Найти тему
Строительный мир

Сварка наступает на клепку: кто построил первый цельносварной мост в мире

В некоторых источниках, в том числе отдельных учебных пособиях, отмечается, что первым в мире мостом, где все швы, включая монтажные, выполнены автоматической сваркой, стал объект через Днепр, возведенный в 1953-м и носящий имя одного из основных проектировщиков — академика Евгения Оскаровича Патона, которого не стало за три месяца до открытия дороги (12 августа).

© Роман Наумов / CC BY-SA 4.0 (Мост Патона в Киеве, 2017 г.)
© Роман Наумов / CC BY-SA 4.0 (Мост Патона в Киеве, 2017 г.)

Последний за 83 года своей жизни руководил десятками подобных строек, параллельно занимаясь исследованиями по созданию научных основ сварки и широкому ее внедрению в промышленность и строительство. Одним из главных его детищ и стало сооружение балочной конструкции в Киеве длиной 1,5 км и шириной 21 м, состоящее из 26 пролетов и 46 опор на кессонной основе. Мост собран из 264 однотипных блоков, при монтаже которых было сварено порядка 11 тыс. швов.

«Построен самый большой в мире цельносварной мост»

Еще одна победа советской техники // Пионерская правда. — М., 1957. — №41 (21 мая). — С.2:

«В Киеве через реку Днепр построен самый большой в мире цельносварный мост… Еще сравнительно недавно признавали только один способ соединения частей моста — с помощью заклепок. Простой и дешевый способ соединения металлов — электросварка совершила настоящий переворот в судостроении, машиностроении и во многих других отраслях техники. Но автоматическая дуговая сварка имела недостаток: глубина сваривания была небольшая… Этой проблемой занялась группа научных сотрудников Института электросварки Академии наук УССР вместе с производственниками. Им удалось разработать новый способ сварки — так называемую электрошлаковую сварку. Этот способ позволяет даже при одном электроде сваривать металл толщиной до 60 миллиметров. Применяя же несколько электродов, можно сваривать изделия до метра и более».
© Ксандриэль / CC BY-SA 4.0 (Мост Патона в Киеве, 2017 г.)
© Ксандриэль / CC BY-SA 4.0 (Мост Патона в Киеве, 2017 г.)

Успешный опыт использования цельносварных пролетных строений в следующие годы развивался и совершенствовался. Его начали применять на многих объектах в разных странах. А Мост Патона некоторое время оставался №1 среди аналогичных конструкций. Правда, вопреки распространенному мнению, он не был первым в этом отношении, на что обращается внимание и в ряде современных исследований.

Первый в Европе

В отдельных источниках преимущество в этом отношении отдается польскому сооружению в районе Ловича, примерно в 70 км к западу от Варшавы. Его спроектировал в 1927-м Стефан Брыла. Это был небольшой однопролетный мост через Слудву, протяженность которого не превышала 30 м. Сам объект возвели на следующий год после подготовки чертежей.

© Marek and Ewa Wojciechowscy / Trips over Poland / CC-BY-SA-3.0 (Мост в Польше, 2009 г.)
© Marek and Ewa Wojciechowscy / Trips over Poland / CC-BY-SA-3.0 (Мост в Польше, 2009 г.)

Во время Второй мировой войны он серьезно пострадал, но впоследствии был восстановлен и прослужил до середины 1970-х, после чего на его месте появилась более современная конструкция. Старый мост, учитывая его уникальность, благодаря настойчивости некоторых инженеров, удалось сохранить в качестве памятника — конструкцию переместили на несколько метров вверх по реке, создав своего рода музей под открытым небом.

© public domain (Benton Street Bridge, 1968 г. Мост был заменен на новый в 1989 г.)
© public domain (Benton Street Bridge, 1968 г. Мост был заменен на новый в 1989 г.)

В 1930-1940-х гг. аналогичные цельносварные конструкции возводились и в других странах, в том числе Чехии, Бельгии и Великобритании. Но все они, как правило, были небольшими. Выделяется на этом фоне американский Benton Street Bridge — детище Эдварда Л. Эштона. Последнего называют самым выдающимся мостостроителем в истории Айовы. Именно в этом штате через одноименную реку он в конце 1940-х и построил 175-метровое сооружение, прослужившее по назначению около 50 лет.

Первый в России и мире

И все же пальма первенства в этом отношении принадлежит отечественному специалисту Виктору Петровичу Вологдину, который буквально на месяц опередил своего польского коллегу, спроектировав и построив на юге Владивостока над железнодорожными путями цельносварной мост протяженностью 25 м. К слову, объект эксплуатируется до сих пор — по нему ежедневно проезжают сотни автомобилей; расположен он на стыке улиц Казанская и Верхнепортовая. В ряде публикаций он назван и самым старым из действующих мостов Приморской столицы.

В 1928-м его менее чем за месяц построили усилиями четырех сварщиков, одним из которых был 16-летний сын ученого Игорь — он пойдет по стопам отца. Работы выполнялись в начале года, зимой, когда температура на улице опускалась до 40 градусов со знаком «минус». Поэтому данный проект уникален во многих отношениях. Благодаря новой технологии, удалось сэкономить порядка 25% материала по сравнению с клепаной конструкцией.

Как электросварка пришла на Дальний Восток

Мероприятиям на площадке предшествовало несколько лет плодотворных исследований, проводимых в созданной в 1925-м на базе Государственного Дальневосточного университета первой в СССР лаборатории электрической и газовой сварки.

