21 ноября 2013 года правительство Украины приостановило процесс подготовки к заключению соглашения об ассоциации с Евросоюзом, аргументировав это необходимостью более детального изучения и проработки комплекса мер. Кабинет министров Украины объяснил свое решение необходимостью развития экономических отношений с Россией и СНГ.
Сразу же после появления новости о решении правительства, в социальных сетях появились первые сообщения с призывами выйти на акцию протеста. Вечером на Площади Независимости (Майдане Незалежности) в центре Киева собрались около двух тысяч человек (на том момент в Киеве проживало 2 млн 900 тыс чел. – 0,07 %).
В первые дни акции протеста проходили достаточно спокойно: на главной киевской Площади Независимости (Майдане Незалежности) и Европейской площади находились от нескольких десятков человек (ночью) до нескольких сотен или пары тысяч (днем).
Но, 24 ноября ситуация изменилась, когда к началу запланированного митинга число людей на Европейской площади значительно увеличилось: до 30 тысяч, по данным милиции, и до 100 тысяч, по данным украинской оппозиции. Пока шел митинг, на Европейской площади установили палатки, а чуть позже колонна протестующих двинулась к зданию кабинета министров Украины и попыталась приблизиться к входу, который был оцеплен бойцами милицейского спецподразделения "Беркут". Со стороны митингующих в направлении кабинета министров полетели дымовые шашки, несколько раз воспользовались слезоточивым газом. Правоохранители в ответ тоже применили слезоточивый газ и достали дубинки — хотя, по версии МВД, милиция не била митингующих.
28-29 ноября 2013 года в Вильнюсе (Литва) прошел саммит "Восточного партнерства", на котором так и не было подписано соглашение об ассоциации Украины с Евросоюзом.
В ночь на 30 ноября представители спецподразделения МВД "Беркут" разогнали протестующих в центре Киева. Во время разгона были задержаны 35 человек. На них составили административные протоколы и в последствии все они были отпущены. По данным медиков, пострадали 35 человек. Представители стран Запада тут же осудили жестокие действия правоохранительных органов.
После разгона "евромайдана" акцент митингов сместился на требования отставки правительства и президента.
На фоне принятого 16 января 2014 года парламентом пакета законов, ужесточающих наказание за несанкционированные уличные акции, продолжающийся с ноября "евромайдан" перерос в ожесточенные схватки с милицией.
Радикально настроенные оппозиционеры захватили областные администрации в нескольких регионах на западе Украины, попытки захвата административных зданий предпринимались также в центральных и южных регионах страны.
22 января появилась информация о первых жертвах беспорядков. Официально была подтверждена гибель двух участников столкновений с милицией. Причиной их смерти стали огнестрельные ранения.
Масштабные уличные беспорядки возобновились в Киеве 18 февраля, в день заседания Верховной рады, на котором оппозиция требовала вернуть парламентско-президентскую форму правления, восстановив конституцию 2004 года. Агрессивно настроенная толпа пыталась подойти к парламенту Украины, радикалы врывались в здания в центре Киева, жгли автомобильные покрышки, бросали в милиционеров камни и "коктейли Молотова". По данным милиции, радикалы впервые применили огнестрельное оружие.
По данным начальника департамента специальных расследований генпрокуратуры Украины Сергея Горбатюка, всего во время стычек 18-20 февраля погибли 78 участников Майдана, 278 получили ранения. При этом больше всего людей, около 50 человек, погибли 20 февраля на Институтской улице рядом с Майданом, следствие установило, что причиной их смертей стали огнестрельные ранения, причиненные автоматическим оружием. Кроме этого, по словам Горбатюка, за два дня противостояний были убиты 13 правоохранителей, 650 из них получили телесные повреждения.
21 февраля 2014 года президент Украины Виктор Янукович объявил, что инициирует досрочные президентские выборы и возврат к конституции 2004 года с перераспределением полномочий в сторону парламентской республики. Также украинский лидер призвал начать процедуру формирования правительства национального доверия.
Позднее президент Янукович и представители оппозиции при посредничестве ЕС подписали соглашение об урегулировании.
Здесь, на мой взгляд, необходимо уточнить различия парламентской и президентской республики.
Президентская республика представляет определенное соотношение полномочий президента – главы государства, парламента – законодательного органа и правительства – органа исполнительной власти, при котором в руках президента соединяются полномочия главы государства и главы правительства (США, Аргентина, Мексика, Бразилия). Президент управляет, парламент принимает законы. Правительство ответственно перед президентом. Президент лишен права роспуска парламента, и, наоборот, парламент может возбудить против президента процесс его отстранения от власти (так называемый «импичмент»). Это происходит тогда, когда президент допускает злоупотребление своей властью, совершает преступления, умышленно, грубо нарушает конституцию.
Иногда, президентское правление становится эффективным в период проведения реформ в странах, имеющих обширную территорию, в многонациональных государствах и т.д. В свою очередь отсутствие права роспуска парламента лишает президента и правительство возможности «давить» на парламент, что повышает его устойчивость и снимает конъюнктурность в принятии им законов.
В президентской республике правительство более стабильно, а парламент обладает более реальными полномочиями. Большинство государств, составляющих ООН, имеют президентские системы правления.
Причем, есть Президентские республики с тандемом Президент-Премьер министр, а есть где Президент работает один за двоих. Например :
Нет Премьера – США, Индонезия, Кения, Либерия, Уругвай, Судан, Филиппины, Парагвай, Бразилия и т.д., порядка 42 стран.
Есть Президент и Премьер – Аргентина, Казахстан, Австралия, Бельгия, Канада, Дания, Ямайка, Белоруссия, Перу, Габон, Камерун и т.д.
В парламентской республике ведущую роль в системе государственного управления играет высший законодательно-представительный орган власти. Он формируется при непосредственном участии граждан страны — в ходе выборов.
Ведущая роль парламента в данном случае заключается в том, что его депутаты назначают правительство (как минимум его главу, часто — также и министров). При этом кандидатура премьер-министра, как правило, выдвигается из числа депутатов партии победившей на выборах. Пример типичной парламентской республики — ФРГ. Глава немецкого правительства, федеральный канцлер, назначается Бундестагом — высшим органом законодательной власти ФРГ. Он руководит министрами, а также напрямую участвует в их назначении, предлагая их кандидатуры федеральному президенту. Канцлер также определяет количество глав ведомств, сферу их полномочий. Глава правительства ФРГ формулирует ключевые направления национальной политики Германии, которых должны придерживаться и министры.
Австрия, Греция, Болгария, Италия, Эстония, Ирландия, Исландия, Германия, Польша, Португалия, Литва, Латвия, Чехия, Венгрия, Финляндия, Словения и Словакия; Израиль, Непал, Сингапур, Индия, Бангладеш, Ирак и др.
Чем отличается президентская республика от парламентской? Стоит выделить самые основные и важные различия:
· парламентская республика предполагает избрание президента парламентским большинством, а не народным голосованием - как в республике президентской;
· в президентской республике глава государства обладает гораздо большими и обширными полномочиями, чем в парламентской;
· в президентской республике главой государства избираются председатель правительства и различные министры; при парламентской форме правления эти должностные лица избираются специальным парламентским аппаратом.
22 февраля Верховная рада приняла постановление, в котором заявила о "самоустранении неконституционным способом" президента Украины от выполнения конституционных полномочий и назначении внеочередных выборов президента Украины на 25 мая. Причем, хочу особо отметить, если верить Пресс-секретарю Президента Украины, Янукович в этот день находился в Харькове и давал интервью на местном телевидении. Т.е. в этот момент он находился на территории Украины, как принято говорить «с рабочей поездкой».
23 февраля постановлением Верховной рады исполняющим обязанности президента Украины был назначен спикер Рады Александр Турчинов.
27 февраля украинский парламент утвердил состав так называемого "правительства народного доверия", премьером стал Арсений Яценюк.
28 февраля Виктор Янукович на пресс-конференции в Ростове-на-Дону заявил, что никогда не признает решение парламента Украины о его отстранении от должности главы государства.
25 мая 2014 года на Украине прошли досрочные выборы президента. За высший государственный пост боролся 21 кандидат. Победу одержал самовыдвиженец миллиардер Петр Порошенко. За его кандидатуру проголосовали 54,7 % пришедших на участки избирателей.
Крым не признал легитимность новой украинской власти. 11 марта 2014 года Верховный совет Крыма принял декларацию в поддержку независимости региона от Украины и намерении войти в состав РФ.
16 марта на полуострове прошел референдум о дальнейшей судьбе региона. Большинство проголосовавших (96,77%) высказались за воссоединение с Россией. На основании результатов референдума и декларации в поддержку независимости 17 марта 2014 года Верховный совет Крыма принял постановление о независимости от Украины. 18 марта был подписан соответствующий договор с Россией.
21 марта был принят федеральный конституционный закон об образовании двух новых субъектов РФ — Республики Крым и города федерального значения Севастополь.