Из архива Navygaming, 2014
Вторая мировая война развеяла большинство стратегических концепций войны на море: в Битве за Атлантику в смертельной схватке сцепились не линкоры и крейсера, а сторожевики и подводные лодки, на Тихоокеанском театре с самого начала войны главенствующую роль заняли авианосцы, оттеснив на задний план величественные линкоры. Эти плавучие крепости в лучшем случае стал «зонтиком» ПВО для своих авианосных соединений, а в худшем - приманкой для авианосцев врага.
Героями нашего повествования стали два линкора японского Императорского флота - линкоры "Нагато" и "Мутцу", которые приняли (прямо или косвенно) участие во всех крупных операциях Объединённого флота, но, такова ирония истории, ни разу не открыли огня по своим американским одноклассникам.
1941 год
Новый, 1941-й, год линкор «Нагато» встретил в почётной роли флагмана Объединённого флота. Весь год прошёл под знаком усиления напряжённости с США: постоянные демарши и ноты со стороны США в адрес Японии за действия последней в Юго-Восточной Азии всё больше накаляли обстановку. «Точка невозврата» (по мнению некоторых историков) была пройдена в июле 1941, когда США объявило об эмбарго на ввоз нефти в Японию (Страна Восходящего Солнца импортировала ок. 95% нефти) - это сделало войну неизбежной.
Флот не остался в стороне - была начата мобилизация сил флота, которая завершилась к 9 октября 1941 года. Организационно ЛК «Нагато» и «Муцу» входили в состав 1-й дивизии линкоров Объединенного флота, постоянной базой которого была Хасирадзима (сочетание "харсирский флот" пошло именно от названия этого места). В сентябре - октябре оба линкора были редкими гостями Хасиры: большую часть времени они проводили на Военно-морской базе в Йокосуке, где проходили плановый ремонт с докованием и доукомплектование экипажа. На «Муцу» все работы завершили к 21 сентября, и он ушёл в Хасирадзиму, а вот работы на «Нагато» продлились до конца октября.
17 ноября 1941 года «Нагато», имея на борту командующего Объединённым Флотом Исороку Ямамото, вышел в море и взял курс на Саёки, где предстояла встреча двух адмиралов: командующего флотом и командующего Кидо Бутай вице-адмирала Тюити Нагумо. 18 ноября на борту авианосца «Акаги» состоялось последнее совещание перед операцией. Адмиралу Нагумо были даны последние инструкции и переданы последние разведданные по дислокации американского флота и базе Перл-Харбор. Дальше пути кораблей разошлись: «Нагато» вернулся в Хасиродзиму, «Акаги» же пошёл в Хитокаппу на о. Иторофу, где собирались корабли Кидо Бутай. К началу декабря стало ясно, что переговоры в Вашингтоне, которые вёл посол Нисимура, если не провалились, то окончательно зашли в тупик: президент Ф.Д. Рузвельт выдвигал требования неприемлемые для японцев, сам не идя ни на какие весомые уступки. Видя это в Империи окончательно решились на войну.
Тема вступления Японии в войну не является основной темой нашей статьи, этому посвящены другие исследования и материалы. Мы здесь основываемся на общедоступных и официальных версиях событий.
2 декабря 1941 года радист «Нагато» передал в эфир знаменитую радиограмму «Niitaka yama nobore» ("Начинайте восхождение на гору Ниитака"): сигнал для Кидо Бутай, разрешающий атаку Перл-Харбора 7 декабря 1941 года. Действия авианосной группы Нагумо известны, останавливаться на этом не будем.
Первой боевой операцией линкоров в новой войне стал поход к архипелагу Бонин для флангового прикрытия возвращения Кидо Бутай в воды Метрополии. 8 декабря в поход вышли линкоры 1-й («Нагато» и «Муцу») и 2-й («Хьюга», «Исэ», «Фусо» и «Ямасиро») дивизий линкоров, авианосец «Хосё» (из 3-й дивизии авианосцев) в сопровождении эскорта из двух лёгких крейсеров и восьми эсминцев. Поход прошёл спокойно и 13 декабря корабли вернулись в базу, где и простояли до конца декабря.
Это как раз одна из тех боевых операций, в которых приняли участие два линкора типа "Нагато", как мы отмечали выше - "косвенно".
