Друзья, к рождению скульптора-конструктора посудных форм Дулёвского фарфорового завода Отари Матвеевича Мухигули (11.08.1934) хочу соотнести публикации по биографии мастера: статьи из Энциклопедии «Русская художественная керамика» и книги «Сказ о дулёвском фарфоре», заводской газеты «Новатор» и официальную справку Тбилисской Академии художеств.
Астраханцева Т. МУХИГУЛИ // Русская художественная керамика. VIII–XXI века. Иллюстрированная энциклопедия / автор-составитель, научный редактор М.А. Некрасова. – М.: Academia, 2017. – 712 с.: ил. – С. 439.
МУХИГУЛИ Отари Матвеевич (р. 11.08.1934, Тбилиси), художник, скульптор, заслуженный художник РСФСР, лауреат Государственной премии им. И.Е. Репина (1970). Окончил Тбилисскую Академию художеств, отделение декоративно-прикладного искусства. Учился в аспирантуре МВХПУ (6. Строгановского), где изучал искусство греческой керамики. С 1964 по 1985 работал на Дулёвском фарфоровом заводе скульптором по созданию новых форм.
Главными произведениями стали чайный сервиз «Белый лебедь» для тонкостенного фарфора (бронзовая медаль ВДНХ), удобный для производства и росписи, пластичная форма, архитектонически выверенная, обогащённая лёгкими рельефами, сервиз выпускается ДФЗ на протяжении многих лет, столовый сервиз «Прима» (1964) и чайные сервизы «Уютный», «Мак», «Голубая роза» (1981).
Скульптур любит строгие и чёткие линии, созвучные современному интерьеру, сервизы его классичны, парадно-монументальны, функциональны. Для выставочных показов были созданы набор «Свадебный» (1974), «Белла» (1973), в традициях грузинской керамики – сервиз «Вардзия», ваза и фруктовница «Кахетия» (1972).
Мухигули участник всесоюзных и международных выставок и выставок Дулёвского завода.
Произведения Мухигули находятся в Государственном музее керамики в Кусково, музее Дулёвского фарфорового завода.
С 1985 Отари Матвеевич Мухигули живёт в Тбилиси.
Леонов П. «1919-й год» – новая работа скульптора Мухигули // Газета «Новатор», орган парткома, завкома и управления Дулёвского фарфорового завода им. газеты «Правда», 1967. – №29 (1139) от 20 июля. – С. 1.
«1919-й год» – новая работа скульптора нашего завода Отари Мухигули.
Скульптора Мухигули мы знаем как автора столового сервиза «Прима», как очень тонкого художника чайных сервизов «Аэро», «Мак», «Гранат» и других, как автора росписей, прославляющих гениальное произведение человече «Витязь в тигровой шкуре» Шота Руставели. Новая работа Отари Мухигули скульптурная голова «1919-й год» – новый этап в развитии многогранного, творчества этого талантливого скульптора.
Скульптурная голова будённовца прорисована монументально, этот образ запоминается своей глубокой выразительностью. Кажется, что в нём собрано всё: и революция, которая только что произошла, и ответственность народа, который взял на свои плечи строительство нового, доселе невиданного общества, и ответственность перед этим обществом лучших сынов народа, поставивших себя на защиту его интересов. Словно монумент, он стоит и смотрит зорко, никакой враг не пройдёт мимо; он думает глубоко-глубоко о судьбе не только настоящего, но и далеко заглядывает в будущее.
Смотришь – и не можешь оторваться от портрета, насколько много он будит мыслей, трогающих тебя до глубины души.
Скульптурный портрет будённовца «1919-й год» – новое , проявление творческого дарования Отари Мухигули .
Скульптора нашего завода Отари Мухигули, создавшего глубоко проникновенное, философское и глубоко реалистическое произведение советского искусства, можно поздравить с большой победой. Скульптура «1919-й год» уже принята на две выставки. Можно с уверенностью сказать, что этому произведению предстоит большая и долгая жизнь в искусстве.
П. ЛЕОНОВ, главный художник завода
На снимке: работа скульптора Отари Мухигули «1919-й год».
СЧАСТЛИВЫЙ ДЕБЮТ (Рассказы о фарфористах) // Сказ о дулёвском фарфоре. – М.: «Московский рабочий», 1975. – С. 308–310.
Этот столовый сервиз со строгой, натянутой, как тетива, линией силуэта, изящный по форме и росписи был первым у Отара Мухигули, и когда речь пошла о его названии, он сказал: «Прима».
