киностудию Pixar.

А еще вспоминаем:

не будет обсуждать, как ее продукты попадают на телевидение и в кино

Теперь несколько вводных:

  • Есть якобы бесплатная реклама, в частности, в трети самых популярных фильмов в США в течение 10-ти лет.
  • Также стоит знать, что за последние два десятка лет 80% сборов американских кинотеатров получили всего 6 студий, среди них «Walt Disney», в руководство которой входил Стив Джобс. Договориться с 6-ю студиями проще, чем с тысячами отдельных режиссеров. А режиссеры так или иначе зависимы от студий: финансирование, обеспечение проката, рекламы и т.п.
  • Думаю, вряд ли любой человек может просто так снять фильм и прокрутить его в кинотеатрах, да и на стриминговых площадках тоже. Вполне могут быть механизмы фильтрации, чтобы до широких масс доходили только «нужные» фильмы.

Вот и получается, что если режиссер или продюсер хочет сотрудничать со студиями, то ему могут поставить условие бесплатной рекламы. Либо ты рекламируешь в фильме нужные нам товары и даже идеи, либо тебе дорога в большое кино закрыта. И платить деньгами в таком случае не обязательно. Как говорил Дмитрий Пучков: «весь Голливуд бандитское кубло». И в нашей стране ситуация вряд ли иная.

Чем обеспечивается системность?

Журнал «The Hollywood Reporter» в 2010-м году называет использование планшета в эпизоде сериала «Американская семейка» интенсивным, и непонятно, то ли намекает на что-то, то ли нет:

«В совершенно не связанной с этим заметке Disney только что анонсировала приложение ABC Player, с помощью которого вы можете смотреть его телешоу на iPad — первом портативном устройстве, поддерживающем полноценный проигрыватель эпизодов сети. Это означает, что вы можете посмотреть эпизод «Американская семейка» про iPad ... на iPad!»

Кстати, среди дистрибьюторов (распространителей) сериала есть и «Disney+», как указано в «Википедии»: «20th Television», «Netflix», «Hulu» и «Disney+», а транслировался сериал телеканалом «ABC».

Если говорить обо всех американских СМИ, то есть данные, что 6 компаний охватывают 90% информационного поля:

«Всего 37 лет назад за большинство американских СМИ отвечало 50 компаний. Сейчас 90% СМИ в США контролируются всего шестью корпорациями : AT&T, CBS, Comcast, Disney, Newscorp и Viacom»

При этом возникает вопрос, как в кино добавляют пропаганду гомосексуализма, алкоголя, табака и прочего? Например, алкогольно-табачные яды присутствуют в 90% фильмов.

Также в голливудских фильмах системно ведется пропаганда против конкретных стран. В статье про Иран я затрагивал тему «в России зима и ночь» – это когда почти любое упоминание России в фильмах подается в депрессивное время года и суток. Так создают негативный мыслеобраз на страну.

Могут ли эти данные вызвать предположение, что системное и бесплатное распространение рекламы товаров или идей в фильмах проводится с помощью «монополии» на производство, сбыт или финансирование?

Как выглядит использование телефона в конкретном фильме можно посмотреть на примере статьи о «Полтергейст» (2015), там же не обошлось и без антисемейной (противодетной) пропаганды.

Рекламы нет

Помните, выше я писал:

Интересно, если произведено товара в 2 раза меньше запланированного, то можно ведь просто дать меньше рекламы, чем запланировано, тогда и «дефицита» не будет, заодно можно сэкономить на рекламе, все равно же не получится продать товар, который не произведен.
Не вижу логики рекламировать продукт, если ты не можешь удовлетворить спрос.

Оказывается, логика в том, что рекламы нет. Директор по маркетингу в 2012-м году в суде сообщил:

«На самом деле Apple больше не нужно делать НИКАКУЮ рекламу, когда она запускает новые продукты»

Никакой рекламы нет, а все эти статьи о «дефиците» и очередях в СМИ, которые лучше любой рекламы – естественные.

Если у вас возникает вопрос: а почему бы тогда не дать рекламу и не продать еще больше товара?

Ответ прост: мы и так с производством не справляемся, у нас постоянные очереди, дефицит. Мы ничего не делаем, все и так хотят купить и даже бесплатно прорекламировать телефон, потому что он особенный.

Мне только одно непонятно: чем таким телефон принципиально особенный, что якобы все с ума сошли, как это подается в СМИ?

Не зря компания обладает самым дорогим брендом в мире.

Также директор по маркетингу на суде говорил про рекламу:

«Нам это было не нужно, — сказал Шиллер. Он прочитал несколько восторженных отзывов об iPhone и iPad , объяснив, что такие истории лучше, чем реклама, создают ажиотаж.

Восторженные отзывы – это как «восхитительные истории».

Послесловие

Надеюсь, теперь вы лучше понимаете, как работают СМИ, и как через них управляют людьми. И это всего лишь одна тема и один заинтересант, а ведь существует еще множество структур, заинтересованных в пропаганде. Представьте, скольким еще напичканы СМИ, и на какие манипуляции мы ведемся, даже не подозревая об этом.

Все вышеописанное является лишь моим мнением, не претендующим на истину. К тому же возможны ошибки в связи с большим объемом информации.

Вы можете повлиять на содержание статьи, если вы нашли ошибки или дополнения, пожалуйста, сообщите мне об этом в комментариях, ВК или Телеграме. Со временем текст статьи может корректироваться.