1942 год
1942-й год корабли встретили на рейде Хасирадзимы в боевой готовности №1, однако к середине января стало ясно, что американцы, «контуженные» атакой на Перл-Харбор, пока не предпримут активных действий. Боевая готовность была снижена и линкоры занялись боевой подготовкой, тем более появился значимый «повод»: ещё 21 декабря 1941 года в Хасиродзиму пришёл только введённый в строй суперлинкор «Ямато», которому необходимо было пройти «курс молодого бойца». «Лоцманами» для «новобранца» стали «Нагато» и «Муцу». Так 18 января 1942 года «Муцу» обеспечивал учебные стрельбы «Ямато»: старый линкор буксировал плавучую мишень, которой был некогда знаменитый герой Русской-японской войны, броненосный крейсер «Ниссин».
Конец января и февраль прошли в учебных походах. Единственными значимыми событиями стало вступление 12 февраля в состав 1-й дивизии линкоров линкора «Ямато», следствием которого стал перенос флага командующего объединённым флотом с «Нагато» на «Ямато» и поход 1-й дивизии линкоров в Йонаду, начавшийся 19 февраля и продлившийся до конца месяца. Целью похода было сравнить манёвренность «Нагато» и «Муцу» с «Ямато» и выработать тактику совместного маневрирования.
По окончании похода пути старых линкоров на время разошлись. «Муцу» 28 февраля совершил краткий (до 3 марта) поход к архипелагу Бонин, а по возвращении стал на ремонт в Куре, продлившийся с 5 по 27 марта. По выходу с ремонта «Муцу» вернулся в Хасирадзиму. «Нагато» пробыл в ремонте в Куре до середины марта, затем также ушёл в Хасирадзиму. Весь апрель прошёл в боевой подготовке, прерываемой редкими заходами в Куре для пополнения боезапаса.
Май для «Нагато» и «Муцу» прошёл очень насыщенно: велась активная подготовка к операции “MI”. 5-го числа начались совместные артиллерийские учения линкоров 1-й и 2-й дивизий линкоров. В ходе учений на «Хьюга» произошла авария: на линкоре разорвало орудие в башне №5. Учения прервали, корабли вернулись в базы. 11 мая «Нагато» с систершипом и «Ямато» вышли в море на зенитные стрельбы. А уже 15 мая 1-я дивизия линкоров вышла в море на совместные учения с 7-й дивизией крейсеров («Кумано», «Судзуя», «Могами», «Микума»). Финальным этапом подготовки стали большие манёвры флота, прошедшие с 19 по 23 мая. После них последовал короткий заход в Куре для пополнения боезапаса. Объединённый флот был готов к генеральному сражению.
29 мая в море вышли Главные силы Объединённого флота в составе 1-й дивизии линкоров («Ямато» под флагом Ямамото, «Нагато», «Муцу»), авианосца «Хосё» и 3-й дивизии эсминцев. Однако Главным силам не пришлось принять участие в бою 4 июня – они находились в 200 милях от места событий и ничем не могли помочь авианосцам Нагумо.
Многие критиковали Ямамото за то, что не поставил линкоры в ордер Кидо Бутай, но эти заключения были сделаны много позже, по опыту сражений 1944 года. 6 июня Главные силы встретились с остатками Кидо Бутай. На «Нагато» и «Муцу» были переданы моряки с погибших авианосцев, линкоры дозаправились с танкера «Тоэй Мару», 14 июня корабли вернулись в Хасирадзиму.
12 июля в строй вступил линкор «Мусаси», это повлекло за собой реорганизацию дивизий линкоров Объединённого флота. 1-ю дивизию составили «Ямато» и «Мусаси», а «Нагато» и «Муцу» перевели в состав 2-й дивизии линкоров 1-го флота.
Далее пути систершипов надолго разошлись. «Муцу» с 22 по 29 июля ремонт и докование в Куре. Однако через неделю спокойная жизнь закончилась: американцы высадились на Гуадалканале. 9 августа «Муцу» передали в состав 2-го флота вице-адмирала Нобутаке Кондо для участия в операциях у Гуадалканала. 11 августа из Йокосуки вышли в море корабли передового соединения: линкор «Муцу», тяжёлые крейсера «Атаго», «Такао», «Майя», «Хагуро», «Миоко», легкий крейсер «Юра» с 9-ю эсминцами. 17 августа корабли бросили якорь в лагуне Трука. 20 августа Передовое соединение вышло в море для встречи с авианосным соединением адмирала Нагумо. 21 августа японская летающая лодка обнаружила небольшой американский авианосец (им был эскортный авианосец «Лонг Айленд», доставлявший самолёты на Гуадалканал). На его перехват отрядили «Муцу», «Атаго» и несколько эсминцев. Однако японцы опоздали: авианосец к тому времени поднял самолёты и лёг на обратный курс к Эспириту-Санту. Поиск не дал результатов.