Трудно в керамике – материале, древнем как мир,– создавать новое. Кажется, все формы и композиции уже исчерпаны. Но молодость – пора дерзаний, поисков и находок. Мухигули ищет, творит и, опираясь на богатые традиции, создаёт новое, самобытное. И, что весьма важно, производственное, годное к выпуску массовыми тиражами.
Однажды зашёл разговор с Отаром о том, как он стал скульптором, о его работах и планах.
– Виной всему был керамический кувшин,– заметил Отар,– старинный сосуд древней грузинской работы...
Родом Мухигули из Тбилиси. В школьные годы часто ездил с отцом в деревню, лес, горы. Запомнились ему поездки в Мцхету, древнюю столицу Грузии. Отар увлёкся археологией. Тогда-то его внимание привлёк старинный кувшин дивной работы. Он пробудил у мальчика интерес к грузинской керамике, славной своей богатой историей и традициями. С этого кувшина всё и началось...
После школы – армия, где рядовой Мухигули всё свободное время оформлял стенгазеты, стенды, писал плакаты. Отслужив, решил стать художником. Наведался в Академию художеств и понял, что не подготовлен. Поступил на завод токарем, но продолжал рисовать и лепить. Профессия токаря тоже пригодилась: скульптор должен уметь точить гипсовые формы на гончарном круге, и Отар в совершенстве владеет этим ремеслом.
В 1957 году Мухигули стал студентом отделения керамики Тбилисской академии художеств. Учился хорошо, был отмечен стипендией имени Якова Николадзе, получил по окончании академии диплом с отличием. Его дипломная работа – керамика для интерьера – выполнена с большим вкусом, выдержана в одном стиле и цветовой гамме, свежа и оригинальна.
Сразу после окончания учения, в 1964 году, О. Мухигули был принят скульптором на Дулёвский завод. Дебютировал очень удачно: сервиз «Прима» получил признание. Вслед за ним появился чайный сервиз «Аэро».
– Есть у нас в Грузии,– рассказывает скульптор,— сосуд для мацони – кислого молока. От него я и шёл, создавая «Аэро». Правда, сосуд для мацони делают из красной глины, а я работаю в фарфоре. По грузинскому сосуду и предметам сервиза свойственны лаконизм линий, отсутствие излишеств. Каждая вещь имеет своих прародителей.
Другой мой чайный сервиз – «Мак» взял начало от простых и изящных линий этого яркого цветка. Сделал я несколько утилитарных вещей -— масленку, пепельницу, вазы для цветов.
Скульптор любит строгие и чёткие линии, так созвучные современному интерьеру. Успешно выступает он и в роли живописца. Колоритны и живописны его росписи по фарфору «Зима», «Птицы», «Охота».
Рисунки на чайном сервизе «Охота» навеяны эпосом Шота Руставели. На изделиях изображения всадников, мчащихся на скакунах, охотников с копьями, витязей, стреляющих в тигров из лука. Всё это объединено в одну композицию при помощи грузинского орнамента. Сервиз выдержан в бирюзовом тоне. «Как небо в Грузии»,– говорит Отар. На бирюзе очень декоративно выглядят исполненные матовым золотом фигуры витязей, коней, тигров.
Скульптор старается познать и полностью использовать природные свойства фарфора – хрупкость, жёсткость, пластичность и белизну. Не всегда это удаётся, но у Отара всё впереди. Он молод, одарён, трудолюбив.
Около десяти лет Отар работает в Дулёве. К созданным им вещам прибавился чайный сервиз «Белая лебедь», ставший наряду с «Тюльпаном» основным тонкостенным сервизом. Своеобразная, напряженная и очень пластичная архитектура, лёгкие, с рельефной поверхностью изделия – всё это принесло новинке большой успех на выставках и у покупателей. Сервиз этот был отмечен государственным Знаком качества.
Этим сервизом талантливому скульптору удалось решить несколько проблем. Он создал сервиз высокохудожественный и удобный для производства. Его изделия, отличающиеся большой поверхностью, хороши для росписи. Вот почему художники рвутся к «Белой лебеди», создавая для неё самые разнообразные рисунки.
Константин Кукушкин, бросив на белую поверхность посуды дымчатую розу, создал композицию «Элегия».
Пётр Леонов в рисунке «Посольский» ограничился золотыми линиями отводок, которые подчеркнули белизну тонкого сервиза.