© Lexa_222 / wikimapia.org / CC BY-SA 3.0 (Мост во Владивостоке, 2016 г. Летом 2022-го началась реконструкция объекта)
© Lexa_222 / wikimapia.org / CC BY-SA 3.0 (Мост во Владивостоке, 2016 г. Летом 2022-го началась реконструкция объекта)

Еще раньше на Дальзаводе по инициативе того же Вологдина организовали пост электродуговой сварки. Инженер по собственной схеме построил электросварочный агрегат и зажег первую на Дальнем Востоке производственную электрическую дугу. Постоянные ремонтные электросварочные работы начались на предприятии в 1921-м. А уже на следующий год были изготовлены первые сварные паровые котлы.

Журнал «Наука и жизнь». —1983. —№ 9. — С. 100 (из воспоминаний В. П. Вологдина 1945 г.):

«Что побудило меня заняться сваркой? Еще в детстве мне пришлось попасть к изобретателю дуговой сварки Н. Г. Славянову в Мотовилихинском заводе. Феерическая картина горящей в темном цехе вольтовой дуги с потоками звездчатых искр произвела неизгладимое впечатление. В дальнейшем, сделавшись инженером-электриком, мне неоднократно приходило в голову, что установку, применявшуюся Славяновым, можно было бы упростить и сделать гибче... У меня появилось непреодолимое желание реализовать идею сварки в условиях Дальзавода».
© Струнников С. Н. / public domain (Сварка "ежей", 1942 г.)
© Струнников С. Н. / public domain (Сварка "ежей", 1942 г.)

Л. Баньковский. Созидающее пламя. — Пермь, 1988. — С. 96-98:

«В 1920–1925 годах Вологдин создал на Дальзаводе хозрасчетные лабораторию сварки и производственную мастерскую, вскоре превращенную в сварочный цех, а в университете на механическом факультете открыл сварочную специальность и впервые в стране начал читать курс сварки. Так родились первые после революции производственно-исследовательский центр и научная школа по сварке. В 1925 году воспитанник Вологдина студент П. К. Пантелеев выполнил и защитил дипломный проект цельносварного океанского теплохода... Уже летом 1928 года Дальзавод начал сварку серии крупных морских катеров. Тогда же во Владивостоке был построен и первый в нашей стране сварной мост с пролетом 25 метров... 1930 год ознаменовался выпуском из Дальневосточного политехнического института первых в нашей стране инженеров-электросварщиков».

Патон, который «заболел» электросваркой или сварка наступает на клепку

В 1929-м Совет Труда и Обороны принял специальное постановление о развитии сварочного дела в стране. Позднее технологию, примененную при строительстве владивостокского перехода, использовали и на других аналогичных объектах. Патон же стал первым, кто осмелился построить по ней мост таких масштабов.

© Deutscher Friedensstifter / CC BY 2.0 (Памятник Е. О. Патону в Киеве)
© Deutscher Friedensstifter / CC BY 2.0 (Памятник Е. О. Патону в Киеве)

При этом, сооружение через Днепр начинало проектироваться еще до войны и уже тогда инженер настаивал на цельносварной конструкции, но встретил шквал критики. Против этой идеи выступали и во второй половине 1940-х. В частности, обращалось внимание на некоторые неудачные примеры на Западе — где-то такие сооружения и вовсе рухнули через короткое время.

Ученый же обращал внимание, что при использовании подходящей стали и сварочных материалов проблем быть не должно. Ему удалось убедить коллег и чиновников в правильности своего решения. Время показало, что он не ошибся. Интересно, что к исследованиям Патона в области сварки скептически относились с самого начала, как только он будучи уже профессором и действительным членом АН УССР, в конце 1920-х увлекся этим направлением. К этому моменту ему было почти 60. Некоторые ученые в шутку говорили, что он занялся наукой о том, как без помощи заклепок сделать бочку.

© Исмольский / CC BY-SA 3.0 (Мост Патона в Киеве, 2013 г.)
© Исмольский / CC BY-SA 3.0 (Мост Патона в Киеве, 2013 г.)

Журнал «Наука и жизнь». —1971. —№ 1. — С. 21 (из воспоминаний Е. О. Патона):

«Я почувствовал, что «заболел» электросваркой всерьез. Я продолжал заниматься мостами, но впервые в жизни мои интересы раздваивались... Сварка вела наступление на клепку! Я видел, что будущее принадлежит электрической сварке, что эта, на первый взгляд такая узкая, область техники таит в себе большие, поистине неисчерпаемые возможности. Я принял твердое решение посвятить сварке остаток своих лет и создать научный центр электросварки в Академии наук Украины. Мне пятьдесят девять... Ну что ж, начинать никогда не поздно, если только к новому делу лежит душа».
© public domain
© public domain

Так два талантливых советских ученых внесли неоценимый вклад в развитие данного направления. А спроектированные ими сооружения, упомянутые в этой статье, стали по-настоящему уникальнейшими объектами своего времени. Хотя детище Вологдина несправедливо порой и игнорируется отдельными источниками, когда сообщается о первом цельносварном мосте в мире.

При подготовке статьи использованы следующие материалы:

  1. Баньковский Л. Созидающее пламя. — Пермь, 1988. — С. 94-105
  2. Наука и жизнь. —1971. —№ 1. — С. 21
  3. Наука и жизнь. —1983. —№ 9. — С. 100
  4. Пионерская правда. — М., 1957. — №41. — С. 2
  5. Перельмутер А. В. Первый цельносварной мост // Промислове будівництво та інженерні споруди. — 2012. — Вып. 1. — С. 33-35
  6. Перельмутер А. В. Очерки по истории металлических конструкций. — М., 2015. — С. 66-71
  7. Шевченко В. Г. Сварщик Виктор Вологдин. Памятники истории. — СПб.–Владивосток, 2004. — 293 с.