Найти тему
История и язык

Неброская красота

Почти каждый, кому красота природного языка явилась наглядно и покорила сердце пишущего, попытался воспеть её, показать тем, кто ещё не обратил внимания на это чудо, которым наша повседневность заполнена выше края, оставаясь за завесой обыденности скромной в своём ненавязчивом величии.

И лето Господне тепло и приятно. Взято из интернета
И лето Господне тепло и приятно. Взято из интернета

Хочу и я присоединить свой малый голос к хору великих в надежде быть услышанным моими современниками, беспечными потомками гениальных предков. Гениальных потому, что ещё на заре нашей цивилизации они сумели установить настолько высокие стандарты морали и нравственности в самом языке, что у меня есть обоснованные сомнения, что и в этом веке мы сумеем хотя бы приблизиться к их вершинам, сияющим настоящей чистотой, достойной вечной жизни.

Мне уже приходилось пытаться показать уровень толерантности и великодушия предков, описывая понимание значения слова «негр» в значении «небелый», в то время как «чёрный» в современном обществе считается вершиной вежливости, а у нас до недавнего времени — было оскорблением Хочу предложить вам продолжить познавать смысл и значение слов, самых обычных на первый взгляд.

Представьте, что Вы — режиссёр фильма или мультфильма, и Вам надо по сюжету создать сцену, связанную, например, с оскорблением одного персонажа другим. Закрученный сюжет Вы будете сопровождать видео- и музыкальным рядом, нагнетающим атмосферу агрессии, гнева, мести и прочего возмущения. Не так ли?  Погодите! Предки недаром предостерегали: «Поспешишь — людей насмешишь!» Если не хотите создавать очередную однодневку, а задумали шедевр, истинное произведение искусства, можно посоветоваться со знатоком. Ходить далеко не надо. Такой знаток — само слово. Лучше него его значение никто не понимает. Прислушайтесь к нему, о чём на самом деле оно говорит.

Случай, когда лев прав. Взято из интернета
Случай, когда лев прав. Взято из интернета

«Оскорбление» — то, что оскорбляет человека, то есть, делает его скорбным, заставляет скорбеть. Скорбя, человек огорчается, испытывает горечь. Можно сказать, что, скорбя, человек сокрушается, то есть сокрушает себя. Скорбь ломает, корёжит, разрушает человека. То есть, оскорбление — преступление против человека, имеющее своей целью нанести ему существенный урон, вплоть до сокрушения. Нешуточное злое деяние, приносящее зло самому существу основы человека — душе. Оно, конечно же, вызывает чувства возмущения, гнева, неприятия, даже мести. Но основа — скорбь по разрушенной гармонии души. По утраченному состоянию благости, когда «и лето Господне тепло и приятно». Оскорбление — запрещенный приём, бьющий в самую чувствительную точку человека — достоинство, в самую уязвимую середину души.

Создавая искусственный язык, человек, конечно же, переносил значение оригинала на новое слово. И тут притаилась основная проблема неприродного языка. Почти у всех слов, выращенных по заданию, а не по природе языка, есть отличительная особенность: потеряно единство формы и содержания. Непонятно выражаюсь? Придётся пояснить на примере. Как это же слово «оскорбление» будет по-английски?

Правильно, humiliation. А только это слово вовсе не дотягивает до пафоса природного слова «оскорбление», сводит всё на более низкий уровень физического казуса. Как падение человека во время шоу, призванного посмеяться над комичностью ситуации. Судите сами. Ведь по смыслу humiliation означает всего лишь «намокание», ситуацию, когда человека неожиданно окатили водой, состояние, подобное тому, когда ударили пыльным мешком из-за угла. Ведь humidity — это просто влажность. Смешно, но не трагично. Душевное состояние оскорбления подменяется физическим состоянием повреждения формы. Есть синонимы, но они грешат тем же и проблемы не решают. Например, insult. Его значение — «скакать», «прыгать», «наскок», «приступ». В медицине в прошлом веке вместо нынешнего «инсульт» говорили «удар». И правильно говорили. Точно передаёт смысл.

Мир и есть красота. Взято из интернета
Мир и есть красота. Взято из интернета

Честно говоря, учился я в советской школе без особой охоты, больше надеясь на неплохую память. На вопрос Марии Гавриловны, учительницы русского языка и литературы: «Почему ты пишешь правильно, если правил не знаешь?», я честно отвечал: «Врожденная грамотность!» И не кривил душой. Но это была не вся правда. Спешу поделиться с вами своим секретом, особенно с теми, у кого хороший музыкальный слух. Чтобы правильно писать на природном языке, надо слышать мелодию речи. Для себя я вывел одно простое правило: «Правильное звучит красиво». А если слух что-то царапает, надо поискать то, что его не оскорбляет — будет правильно. Конечно, нельзя вообще ничего не учить, а только ловить красивую мелодию речи. Не надо переоценивать свой слух. Но в качестве дополнительного метода — вполне работает. Например, запятые можно проверить, проговаривая про себя предложение. Ставьте запятую там, где меняется интонация повествования, не ошибётесь. Письменность возникла как развитие речи, и подчиняется её естественным правилам, а речь — порождение самой жизни человека, и подчиняется законам жизни. Отсюда и гармония, и какофония. Последнее слово говорит за себя, в расшифровке не нуждается.

Правильное — красиво. Неправильное — нет. А понятие красоты у большинства правильное. Она-таки спасёт мир.