Найти в Дзене
Вижу красоту

Дулёво: Фарфор Отари Мухигули

Друзья, к рождению скульптора-конструктора посудных форм Дулёвского фарфорового завода Отари Матвеевича Мухигули (11.08.1934) хочу соотнести публикации по биографии мастера: статьи из Энциклопедии «Русская художественная керамика» и книги «Сказ о дулёвском фарфоре», заводской газеты «Новатор» и официальную справку Тбилисской Академии художеств.

Астраханцева Т. МУХИГУЛИ // Русская художественная керамика. VIII–XXI века. Иллюстрированная энциклопедия / автор-составитель, научный редактор М.А. Некрасова. – М.: Academia, 2017. – 712 с.: ил. – С. 439.

МУХИГУЛИ Отари Матвеевич (р. 11.08.1934, Тбилиси), художник, скульптор, заслуженный художник РСФСР, лауреат Государственной премии им. И.Е. Репина (1970). Окончил Тбилисскую Академию художеств, отделение декоративно-прикладного искусства. Учился в аспирантуре МВХПУ (6. Строгановского), где изучал искусство греческой керамики. С 1964 по 1985 работал на Дулёвском фарфоровом заводе скульптором по созданию новых форм.

Сергей Медведев (роспись). Отари Мухигули (форма «Белый лебедь», 1968). Чайник из сервиза «Розы». 1969. Дулёво. Высота 16,5 см. Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник / 2981/1-к. Госкаталог: 8374336. Источник: goskatalog.ru
Сергей Медведев (роспись). Отари Мухигули (форма «Белый лебедь», 1968). Чайник из сервиза «Розы». 1969. Дулёво. Высота 16,5 см. Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник / 2981/1-к. Госкаталог: 8374336. Источник: goskatalog.ru

Главными произведениями стали чайный сервиз «Белый лебедь» для тонкостенного фарфора (бронзовая медаль ВДНХ), удобный для производства и росписи, пластичная форма, архитектонически выверенная, обогащённая лёгкими рельефами, сервиз выпускается ДФЗ на протяжении многих лет, столовый сервиз «Прима» (1964) и чайные сервизы «Уютный», «Мак», «Голубая роза» (1981).

Отари Мухигули. Сервиз «Голубая роза». 1981. Дулёво
Отари Мухигули. Сервиз «Голубая роза». 1981. Дулёво

Скульптур любит строгие и чёткие линии, созвучные современному интерьеру, сервизы его классичны, парадно-монументальны, функциональны. Для выставочных показов были созданы набор «Свадебный» (1974), «Белла» (1973), в традициях грузинской керамики – сервиз «Вардзия», ваза и фруктовница «Кахетия» (1972).

Мухигули участник всесоюзных и международных выставок и выставок Дулёвского завода.

Произведения Мухигули находятся в Государственном музее керамики в Кусково, музее Дулёвского фарфорового завода.

С 1985 Отари Матвеевич Мухигули живёт в Тбилиси.

-6
Леонов П. «1919-й год» – новая работа скульптора Мухигули // Газета «Новатор», орган парткома, завкома и управления Дулёвского фарфорового завода им. газеты «Правда», 1967. – №29 (1139) от 20 июля. – С. 1.

«1919-й год» – новая работа скульптора нашего завода Отари Мухигули.

Скульптора Мухигули мы знаем как автора столового сервиза «Прима», как очень тонкого художника чайных сервизов «Аэро», «Мак», «Гранат» и других, как автора росписей, прославляющих гениальное произведение человече «Витязь в тигровой шкуре» Шота Руставели. Новая работа Отари Мухигули скульптурная голова «1919-й год» – новый этап в развитии многогранного, творчества этого талантливого скульптора.

Скульптурная голова будённовца прорисована монументально, этот образ запоминается своей глубокой выразительностью. Кажется, что в нём собрано всё: и революция, которая только что произошла, и ответственность народа, который взял на свои плечи строительство нового, доселе невиданного общества, и ответственность перед этим обществом лучших сынов народа, поставивших себя на защиту его интересов. Словно монумент, он стоит и смотрит зорко, никакой враг не пройдёт мимо; он думает глубоко-глубоко о судьбе не только настоящего, но и далеко заглядывает в будущее.

Смотришь – и не можешь оторваться от портрета, насколько много он будит мыслей, трогающих тебя до глубины души.

Скульптурный портрет будённовца «1919-й год» – новое , проявление творческого дарования Отари Мухигули .