24 августа «Муцу» участвовал в бою у Восточных Соломоновых островов, эскортируя авиационное соединение. 27 августа зенитчики линкора обстреляли американский разведчик. В свою очередь японский самолёт-разведчик обнаружил американское авианосное соединение к югу от Соломоновых островов. Японское соединение вышло на перехват, но поиск опять не дал результатов. В виду отсутствия дальнейших перспектив операции адмирал Кондо принял решение возвращаться в базу – 2 сентября корабли вернулись на Трук.
Сентябрь «Муцу» не покидал района атолла Трук, проводя плановые ремонты и периодически выходя в море на учения. Единственными яркими событиями был поход на Рабаул 20 сентября. На острове в результате налётов американской авиации сложилась плачевная обстановка с силами ПВО: расчётов не хватало. В виду этого недостачу зенитчиков решили компенсировать за счёт зенитчиков «Ямато» и «Муцу», которые должны были обучать своих сухопутных коллег.18 октября на Трук прибыл танкер «Кения Мару», целью которого было снабжение лёгких сил, действовавших против Гудалканала. С линкоров «Ямато» и «Муцу» было передано ок. 4500 тонн топлива, затем танкер ушёл на юг к Бугенвилю.
С конца октября по декабрь старый линкор использовался на Труке как учебный корабль и не привлекался к активным действиям несмотря на всё более ухудшающуюся обстановку под Гуадалканалом. Его систершип «Нагато» до конца года остался во Внутреннем море и провёл это время в ремонтах и учениях, курсируя между Хасирадзимой и Куре.
1943 год.
Первую половину нового 1943 года «Нагато» провёл также безмятежно, как и предыдущие шесть месяцев: учения сменялись ремонтами, ремонты – учениями. Менялись только порты базирования: Хасирадзима, Куре, Агеносё, Ясима. В ходе ремонта, проведённого 31 мая – 6 июня на линкоре смонтировали радиолокационную станцию Тип 21 и усилили зенитное вооружение. 8 июня «Нагато» вернулся в Хасирадзиму.
7 января 1943 года с Трука вышел отряд в составе линкора «Муцу», АВ «Дзуйкаку», тяжёлого крейсера «Судзуя» с эскортом их 4-х эсминцев и направился в воды Метрополии. По пути корабли зашли на Сайпан и Они зашли на Сайпан, а затем взяли курс на Метрополию. 12 января «Муцу» бросил якорь в Йокусуке, где и остался на месяц: длительное пребывание в необорудованной базе давало о себе знать. Ремонт был завершён к 15 февраля, а уже 16-го линкор прибыл в Хасирадзиму.
Весна 1943 года для «Муцу» прошла также как и у «Нагато» в учениях и походах во Внутреннем море между Хасирадзимой, Куре, Йонадой. С 27 по 31 мая корабль прошёл очередной плановый ремонт в Куре и вернулся в Хасирадзиму.
Утро 8 июня началось спокойно: линкор стоял на флагманской бочке, между островами Хасирадзима и Суо-Осима. Рядом с ним на бочках стояли линкор «Фусо», крейсер «Тацута» и эсминцы 11-й эскадры. Помимо штатного экипажа в тот день на борту «Муцу» находились 40 инструкторов и 113 кадетов школы морской авиации, которым решили дать «понюхать моря». К полудню был получен приказ на изменение места стояки: в базу входил флагман 2-й дивизии линкоров «Нагато». Боцманская команда стала готовиться к снятию с бочки.
Около 12.30 произошёл взрыв погребов боезапаса башни № 3. Взрыв был настолько сильным, что переломил корабль надвое: носовая часть легла на правый борт и затонула на глубине около 40 м в точке 34°05’N; 132°20’O, кормовая часть ещё примерно 12 часов держалась на плаву и затонула около 02.00 9 июня. Со стоявших рядом кораблей немедленно были спущены шлюпки и начато спасение выживших. Было спасено 353 человека, среди них оказали и 13 курсантов-авиаторов. Потери составили 1222 человека, среди погибших был и командир линкора капитан 1-го ранга Миёси Терухико (по японской традиции ему посмертно было присвоено звание контр-адмирала). Первым подозрением о причине взрыва была атака подводной лодки, поэтому «Тацута» и эсминцы, снявшись с якорей, занялись противолодочным патрулированием, а входивший на рейд «Нагато» пошёл противолодочным зигзагом.
Расследование началось немедленно. Комиссию по установлению причин гибели линкора «Муцу» возглавил адмирал Сиозава Кайти.
