Российский сериал «Выжившие», который вышел в свет в 2021 году, подвергся довольно суровой критике. И за то, что явно повторяет мотив и даже сюжетные линии уже нашумевшего к тому времени сериала «Эпидемия», и за отчетливые проблемы со сценарием, звуком, работой операторов и монтажеров. Все так, но посмотреть сериал можно, не обращая на все эти досадные, не спорю, детали внимания и сосредоточившись немного на другом.
А именно – на игре актеров, вытаскивающих из сценария все возможное и даже совершенно невозможное. Это редко бывает, но бывает, особенно в кинопродукции отечественного производства – вы слушаете один текст, а слышите, благодаря актерской игре, совершенно другой. В общем, да – снять вместе Артура Смольянинова и Алексея Филимонова, да еще и в ролях главных и противостоящих друг другу героев, было на редкость удачной идеей. Если вы еще про этих актеров не слышали, то можете смело смотреть с ними любой фильм, это время точно не окажется потраченным зря.
В чем завязка «Выживших»? В город, расположенный, очевидно, где-то недалеко от Уральских гор, попадает невиданный доселе вирус, который моментально убивает большую часть людей, оставляя в живых, как в кинговском «Противостоянии», лишь пару-тройку сотен. И так происходит, как потом выясняется, во всех близлежащих областях и, судя по всему, во всей стране, а может, и мире. Дальше Кинг кончается и начинается наша старая добрая российская хтонь – выжившие как-то незаметно засыпают и впадают в кому или летаргический сон, а чтобы этого не случилось, надо спать не более двух часов в сутки.
Чем занимаются люди в российской глубинке, вынужденные спать по два часа в сутки и лишенные благ цивилизации в виде света, канализации, центрального отопления и т. д., изобретать особо не надо – можно вполне себе представить. Какое-то подобие порядка, который пытаются поддерживать полицейские и военные, как водится, тоже рано или поздно трещит по швам, и начинается совсем уж беспредел.
Единственным вариантом спастись остается призрачная надежда попасть в некий институт, который изобретает вакцину от этого летаргического сна, и которому может помочь единственный нормально спящий главный герой в исполнении совершенно, повторюсь, гениального Алексея Филимонова.
Что для нас тут особо важно и интересно? Довольно существенное отличие от сериала «Эпидемия», в котором помощь героям, как правило, приходила извне, как «бог из машины». В «Выживших» герои вынуждены помогать себе сами, что, собственно, и делают, как могут, даже вопреки сложившимся обстоятельствам. Все, абсолютно все ресурсы для собственного выживания они должны изыскивать у себя самих – врачебные навыки, умение готовить, ухаживать за лежачими больными, учить детей, чинить оборудование, водить поезд, обороняться от нападения, а если понадобится, то и вести открытый бой, то есть, собственно, максимально задействовать свой непосредственный профессиональный опыт.
Но только этим дело, конечно, не ограничивается, и ресурсами буквально становится все, что только подвернется под руку, как забытый кем-то в поезде сахар в пакетиках или навыки, полученные в кружке радиолюбителей, куда тебя в детстве водила бабушка. У героев же, никакими особо ресурсами изначально не наделенными – какой, к примеру, ресурс может быть у больного шизофренией – в ход идут доброта, способность к сопереживанию и вниманию к другим, а когда уже совсем нечего дать – и собственная жизнь.