Лето - пора каникул, поэтому Виктор Франкл может «полежать на полке до сентября», а я возвращаюсь к Андерсену.
Нашла у себя давно отложенную Дюймовочку и в очередной раз прониклась любовью к датскому писателю. Раньше, как и с оловянным солдатиком видела исключительно поверхность сюжетной линии. О чем она? О том, что добро побеждает? Это слишком относительно. Зато Дюймовочка вполне конкретна в том, что с ней произошло. Маленькая, крохотная девочка, которая в силу своего возраста и размера не способна ничем в своей жизни управлять, ни на что повлиять. Мама ей попадается очень интересная - защищает ее от всех гроз и ветров этого мира (то есть образно от смерти) - сажает ее на цветочный лепесток как на лодочку в тарелочку с водой с каёмочной из цветов. И на этом искусственно (это ключевое слово) воссозданном «озере» Дюймовочка живет абсолютно БЕЗ КОНТАКТА с реальностью (помните великолепный фильм Шоу Трумена?) в иллюзиях и следовательно искаженных представлениях о себе/других/мире. Мама не представляет, что защищая от «смерти» таким образом на самом деле защищает девочку от самой «ЖИЗНИ».
И вот девочку поджидает первое столкновение с реальностью - ее крадет жаба и пытается выдать за своего жабенка. Иллюзия разбилась, оказалось, что мир огромен, враждебен, хаотичен, непонятно как в него вписаться и что делать. Кое-как выбравшись из этой неприятности - (не сама конечно, Дюймовочка же никогда в своей жизни ничего не решала), она попадает в другую ситуацию - ее уносит на дерево какой-то жук, и вся членистоногая компания смеётся над ее внешним видом. В конечном итоге после долгих скитаний ее холодную и голодную подбирает «на улице» полевая мышь. Мышь оказывается вполне доброй и заботливой, накормила, отогрела, позволила у себя жить. Один лишь «нюанс», говорит, выдадим тебя замуж за крота, у него полные закрома, как у Христа за пазухой жить будешь 👌! Это ключевой момент - опять за девочку все решают, только подают под соусом любви и заботы. И здесь наконец все словно совпало - Дюймовочка почувствовала себя «как дома», запахло родным болотцем, где ты ничего не решал - семейный сценарий взял верх, и поэтому девочка тут прижилась. Она совсем не хотела замуж за крота, плакала, страдала, ждала какого-то знака свыше, чтобы хоть кто-то выдернул ее из этой трясины. А с чего плакать-то, если о тебе так заботятся?? Отношения Дюймовочки с мышью удивительно дублируют отношения в ее «родительской семье», в них действительно есть некая форма любви и привязанности. Однако в жизни часто бывает так, что нас окружают заботой и любовью «не так, не тем и не туда», просто потому что не видят и не хотят видеть наших истинных желаний и потребностей, и вместо того чтобы спросить «А чего тебе собственно хочется», переносят (проецируют) свои потребности и желания на другого, и видят и любят в другом только лишь себя же самого. Мышь сама наверное с радостью вышла бы за крота, но видать не зовут, «так хоть девочку пристрою» и неважно что девочка не самка крота 🤦🏻♀️.
Зато важно, что происходит дальше.
Тоскующая от одиночества девочка находит бездыханную ласточку в кротовьем ходу, которая словно напоминает ей о прошлой жизни среди цветов, лучей солнца, тепла и радости, и от жалости (ведь она так сладко пела мне в прошлой жизни) она накрывает ее одеялом, пытаясь обогреть хотя бы посмертно. И вдруг «О Чудо!», ласточкино сердце начинает биться вновь, оно отогревается. Это пожалуй самый аналитически красивый эпизод сказки. Я долго думала, кто такая эта ласточка, которая унесёт Дюймовочку в ее персональный рай наяву. И я думаю, что как и многим людям, отрезанным от своей жизни, Дюймовочке нужно было восстановить этот контакт с собой, своим телом, импульсами в нем, прислушаться к своему сердцу и УСЛЫШАТЬ наконец свои вытесненные желания и потребности, присвоить себе свою жизнь и ответственность за неё. У неё было на это время - она бродила по кротовьим ходам по ночам, и силы - мышь своей заботой и снисхождением придала ей стартовый ресурс. Кстати, это именно то, чем мы занимаемся в процессе психотерапии - встречаемся с самим собой. Удивительный момент, где девочка испугалась стука ласточкиного сердца - воссоединение с собой настоящим в процессе психотерапии как правило и влечёт и пугает. Интересно, что в нашей традиции сердце - это то место, где живет душа, чувства, где сосредоточена и заключена наша жизнь. Я склонна думать, что ласточка просто олицетворяет здесь отщеплённые, давно задавленные желания и потребности Дюймовочки, то есть то, что когда-то делало ее самой собой, составляло ее мотивационно-ценностный костяк.
Девочка стала заботиться о ласточке - то есть взращивала опору на себя и свои чувства, пока та полностью не окрепла и однажды не позвала ее улететь вместе в тёплые края.
Но девочка отказалась (великолепный ход) -«ведь мышь так расстроится, НЕЛЬЗЯ!», синдром хорошей девочки взял верх. И только спустя какое-то время, когда тоска подземной жизни дошла до предела, Дюймовочка решила выйти из норы, но только для того, чтобы окончательно попрощаться с солнышком и всем остальным, что для неё было так важно. И снова чудо - за ней прилетела ее ласточка, и Дюймовочка уже не раздумывая ее оседлала - позволила себе наконец стать «плохой» для того, кто не видел в ней ее самой.
И вот Дюймовочка унеслась на спине ласточки в страну, где все было именно так как она мечтала, словно это место было создано для неё, или она для него. И да, она встретила там таких же крошечных мальчиков и девочек и вышла замуж за эльфа, которого выбрало ее собственное сердце.
Мораль сказки совсем недетская, не про добро и зло, не про чёрное, белое, серое, фиолетовое. А про выбор. И про то, какой бывает жизнь, если выбирать себя, и если в конце концов уметь себя СЛЫШАТЬ. И о том, что невозможно для всех быть хорошим, это путь в никуда, путь в подземелье. О том, как важно выдерживать свою плохость и неудобность во имя собственных же ценностей и мотивов и собственного блага. Ещё она о том, что в конечном итоге каждый из нас может этому научиться.
#психология #психоанализ #сказкидлядетейивзрослых #сказки #дюймовочка #андерсен