Контроль - обязательная функция в менеджменте, предпоследняя стадия управленческого процесса.
Можно сказать, что контроль - это процесс наблюдения за тем, как сотрудник или команда движутся к поставленной цели, и принятия решений по корректировке деятельности.
Я хочу подчеркнуть, что контроль - это не карающая функция, а наоборот, помогающая. Когда руководитель наблюдает за сотрудником, он анализирует, что необходимо, чтобы достичь цели компании. Через контроль руководитель влияет на качество и время достижения результата.
И одна из важных компетенций руководителя - умение подобрать подходящий тип контроля. Важно учитывать особенности задачи и особенности сотрудников.
Типы контроля:
1.Итоговый контроль
2.Предварительный контроль
3.Поэтапный контроль
4.Контроль по показателям
5.Аудит или выборочный контроль
Итоговый контроль
До момента достижения результат работник делает все самостоятельно.
При таком типе контроля возникают серьезные риски несоблюдения качества. Но такой контроль отлично работает с самостоятельными сотрудниками ориентированными на результат при том, что и руководитель умеет доносить задачу.
Это не только экономит время руководителя, но и благодаря доверию дает дополнительную мотивацию сотруднику.
Предварительный контроль
Используется для снижения рисков. Точка ставится ДО достижения результата, обычно, когда 60-70% работы уже сделано, чтобы иметь возможность вносить коррективы. Большую часть времени сотрудник работает самостоятельно.
Такой тип контроля подходит для повторяющихся задач и тех, где возможна корректировка результата.
Поэтапный контроль
Используем его, когда разбиваем объемную задачу на этапы.
Очень эффективен, когда нужно выявить проблемные зоны исполнителя.
На такой контроль тратится существенно больше времени, но он необходим когда
инициативный сотрудник выполняет сложную или важную задачу
или же сотрудник регулярно совершает ошибки в результатах, и нужно разобраться, где он ошибается в процессе работы.
Контроль по показателям
Нужен, когда руководителю важно быть в курсе свежей информации, которая нужна для принятия решений. Например, по продажам, маркетингу.
Необходимые показатели сотрудники присылают в оговоренное время. На основании данных руководитель принимает решение.
Такой тип контроля подходит для задач, где постоянно меняется ситуация, а еще для сотрудников, которые ориентированы на процесс, а не на результат.
Выборочный контроль
Когда проверка становится сюрпризом для исполнителя.
Внезапный контроль демотивирует инициативных сотрудников. Но он просто необходим, когда нужно следить за дисциплиной, держать сотрудников “в тонусе”, четко контролировать технологии.
Грамотно выстроенная, уместная система контроля позволяет повысить эффективность решения бизнес задач, продуктивность каждого сотрудника, выявить и устранить слабые места в процессах.