Приветствую вас, уважаемые подписчики и гости моего канала! Как известно, история тяги на железных дорогах началась с паровозов, чуть позже, с изобретением двигателя внутреннего сгорания и «энергетической революции», когда человечество перешло с угля на нефть, стали появляться тепловозы, а затем и электровозы. Также параллельно с электровозами появлялись и газотурбовозы, не получившие особого распространения.
Помимо этого, в странах с развитым локомотивостроением, в числе которых, конечно же, был СССР, а нынче Россия, появлялись идеи создать всё тот же тепловоз, только работающий от природного газа (или смеси пропан-бутан). Были даже и прототипы, однако, в серию такие локомотивы не пошли. В этой статье разберемся, почему же на железных дорогах не применяются локомотивы, использующие в качестве топлива природный газ.
Надо сразу обозначить, что имеется ввиду схема, схожая с ныне популярными автобусами, работающими на метане. То есть используется двигатель внутреннего сгорания, работающий от газа, а не турбина, подобная авиационному двигателю, использующаяся на газотурбовозах.
Создание локомотива
Если рассматривать полностью весь гипотетический проект по переводу тепловозов с дизельного топлива на сжиженный природный газ, то создание локомотива - далеко не самая сложная часть. Более того, «ТрансМашХолдинг» уже произвёл один опытный образец.
Речь идёт про маневровый тепловоз ТЭМ19 с газопоршневым двигателем, работающим на метане. И, более того, этот тепловоз даже прошёл все испытания и эксплуатируется на Свердловской железной дороге. Правда, с 2013 года и по сей день, был произведен в единственном экземпляре.
Насчёт конструкции необходимо отметить то, что магистральный тепловоз, работающий на газе, должен иметь как минимум трехсекционным. Дело в том, что если тепловоз будет иметь одну секцию, то вдобавок к ней, ему также надо подсоединять цистерну с СПГ, что вызовет дополнительные трудности при перемене направления движения. То есть, локомотивная бригада уже не сможет просто взять и перейти в другую кабину.
Будет возникать та же самая проблема, что была во времена паровозов. Цистерна с газом, подобно тендеру, будет мешать обзору, а значит необходимо снова использовать поворотные круги, петли или треугольники для разворота. По этой причине, тепловоз на газу должен иметь как минимум две тяговые секции, а также бустерную секцию по середине, в которой и будет располагаться емкость с газом и всё сопутствующее оборудование. То есть, итого магистральный тепловоз будет трёхсекционным минимум.
ТЭМ19, хоть и имеет емкость с сжиженным газом (запас которой 4300 килограмм), является односекционным, поскольку имеет капотную компоновку. Из-за этого, длина локомотива больше на 3 метра, в сравнении с классическими маневровыми тепловозами ЧМЭ3 или ТЭМ18 (20 метров против порядка 17).
Инфраструктура
Вот здесь то и «спотыкается» вся идея газификации тепловозной тяги. На создание инфраструктуры, как минимум заправочной, уйдёт, понятное дело, огромное количество денежных средств. Связано это с условиями хранения и транспортировки сжиженного природного газа.
Вложения в такую инфраструктуру вполне сопоставимы с электрификацией линии. Изначально, в ОАО «РЖД», а также в «Газпроме» собирались использовать работающие на газе тепловозы на севере, где этот самый газ добывается и где вполне целесообразно построить всё необходимое. Тем не менее, раз разговоры на эту тему идут давно, а ничего, толком, не появилось, можно сделать оценочное суждение, что не очень то оно и выгодно.
Да и, надо сказать, что газ не сильно то и дешевле того же дизельного топлива, но, при этом, дороже, чем электричество. А если к этому ещё прибавить то, что расходы на электрификацию сопоставимы с расходами на строительство и введение в эксплуатацию газовой инфраструктуры, то, снова оценочное суждение, в ближайшее время очень вряд ли пойдут в серию тепловозы, работающие на природном газе.
Про экологию
Ну и, в заключение, пару слов насчёт экологии. Да, при использовании в двигателе внутреннего сгорания природного газа вместо дизельного двигателя, действительно, в получается на выходе меньше выбросов. Но, здесь надо понимать, что, к сожалению, реальная забота об экологии при капитализме - дело десятое, если не сотое. А 95% разговоров про экологию являются, к сожалению, лишь политическим инструментом.
Дорогие читатели, проект нуждается в вашей поддержке! Поставьте лайк этой статье и подпишитесь на канал, чтобы не пропустить свежие материалы!