В юности я несколько раз путешествовал из своего родного Арзамаса в Москву и обратно. Причём в первый раз мы так с сестрой ездили в Третьяковскую галерею, купить разной музыки, которой не было у нас в городе, да и просто погулять.
Расстояние — 409 километров, это четыре электрички: от Арзамаса до Мурома, от Мурома до Вековки, от Вековки до Черустей и от Черустей до Москвы. Тогда, в конце девяностых–начале двухтысячных, на участке между Черустями и Муромом порой ходили даже не электрички, а короткие составы из старых плацкартных вагонов.
Если сесть утром в Арзамасе, то к вечеру ты уже в Москве. А обратно я несколько раз возвращался с короткой ночёвкой на черустинском вокзале — тогда в Арзамасе ты уже днём, а не вечером.
И вот прошлым летом я решил повторить маршрут вместе с моим сыном Ваней — посмотреть, изменилось ли что, особенно со временем пути, а ему этот путь показать.
На самую первую электричку до Черустей мы не спешили, встали не очень рано, спокойно приехали на Казанский вокзал — и сели на ту, что отправлялась в 08:08 (сейчас она уезжает в 08:30).
Оделись соответствующе: в футболки из тверского центра современной культуры «Рельсы», в котором были пару лет назад (кстати, рекомендую — отличное место).
Тронулись и помчались. Сначала смотрели на Москву — особенно на Московский локомотиворемонтный завод у станции Андроновка, бывшей Фрезер. Там можно увидеть разбитые электропоезда, которые возвращают к жизни.
Потом наблюдали Подмосковье, которое с приближением к Мещёре становилось всё малолюднее и всё лесистее. У многих платформ стояли автомобили: примета того, что люди живут неподалёку, но на работу ездят, например, в Москву — но не машине, чтобы не стоять в пробках и не тратиться на парковку.
Когда проезжали через Гуслицу, старообрядческий в прошлом район, смотрели на кладбища с крестами, накрытыми голубцами — то есть крышами.
Поезд шёл очень бодро, и как-то незаметно доехали мы до Черустей: в 10:58 были там.
Помню времена, когда именно в Черустях меняли локомотивы при переходе с Горьковской железной дороги на Московскую. А однажды, когда я как раз ехал в Арзамас из Москвы на электричках и ночевал на станции, со мной там произошёл случай. Перед входом на черустинский вокзал растёт большой конский каштан. Под ним я увидел целое поле помёта. Подумал: какие же это птицы живут на этом дереве? Поднял голову и увидел, что оно, как виноград гроздьями, увешано летучими мышами.
Гулять по Черустям времени у нас особо не было, мы купили билет и поспешили на электричку до Вековки: тоже Демиховского машиностроительного завода.
Этот участок совсем короткий, час с минутами; были годы, когда до Вековки ходил от Москвы прямой поезд, но потом его отменили. Остановок совсем немного, семь включая конечную.
Тут мы смотрели на торфопосёлки, на узловую станцию Нечаевская, на ветку Владимир–Тума, надо которой мы проехали по путепроводу и от которой можно добраться до близкого Гуся-Хрустального. И, наконец, на депо стыковой станции Вековка с разными локомотивами. Стыковая она, потому что здесь меняют электровозы постоянного тока на электровозы переменного (в сторону Мурома) и наоборот (в сторону Москвы).
В четверть первого сошли на платформу. Нас встретил узнаваемый вековский запах сосен и песка, за который я эту станцию очень люблю. У пассажиров поездов дальнего следования она известна тем, что тут в окна настойчиво суют хрустальные люстры и посуду: Гусь-Хрустальный совсем рядом. Теперь этого меньше, и хрусталь в основном продают в парочке магазинов справа и слева от вокзала — они же и кафе, и продуктовые.
У нас в Вековке было около 20 минут — вполне достаточно, чтобы купить билеты до Мурома, оценить чистоту пристанционного туалета (реально очень чистый), полюбоваться вокзальными цветами и ознакомиться с подробной историей станции и окружающей природы на стенде — тоже в здании вокзала.