Нарядный подарочный сервиз «Морозко» в перламутровом свечении лёгких красок вышел из-под кисти художника Георгия Захарова.
Пылающими розами украсила белый фарфор художница Зинаида Фёдорова.
Мухигули закончил работу над новым столовым сервизом, который предназначен для массового выпуска и отвечает строгим законам технологии производства изделий народного спроса. Посуда этого сервиза напоминает раскрывающийся цветок. Линия силуэта — резкая, откровенно жёсткая.
Отдавая предпочтение конструированию новых форм посуды, Мухигули работает и над декорированием своих произведений, используя в росписях национальные мотивы. На выставку «50 лет Советской Грузии» он представил декоративный комплект «Земля моя родная», украшенный элементами народного орнамента.
Творчество он сочетает с учебой в аспирантуре: работает над кандидатской диссертацией «Современная грузинская керамика».
В его планах – создание выставочного сервиза с рисунками, выполненными приёмами старой техники – фарфоровой пастой по кобальту. Таким способом работали очень давно. Отар хочет исполнить старым письмом современные рисунки.
Как всегда, он отдаёт много сил созданию выставочных произведений – образцов современного фарфорового производства. К 100-летию со дня рождения В. И. Ленина Мухигули изваял и расписал вазу «Смело, товарищи, в ногу!». Форма вазы – две раскрывающиеся лилии – маленькая и большая. Роспись на ней – исполненные в манере чеканки по металлу силуэты комсомольца первых лет революции, рабочего пятилеток и солдата Великой Отечественной войны.
Ну а как же попал грузинский скульптор в Дулёво, столь далёкое от его родных мест?
– Древний кувшин сделал меня скульптором,– улыбается Отар,— а в Дулёво привела любовь, и не только к керамике. Здесь я обрёл семью и любимое дело. А Грузия... Она в моём сердце и во всех моих работах.
P.S. 2006 год. В ТБИЛИСИ ОТКРЫЛАСЬ ВЫСТАВКА ФАРФОРА И КЕРАМИКИ ОТАРА МУХИГУЛИ. На выставке было представлено около 100 авторских чайных, кофейных и столовых сервизов, а также керамических изделий. Все они созданы за последние двадцать лет на Тбилисском и Зугдидском фарфоровых заводах. Источник: forum.collectors.ru
Отар Мухигули / Otar Mukhiguli (11.08.1934)
Образование:
1958–1963 – Тбилисская государственная Академия художеств. Квалификация: художник декоративно-прикладного искусства, специальность – керамика. Диплом с отличием
1966–1970 – Москва. Аспирантура в бывшей Строгановской академии (заочное обучение). Квалификация: художник-керамист
Опыт работы:
1964–1985 – скульптор-форматор посудных форм Дулёвского фарфорового завода (РСФСР)
1986–1988 – скульптор-форматор посудных форм Зугдидского фарфорового завода (Грузинская ССР)
1989–1999 – декан факультета керамики и стекла Тбилисской государственной академии искусств
2000 – присвоено звание доцента кафедры керамики и стекла, декан факультета дизайна
2006–2009 – доцент факультета дизайна Тбилисской государственной академии искусств им. Аполлона Кутателадзе
Выставочная деятельность:
1967 – Всемирная выставка. Монреаль, Канада.
1970 – Всемирная выставка. Осака, Япония.
1978 – Персональная выставка. Грузинское общество культурных связей с зарубежными странами. Тбилиси.
1979 – Выставка «Спорт в искусстве». Дом художника, Тбилиси.
1981 – Экспозиция потребительских товаров. Будапешт, Венгрия.
1983 – Всемирная художественно-промышленная выставка. Западный Берлин.
1984 – Всемирная художественно-промышленная выставка. Осло, Норвегия.
1986 – Всемирная художественно-промышленная выставка. Дюссельдорф, Германия.
2000 – Персональная выставка в выставочном зале Тбилисской государственной Академии художеств. Грузия.
2010 – Персональная выставка в выставочном зале Тбилисской государственной Академии художеств. Грузия.
Награды:
1969 – Выставка достижений народного хозяйства. Серебряная медаль.
1970 – Выставка достижений народного хозяйства. Серебряная медаль.
1973 – Выставка достижений народного хозяйства. Бронзовая медаль.
2013 – Сертификат за особый вклад в искусство. Мэрия Тбилиси.
Подписывайтесь на мой канал, давайте о себе знать в комментариях или нажатием кнопок шкалы лайков. Будем видеть красоту вместе!
#явижукрасоту #ясчастлив