Скульптора нашего завода Отари Мухигули, создавшего глубоко проникновенное, философское и глубоко реалистическое произведение советского искусства, можно поздравить с большой победой. Скульптура «1919-й год» уже принята на две выставки. Можно с уверенностью сказать, что этому произведению предстоит большая и долгая жизнь в искусстве.

П. ЛЕОНОВ, главный художник завода

На снимке: работа скульптора Отари Мухигули «1919-й год».

СЧАСТЛИВЫЙ ДЕБЮТ (Рассказы о фарфористах) // Сказ о дулёвском фарфоре. – М.: «Московский рабочий», 1975. – С. 308–310.

Этот столовый сервиз со строгой, натянутой, как тетива, линией силуэта, изящный по форме и росписи был первым у Отара Мухигули, и когда речь пошла о его названии, он сказал: «Прима».

Сергей Аникин. Сервиз «Сад». Отари Мухигули (форма «Прима», 1964). 1973. Дулёво. РИА Новости. Фото № 588022. Источник: visualrian.ru
Сергей Аникин. Сервиз «Сад». Отари Мухигули (форма «Прима», 1964). 1973. Дулёво. РИА Новости. Фото № 588022. Источник: visualrian.ru

Трудно в керамике – материале, древнем как мир,– создавать новое. Кажется, все формы и композиции уже исчерпаны. Но молодость – пора дерзаний, поисков и находок. Мухигули ищет, творит и, опираясь на богатые традиции, создаёт новое, самобытное. И, что весьма важно, производственное, годное к выпуску массовыми тиражами.

Однажды зашёл разговор с Отаром о том, как он стал скульптором, о его работах и планах.

– Виной всему был керамический кувшин,– заметил Отар,– старинный сосуд древней грузинской работы...

Родом Мухигули из Тбилиси. В школьные годы часто ездил с отцом в деревню, лес, горы. Запомнились ему поездки в Мцхету, древнюю столицу Грузии. Отар увлёкся археологией. Тогда-то его внимание привлёк старинный кувшин дивной работы. Он пробудил у мальчика интерес к грузинской керамике, славной своей богатой историей и традициями. С этого кувшина всё и началось...

Отари Мухигули. Музей Дулёвского фарфорового завода
Отари Мухигули. Музей Дулёвского фарфорового завода

После школы – армия, где рядовой Мухигули всё свободное время оформлял стенгазеты, стенды, писал плакаты. Отслужив, решил стать художником. Наведался в Академию художеств и понял, что не подготовлен. Поступил на завод токарем, но продолжал рисовать и лепить. Профессия токаря тоже пригодилась: скульптор должен уметь точить гипсовые формы на гончарном круге, и Отар в совершенстве владеет этим ремеслом.

В 1957 году Мухигули стал студентом отделения керамики Тбилисской академии художеств. Учился хорошо, был отмечен стипендией имени Якова Николадзе, получил по окончании академии диплом с отличием. Его дипломная работа – керамика для интерьера – выполнена с большим вкусом, выдержана в одном стиле и цветовой гамме, свежа и оригинальна.

Сергей Медведев (роспись). Отари Мухигули (форма «Прима», 1964). Комплект «Белая птица». 1973. Дулёво. РИА Новости. Фото № 546805. Источник: visualrian.ru
Сергей Медведев (роспись). Отари Мухигули (форма «Прима», 1964). Комплект «Белая птица». 1973. Дулёво. РИА Новости. Фото № 546805. Источник: visualrian.ru

Сразу после окончания учения, в 1964 году, О. Мухигули был принят скульптором на Дулёвский завод. Дебютировал очень удачно: сервиз «Прима» получил признание. Вслед за ним появился чайный сервиз «Аэро».

– Есть у нас в Грузии,– рассказывает скульптор,— сосуд для мацони – кислого молока. От него я и шёл, создавая «Аэро». Правда, сосуд для мацони делают из красной глины, а я работаю в фарфоре. По грузинскому сосуду и предметам сервиза свойственны лаконизм линий, отсутствие излишеств. Каждая вещь имеет своих прародителей.

Музей Дулёвского фарфорового завода
Музей Дулёвского фарфорового завода

Другой мой чайный сервиз – «Мак» взял начало от простых и изящных линий этого яркого цветка. Сделал я несколько утилитарных вещей -— масленку, пепельницу, вазы для цветов.

Скульптор любит строгие и чёткие линии, так созвучные современному интерьеру. Успешно выступает он и в роли живописца. Колоритны и живописны его росписи по фарфору «Зима», «Птицы», «Охота».