В муромской электричке к нам подсела большая молодёжная компания с умными собаками; возможно, они даже тоже ехали от Москвы. Собаки выполняли команды, молодёжь читала Зюскинда и братьев Стругацких, а за окном продолжались леса Владимирской области. Ехать от Вековки до Мурома чуть больше полутора часов.
В четверть третьего поезд прибыл в Муром. До арзамасской электрички было целых два часа, которые мы запланировали на обед и небольшую прогулку по городу, благо такси помогает экономить время и использовать его с толком.
Но сначала — купили билеты и обнаружили на вокзале небольшую экспозицию, посвящённую истории станции Муром-1: книга тарифов на разных участках линии Москва-Люберцы-Муром-Арзамас, компостер для билетов, станционный колокольчик, разные фотографии и другие милые железнодорожные вещицы. На отдельном стенде показывают муромские достопримечательности.
В киоске печати подле вокзала обнаружили удивительный выбор книг: не хочешь конституцию, тогда почитай молитвы.
Где пообедать в Муроме, я решил заранее. Критерии выбора были простыми: нужно было место, где еду подают быстро; где она точно будет безопасна; желательно, чтобы это не было фастфудом.
На «Яндекс Картах» я нашёл подходящее критериям место — «Рестоловая» на Московской, 101. И не пожалел: очень хорошая и очень чистая столовая с нормальной человеческой едой вроде супа с фрикадельками или котлеты с картофелем.
«Рестоловая» находится рядом с Парком имени 50-летия Советской власти, куда мы направились прогуляться. По дороге встретили памятник погибшим в горячих точках, а также скромный камень под деревьями — тоже памятник ветеранам боевых действий с двоякого смысла надписью «Павшим от живых».
Перед самим же парком стоят трицераптос, птеродактиль и, кажется, кентрозавр из искусственной травы. Юные муромцы чувствовали себя на них также победительно, как Илья Муромец со Змеем Горынычем. А в парке мы прошлись под высокими хмурыми елями.
На краю его стоит обшитый бронёй локомотив бронепаровоз бронепоезда «Илья Муромец», который в Великую Отечественную дошёл от Мурома, где его сделали, до Франкфурта-на-Одере.
Потом мы не очень-то и торопясь прошлись по улице Дзержинского до вокзала. Встретили безграмотный баннер, посвящённый муромскому празднику Петра и Февронии, ставшему всероссийским: запятая там совсем загуляла, ни верность русскому языку не соблюдая, ни любовь. Попались нам по дороге также образцы скучноватого стритарта.
Напоследок оценили станционные достопримечательности: валун в память о Николае фон Мекке, строителе Московско-Казанской железной дороги, и коломенский паровоз Л-2248. Зашли на дорожку в туалет: такой же чистый, как и везде теперь на РЖД. Там в мужском отделении есть даже пеленальный столик — чтобы отцы тоже смогли перепеленать младенцев; правда, на пиктограмме всё равно женщина.
И сели на арзамасскую электричку.
После того, как проехали муромскую платформу Городская, с нетерпением ждали, когда же будет то, чего мы всегда с нетерпением ждём, когда проезжаем Муром: Ока. И вот она, обмелевшая летом; а Муром весь выстроился на её высоком берегу.
После Оки — уже Нижегородская область. Первая платформа — Приокский, с трогательной остановкой. После неё — кораблестроительный город Навашино, где вышла молодёжная компания с собаками: я догадался, что едут они дальше, в Выксу.
А дальше потянулись леса, и после станции Венец всё уже было знакомо: Саконы, Мухтолово, Балахониха, Маяк, Костылиха, Шумлейка, Слезавка — там собирал ягоды, там грибы, там и грибы и ягоды.
И, наконец, Арзамас. Точнее, платформа 409 км, где мы сошли: нам так удобнее добираться до дома.
Прибыли мы в 18:24, таким образом весь путь занял 10 часов 16 минут, которые прошли довольно комфортно. Раньше у меня на такой маршрут уходило, кажется, часов 12.
_________________________________________
В следующих выпусках «Вечернего Лошманова» — новые истории про еду и путешествия. Подписывайтесь! И ещё у меня есть телеграм-канал, где больше коротких рассказов.