Найти тему

Как "пощупать" корпоративную культуру. Тренерские истории

Оглавление

Часто слышу, что корпоративная культура - абстрактное и неощутимое понятие, теоретическое и вообще выдуманное. Какие, мол, ценности, какие нормы и правила, - это же просто работа и всё такое.

Я очень часто езжу и летаю по проектам - в большие и маленькие города, в большие и маленькие компании, и сегодня расскажу вам две истории по поводу того, как я могу "пощупать" корпоративную культуру.

Почему именно эти две истории?

Потому что и там и там есть очень похожие вводные: два не слишком больших города (до 150 тысяч человек), два представительства ооооочень больших федеральных компаний, несколько тренинговых дней. И да - оба проекта реализованы через провайдера (большую тренинговую компанию).

История 1

Три дня до тренинга. Звонок с незнакомого номера.

- Здравствуйте, Анна? Меня зовут так-то, я куратор проекта от компании "...". Через три дня вы у нас проводите тренинг. Всё в порядке, всё в силе? Когда вы прилетаете? Нужно ли вас встретить, хотите, я организую водителя? На месте обучение будет курировать другой человек, она с вами свяжется ближе к мероприятию.

[Свои ответы почти везде буду пропускать, они тут некритичны]

Прилетаю вечером, за ночь до тренинга.

Не успеваю отключить авиарежим, меня уже ждёт сообщение: "Анна, добрый вечер! Меня зовут так-то, я курирую тренинг на месте. Как ваши дела? Как вы долетели? Как будет удобно - свяжитесь со мной, чтобы обсудить завтрашний тренинг".

Переписываемся, человек уточняет, как я планирую добираться утром, откуда, во сколько, нужна ли машина и т.п.

Утро, за два часа до тренинга. Сообщение: "Анна, доброе утро! На всякий случай сбрасываю вам геолокацию, вам точно не нужна машина? Во сколько планируете прийти к нам?"

Прихожу на тренинг, у ворот (то есть до входа на территорию предприятия) меня встречает милая девушка, помогает пройти проходные, проводит по территории, рассказывая, где что, приводит в помещение, показывает туалет, место для кофе-брейка, уточняет, какая помощь нужна с презентацией, организацией помещения и т.п. Рассказывает, какие будут участники, предупреждает, что кто-то подойдёт позже, а кто-то будет отходить в процессе. Дожидается участников, встречает их, усаживает.

Приходит в обед. Провожает в столовую на территории. Рассказывает, что столовая внешняя, организована предпринимателем, но из бывших сотрудников, так что "все свои". Консультирует по тому, что вкусно, что насколько быстро готовится (столовая небольшая, ряд блюд, как в кафе - на заказ). Когда пытаюсь расплатиться - довольно эмоционально запрещает мне это сделать ("мы вас угощаем!").

Всё время тренинга человек со мной в плотном контакте, готов помочь, общается, подсказывает, переживает за само мероприятие.

История 2

Три дня до тренинга. Провайдер пересылает мне номер.

Пишу на него "Здравствуйте, я Анна, через три дня провожу у вас тренинг. Мне дали ваш номер как куратора, всё верно? Можно с вами общаться?"

День тишина, два тишина. Сообщение сначала не прочитано, потом прочитано, но ответа нет.

Звоню. Трубку не берут.

Связываюсь с провайдером, через пару часов провайдер отвечает: - Да, номер тот, человек сообщение твоё видел, всё в силе. Некогда было ответить. Сказали - встретить не могут, сама пусть добирается, устраивается в гостиницу, адрес в почте. На тренинг только паспорт обязательно, а то не пропустят на проходных.

Прилетаю вечером, за ночь до тренинга.

Пишу человеку: "Прилетела. Планирую завтра быть за полчаса до тренинга".

Тишина.

За полчаса до тренинга прихожу на проходные. Звоню. Трубку не берут.

Объясняю охране, кто я, что я и куда.

В ответ: - Ничего не знаю, звоните человеку.

Звоню. Трубку не берут. Пишу. Ну вы уже понимаете, да?))) - Тишина.

Около десяти минут стою на проходных, охрана ничем помочь не может, с человеком связаться не получается.

Приходит.

Кидает мне "Здрасьте", что-то бурчит охране, выражая явное недовольство, что мне только сейчас начали оформлять пропуск. Как только меня пропускают, без слов убегает куда-то по извилистым коридорам. Я за ней)))

Доводит до учебного класса, обводит его рукой и уходит. Все вопросы с презентацией, ручками, рассадкой и прочим решаю сама. Туалет и прочие помещения ищу сама. Обед ищу сама))

В конце дня звоню человеку уточнить, надо ли что-то закрывать, выключать и т.п., получаю сообщение "Я уже не на работе, охрана закроет".

И так на протяжении всего обучения (к концу более-менее начала со мной общаться, после многих попыток).

.

И в первой, и во второй истории для обоих кураторов организация обучения - профильная функция, оба из HR-подразделений. И в первой, и во второй - это не первое внешнее обучение, они проводятся регулярно.

Можно конечно списать это всё на разницу личностных особенностей двух людей, если бы не одно "но". И в первой организации все встреченные мной люди, от охраны и случайных встречных в коридоре до участников мероприятия, ведут себя примерно также, как их куратор мероприятия (улыбаются, общаются, стараются помочь и т.п.). И во второй все встреченные люди дублируют своего куратора (дистанцируются и обходятся общением на уровне "да - нет", и то только по моей инициативе). Правда, во втором случае дня с третьего ко мне ходили просто так поговорить в перерывах и просились на следующие тренинговые дни те, кому они были "не положены")

И ведь это не просто стиль коммуникации, это именно внешнее выражение отношения и ценностей.

Моя личная статистика показывает, что в организациях, где о людях заботятся (может где-то и гиперопекают), ценят, общаются, - это работает и с представителями внешних структур. Там, где царит формализм и наплевательство, - это тоже видно внешне.

Казалось бы, про вторую историю можно контраргументировать: какое же наплевательство - вон людей учат за счёт организации, вкладываются... но это тот самый случай (многие видели отсылки к нему в комментариях), когда людей распределили по датам без учёта тематики))) И на тренинге продаж было 0 человек, связанных с продажами. Зато дата у них была свободна)

Понятно, что для текущих примеров я взяла скорее две утрированные крайности (хотя обе - именно реальные ситуации), чаще бывает какой-то промежуточный вариант.
Но задачей было привести примеры ситуаций, в которых корпоративная культура очень даже заметна и ощутима.

Наверняка у вас тоже есть примеры из разных компаний (и неважно, работали вы внутри или сотрудничали извне), когда в одних и тех же ситуациях (собеседований, поставок, реализации проектов, чего угодно) вы видели принципиально разные реакции/нормы/поведение. Поделитесь ими в комментариях, пожалуйста :) Ну или просто своим мнением на предмет внешнего выражения корпоративной культуры.

___________________

А вот ещё немного про неё (корпоративную культуру):

Улыбаемся и машем, как говорится))
Улыбаемся и машем, как говорится))