Рисунки на чайном сервизе «Охота» навеяны эпосом Шота Руставели. На изделиях изображения всадников, мчащихся на скакунах, охотников с копьями, витязей, стреляющих в тигров из лука. Всё это объединено в одну композицию при помощи грузинского орнамента. Сервиз выдержан в бирюзовом тоне. «Как небо в Грузии»,– говорит Отар. На бирюзе очень декоративно выглядят исполненные матовым золотом фигуры витязей, коней, тигров.

Отари Мухигули. Сервиз «Вардзия». 1972. Дулёво. Выставка прикладного искусства РСФСР. (Из коллекции Государственного музея керамики в Кусково). РИА Новости. Фото № 546807. Источник: visualrian.ru
Отари Мухигули. Сервиз «Вардзия». 1972. Дулёво. Выставка прикладного искусства РСФСР. (Из коллекции Государственного музея керамики в Кусково). РИА Новости. Фото № 546807. Источник: visualrian.ru

Скульптор старается познать и полностью использовать природные свойства фарфора – хрупкость, жёсткость, пластичность и белизну. Не всегда это удаётся, но у Отара всё впереди. Он молод, одарён, трудолюбив.

-17

Около десяти лет Отар работает в Дулёве. К созданным им вещам прибавился чайный сервиз «Белая лебедь», ставший наряду с «Тюльпаном» основным тонкостенным сервизом. Своеобразная, напряженная и очень пластичная архитектура, лёгкие, с рельефной поверхностью изделия – всё это принесло новинке большой успех на выставках и у покупателей. Сервиз этот был отмечен государственным Знаком качества.

Этим сервизом талантливому скульптору удалось решить несколько проблем. Он создал сервиз высокохудожественный и удобный для производства. Его изделия, отличающиеся большой поверхностью, хороши для росписи. Вот почему художники рвутся к «Белой лебеди», создавая для неё самые разнообразные рисунки.

Константин Кукушкин, бросив на белую поверхность посуды дымчатую розу, создал композицию «Элегия».

Пётр Леонов (роспись). Отари Мухигули (форма «Белый лебедь», 1968). Чайник из сервиза «Московский». 1971. Дулёво. Высота 16 см. Государственный центральный музей современной истории России / ГИК 39011/3-1. Госкаталог: 6144193. Источник: goskatalog.ru
Пётр Леонов (роспись). Отари Мухигули (форма «Белый лебедь», 1968). Чайник из сервиза «Московский». 1971. Дулёво. Высота 16 см. Государственный центральный музей современной истории России / ГИК 39011/3-1. Госкаталог: 6144193. Источник: goskatalog.ru

Пётр Леонов в рисунке «Посольский» ограничился золотыми линиями отводок, которые подчеркнули белизну тонкого сервиза.

Георгий Захаров (роспись). Отари Мухигули (форма «Белый лебедь», 1968). Сервиз «Морозко». 1970-е. Дулёво. Источник: vk.com
Георгий Захаров (роспись). Отари Мухигули (форма «Белый лебедь», 1968). Сервиз «Морозко». 1970-е. Дулёво. Источник: vk.com

Нарядный подарочный сервиз «Морозко» в перламутровом свечении лёгких красок вышел из-под кисти художника Георгия Захарова.

Зинаида Фёдорова (роспись). Отари Мухигули (форма «Белый лебедь», 1968). Сервиз «Нарядный». Дулёво
Зинаида Фёдорова (роспись). Отари Мухигули (форма «Белый лебедь», 1968). Сервиз «Нарядный». Дулёво

Пылающими розами украсила белый фарфор художница Зинаида Фёдорова.

Мухигули закончил работу над новым столовым сервизом, который предназначен для массового выпуска и отвечает строгим законам технологии производства изделий народного спроса. Посуда этого сервиза напоминает раскрывающийся цветок. Линия силуэта — резкая, откровенно жёсткая.

Отдавая предпочтение конструированию новых форм посуды, Мухигули работает и над декорированием своих произведений, используя в росписях национальные мотивы. На выставку «50 лет Советской Грузии» он представил декоративный комплект «Земля моя родная», украшенный элементами народного орнамента.

Творчество он сочетает с учебой в аспирантуре: работает над кандидатской диссертацией «Современная грузинская керамика».

В его планах – создание выставочного сервиза с рисунками, выполненными приёмами старой техники – фарфоровой пастой по кобальту. Таким способом работали очень давно. Отар хочет исполнить старым письмом современные рисунки.

Как всегда, он отдаёт много сил созданию выставочных произведений – образцов современного фарфорового производства. К 100-летию со дня рождения В. И. Ленина Мухигули изваял и расписал вазу «Смело, товарищи, в ногу!». Форма вазы – две раскрывающиеся лилии – маленькая и большая. Роспись на ней – исполненные в манере чеканки по металлу силуэты комсомольца первых лет революции, рабочего пятилеток и солдата Великой Отечественной войны.

Отари Мухигули – скульптор, член Союза Художников СССР. Орехово-Зуевский городской историко-краеведческий музей / КП 1507/1. Госкатлог: 17266535. Источник: goskatalog.ru
Отари Мухигули – скульптор, член Союза Художников СССР. Орехово-Зуевский городской историко-краеведческий музей / КП 1507/1. Госкатлог: 17266535. Источник: goskatalog.ru

Ну а как же попал грузинский скульптор в Дулёво, столь далёкое от его родных мест?

– Древний кувшин сделал меня скульптором,– улыбается Отар,— а в Дулёво привела любовь, и не только к керамике. Здесь я обрёл семью и любимое дело. А Грузия... Она в моём сердце и во всех моих работах.

P.S. 2006 год. В ТБИЛИСИ ОТКРЫЛАСЬ ВЫСТАВКА ФАРФОРА И КЕРАМИКИ ОТАРА МУХИГУЛИ. На выставке было представлено около 100 авторских чайных, кофейных и столовых сервизов, а также керамических изделий. Все они созданы за последние двадцать лет на Тбилисском и Зугдидском фарфоровых заводах. Источник: forum.collectors.ru

Отар Мухигули / Otar Mukhiguli (11.08.1934)

Образование:

1958–1963 – Тбилисская государственная Академия художеств. Квалификация: художник декоративно-прикладного искусства, специальность – керамика. Диплом с отличием

1966–1970 – Москва. Аспирантура в бывшей Строгановской академии (заочное обучение). Квалификация: художник-керамист

Опыт работы:

1964–1985 – скульптор-форматор посудных форм Дулёвского фарфорового завода (РСФСР)

1986–1988 – скульптор-форматор посудных форм Зугдидского фарфорового завода (Грузинская ССР)

1989–1999 – декан факультета керамики и стекла Тбилисской государственной академии искусств

2000 – присвоено звание доцента кафедры керамики и стекла, декан факультета дизайна

2006–2009 – доцент факультета дизайна Тбилисской государственной академии искусств им. Аполлона Кутателадзе

Выставочная деятельность:

1967 – Всемирная выставка. Монреаль, Канада.

1970 – Всемирная выставка. Осака, Япония.

1978 – Персональная выставка. Грузинское общество культурных связей с зарубежными странами. Тбилиси.

1979 – Выставка «Спорт в искусстве». Дом художника, Тбилиси.

1981 – Экспозиция потребительских товаров. Будапешт, Венгрия.

1983 – Всемирная художественно-промышленная выставка. Западный Берлин.

1984 – Всемирная художественно-промышленная выставка. Осло, Норвегия.

1986 – Всемирная художественно-промышленная выставка. Дюссельдорф, Германия.

2000 – Персональная выставка в выставочном зале Тбилисской государственной Академии художеств. Грузия.

2010 – Персональная выставка в выставочном зале Тбилисской государственной Академии художеств. Грузия.

Высокие награды ВДНХ СССР 1973 года // Газета «Новатор», орган парткома, завкома и управления Дулёвского ордена Ленина фарфорового завода им. газеты «Правда»,1973. – №23 (1444) от 14 июня. – С. 1: Бронзовой медалью и денежной премией в размере 50 рублей – скульптор О.М. Мухигули.
Высокие награды ВДНХ СССР 1973 года // Газета «Новатор», орган парткома, завкома и управления Дулёвского ордена Ленина фарфорового завода им. газеты «Правда»,1973. – №23 (1444) от 14 июня. – С. 1: Бронзовой медалью и денежной премией в размере 50 рублей – скульптор О.М. Мухигули.

Награды:

1969 – Выставка достижений народного хозяйства. Серебряная медаль.

1970 – Выставка достижений народного хозяйства. Серебряная медаль.

1973 – Выставка достижений народного хозяйства. Бронзовая медаль.

2013 – Сертификат за особый вклад в искусство. Мэрия Тбилиси.

Источник: arthive.com
Источник: arthive.com

Подписывайтесь на мой канал, давайте о себе знать в комментариях или нажатием кнопок шкалы лайков. Будем видеть красоту вместе!

#явижукрасоту #ясчастлив