Исходя из свидетельских показаний, в качестве основной версии была принята версия о взрыве зенитных снарядов типа «Сан Сики» (San Shiki), дополнительно рассматривали ещё три версии: разложение пороховых зарядов, атака одиночного самолёта и вражеской сверхмалой подводной лодки. Впрочем, последние две версии были приняты скорее для очистки совести, чем воспринимались серьёзно. Хотя после атаки «миджетов» на «Тирпиц» к версии с подлодкой снова вернулись и даже через немецкого военно-морского атташе в Токио запросили подробности атаки. Однако, судя по выводам следственной комиссии, атака сверхмалой подводной лодки так и осталась не более чем версией.
Отправной точкой расследования стали показания командующего 1-м флотом вице-адмирала Синити Симуцу, который утверждал, что облако, накрывшее «Муцу» после взрыва, было снежно-белым. В ходе расследования были опрошены многочисленные свидетели, для проверки возможных маршрутов распространения огня был построен макет участка корпуса с башней №3. На полигоне, в присутствии выживших членов экипажа «Муцу», произвели подрывы всех типов снарядов, которые могли находиться в погребах линкора. И только при подрыве снаряда типа «Сан Сики» образовывалось облако белого дыма. Дополнительным свидетельством стали материалы расследования пожара в арсенале Сагами, где за несколько лет до гибели «Муцу» возник пожар именно из-за самоподрыва снарядов типа «Сан Сики». Тогда причиной стало несоблюдение правил хранения боеприпасов.
Не дожидаясь окончания расследования, военно-морской министр дал указание выгрузить из погребов и сдать на берег все снаряды типа «Сан Сики», имевшиеся на кораблях флота. Точную причину взрыва на корабле самоподрыва снарядов установить так и не удалось: наиболее вероятной версией стало несоблюдение правил хранения боеприпасов личным составом. По результатам заключения комиссии Артиллерийский отдел Технического департамента разработал и разослал на корабли инструкцию по новыми правилами хранения снарядов типа «Сан Сики». После этого снаряды вернули на корабли. Впрочем, комиссия также не смогла до конца опровергнуть версию возгорания пороховых зарядов в результате химического разложения пороха.
1 сентября 1943 года линкор «Муцу» был исключён из списков Императорского флота. Оставшихся в живых членов экипаж линкора, в целях не допущения распространения информации о гибели корабля, распределили по отдалённым гарнизонам: на Тараве, Сайпане, Кваджелейне, Макине и Труке. "Нагато" остался один...
Заключение следует....
Статья Zamuchryshkin из архива Navygaming, №3(6)/2014
Источники: Японские линкоры типа «Нагато»,- М.: Восточный фронт, 1996.- 34 с; Stille, M. Imperial Japanese Navy Battleships 1941-45/ M.Stille. – New Vanguard, № 146. – 2008.- 52 p. ; Апальков, Ю. Боевые корабли японского флота. Линкоры и авианосцы. 10.1918- 8.1945 гг.: Справочник/ Ю.В.Апальков. – СПб: Дидактика, 1997. – 176 с.; Балакин, С. ВМС Японии, Турции и других стран Азии 1914-1918 гг. Справочник по корабельному составу / С.А.Балакин //Морская коллекция, № 5 (29) – 1999. – 32 с.; Больных, А.Г. Линкоры. Иллюстрированная энциклопедия /А.Г.Больных –М.:Яуза: ЭКСМО: 2013. – 288 с.; Дашьян, А. Все флоты Второй Мировой/ А.В.Дашьян, С.В.Патянин, Н.В.Митюков, М.С.Барабанов, В.В.Иванов, А.А.Гайдук. - С.:Яуза: Эксмо, 2012.- 912 с.; Дашьян, А. Корабли Второй мировой войны. ВМС Японии. Часть 1/ А.В.Дашьян // Морская коллекция, № 6 (63) – 2004.– 32 с.; Дашьян, А. Линкоры второй мировой в цвете. Самая полная энциклопедия/ А.В.Дашьян, С.В.Патянин, С.А.Балакин, М.Ю.Токарев – М.: Яуза, ЭКСМО, 2013. – 416 с.; Рубанов, О. Линейные корабли Японии (1909-1945)./О.А.Рубанов, С.Б.Трубицын.- СПб.: Издатель Р.Р.Муниров, 2007. – 76 с., официальный сайт WoWS, материалы сети Интернет.
Подписывайтесь, ставьте лайки, кто желает - может и помочь (вдруг такие найдутся, хотя вряд ли не то время), кнопка ниже; впереди еще много интересного: