Ранний подъем в школу ненавидит каждый подросток! Исследования показывают, что, возможно, не стоит так мучать детей. Оказалось, что более позднее начало учебного дня и возможность выспаться может улучшить настроение учеников, что, в свою очередь, повлияет на успеваемость.
Новое исследование было проведено группой бразильских экспертов во главе с учеными Федерального университета латиноамериканской интеграции (UNILA) в Фос-ду-Игуасу и Федерального университета Фронтейра-Сул, Реалеза. "Более позднее время начала занятий в школе эффективно увеличивает продолжительность сна и настроение", - говорят авторы в своей статье.
Подростки часто испытывают проблемы со сном
Исследователи говорят, что наш циркадный ритм – 24-часовой цикл, который является частью внутренних часов организма, – перестраивается в подростковом возрасте. Из-за этого подросткам бывает очень сложно вставать по утрам, они чувствуют сонливость, у многих могут быть головные боли.
До наступления половой зрелости организм вызывает сонливость уже примерно в 8 или 9 часов вечера, но когда начинается половое созревание, этот ритм меняется на пару часов, смещаясь на пару часов позже. Из-за этой смены подростком труднее просыпаться.
Поэтому, по мнению ученых, изменение времени начала занятий в школе было бы лучшей стратегией борьбы с сонливостью и недосыпом у школьников старшей и средней школ.
Как проходило исследование
Для работы команда набрала 48 учеников средней школы в Палотине, Бразилия, которых попросили носить актиграфы - наручные устройства, записывающие циклы сна и бодрствования - непрерывно в течение трех недель.
Во время "недели А" и "недели С" занятия в школе начинались в обычное время – в 7:30 утра, но во время "недели Б" время начала занятий было отложено на один час - 8:30 утра. Из-за этого подростки должны были просыпаться позже в течение “недели Б” (7:42 утра) по сравнению с “неделями A” (6:54 утра) и “C” (6:46 утра).
В течение всех трех недель актиграфы измеряли время и продолжительность сна, а сами участники также заполняли анкеты о сонливости, качестве сна, настроении и уровнях тревоги и депрессии.
Результаты показали, что начало занятий в школе позже на час положительно сказалось как на сне, так и на настроении. В течение “недели Б” у студентов был более низкий уровень усталости, напряжения, замешательства, гнева и депрессии, а также более высокий уровень бодрости.
Исследователи признают, что отсрочка начала занятий в школе - "нелегкое решение для реализации". Однако, как показывает исследование, это может улучшить эмоциональный фон ребенка, что может привести к улучшению посещаемости школы и успеваемости.