В некоторых источниках, в том числе отдельных учебных пособиях, отмечается, что первым в мире мостом, где все швы, включая монтажные, выполнены автоматической сваркой, стал объект через Днепр, возведенный в 1953-м и носящий имя одного из основных проектировщиков — академика Евгения Оскаровича Патона, которого не стало за три месяца до открытия дороги (12 августа).
Последний за 83 года своей жизни руководил десятками подобных строек, параллельно занимаясь исследованиями по созданию научных основ сварки и широкому ее внедрению в промышленность и строительство. Одним из главных его детищ и стало сооружение балочной конструкции в Киеве длиной 1,5 км и шириной 21 м, состоящее из 26 пролетов и 46 опор на кессонной основе. Мост собран из 264 однотипных блоков, при монтаже которых было сварено порядка 11 тыс. швов.
«Построен самый большой в мире цельносварной мост»
Еще одна победа советской техники // Пионерская правда. — М., 1957. — №41 (21 мая). — С.2:
«В Киеве через реку Днепр построен самый большой в мире цельносварный мост… Еще сравнительно недавно признавали только один способ соединения частей моста — с помощью заклепок. Простой и дешевый способ соединения металлов — электросварка совершила настоящий переворот в судостроении, машиностроении и во многих других отраслях техники. Но автоматическая дуговая сварка имела недостаток: глубина сваривания была небольшая… Этой проблемой занялась группа научных сотрудников Института электросварки Академии наук УССР вместе с производственниками. Им удалось разработать новый способ сварки — так называемую электрошлаковую сварку. Этот способ позволяет даже при одном электроде сваривать металл толщиной до 60 миллиметров. Применяя же несколько электродов, можно сваривать изделия до метра и более».
Успешный опыт использования цельносварных пролетных строений в следующие годы развивался и совершенствовался. Его начали применять на многих объектах в разных странах. А Мост Патона некоторое время оставался №1 среди аналогичных конструкций. Правда, вопреки распространенному мнению, он не был первым в этом отношении, на что обращается внимание и в ряде современных исследований.
Первый в Европе
В отдельных источниках преимущество в этом отношении отдается польскому сооружению в районе Ловича, примерно в 70 км к западу от Варшавы. Его спроектировал в 1927-м Стефан Брыла. Это был небольшой однопролетный мост через Слудву, протяженность которого не превышала 30 м. Сам объект возвели на следующий год после подготовки чертежей.
Во время Второй мировой войны он серьезно пострадал, но впоследствии был восстановлен и прослужил до середины 1970-х, после чего на его месте появилась более современная конструкция. Старый мост, учитывая его уникальность, благодаря настойчивости некоторых инженеров, удалось сохранить в качестве памятника — конструкцию переместили на несколько метров вверх по реке, создав своего рода музей под открытым небом.
В 1930-1940-х гг. аналогичные цельносварные конструкции возводились и в других странах, в том числе Чехии, Бельгии и Великобритании. Но все они, как правило, были небольшими. Выделяется на этом фоне американский Benton Street Bridge — детище Эдварда Л. Эштона. Последнего называют самым выдающимся мостостроителем в истории Айовы. Именно в этом штате через одноименную реку он в конце 1940-х и построил 175-метровое сооружение, прослужившее по назначению около 50 лет.
Первый в России и мире
И все же пальма первенства в этом отношении принадлежит отечественному специалисту Виктору Петровичу Вологдину, который буквально на месяц опередил своего польского коллегу, спроектировав и построив на юге Владивостока над железнодорожными путями цельносварной мост протяженностью 25 м. К слову, объект эксплуатируется до сих пор — по нему ежедневно проезжают сотни автомобилей; расположен он на стыке улиц Казанская и Верхнепортовая. В ряде публикаций он назван и самым старым из действующих мостов Приморской столицы.
В 1928-м его менее чем за месяц построили усилиями четырех сварщиков, одним из которых был 16-летний сын ученого Игорь — он пойдет по стопам отца. Работы выполнялись в начале года, зимой, когда температура на улице опускалась до 40 градусов со знаком «минус». Поэтому данный проект уникален во многих отношениях. Благодаря новой технологии, удалось сэкономить порядка 25% материала по сравнению с клепаной конструкцией.
Как электросварка пришла на Дальний Восток
Мероприятиям на площадке предшествовало несколько лет плодотворных исследований, проводимых в созданной в 1925-м на базе Государственного Дальневосточного университета первой в СССР лаборатории электрической и газовой сварки.
Еще раньше на Дальзаводе по инициативе того же Вологдина организовали пост электродуговой сварки. Инженер по собственной схеме построил электросварочный агрегат и зажег первую на Дальнем Востоке производственную электрическую дугу. Постоянные ремонтные электросварочные работы начались на предприятии в 1921-м. А уже на следующий год были изготовлены первые сварные паровые котлы.
Журнал «Наука и жизнь». —1983. —№ 9. — С. 100 (из воспоминаний В. П. Вологдина 1945 г.):
«Что побудило меня заняться сваркой? Еще в детстве мне пришлось попасть к изобретателю дуговой сварки Н. Г. Славянову в Мотовилихинском заводе. Феерическая картина горящей в темном цехе вольтовой дуги с потоками звездчатых искр произвела неизгладимое впечатление. В дальнейшем, сделавшись инженером-электриком, мне неоднократно приходило в голову, что установку, применявшуюся Славяновым, можно было бы упростить и сделать гибче... У меня появилось непреодолимое желание реализовать идею сварки в условиях Дальзавода».
Л. Баньковский. Созидающее пламя. — Пермь, 1988. — С. 96-98:
«В 1920–1925 годах Вологдин создал на Дальзаводе хозрасчетные лабораторию сварки и производственную мастерскую, вскоре превращенную в сварочный цех, а в университете на механическом факультете открыл сварочную специальность и впервые в стране начал читать курс сварки. Так родились первые после революции производственно-исследовательский центр и научная школа по сварке. В 1925 году воспитанник Вологдина студент П. К. Пантелеев выполнил и защитил дипломный проект цельносварного океанского теплохода... Уже летом 1928 года Дальзавод начал сварку серии крупных морских катеров. Тогда же во Владивостоке был построен и первый в нашей стране сварной мост с пролетом 25 метров... 1930 год ознаменовался выпуском из Дальневосточного политехнического института первых в нашей стране инженеров-электросварщиков».
Патон, который «заболел» электросваркой или сварка наступает на клепку
В 1929-м Совет Труда и Обороны принял специальное постановление о развитии сварочного дела в стране. Позднее технологию, примененную при строительстве владивостокского перехода, использовали и на других аналогичных объектах. Патон же стал первым, кто осмелился построить по ней мост таких масштабов.
При этом, сооружение через Днепр начинало проектироваться еще до войны и уже тогда инженер настаивал на цельносварной конструкции, но встретил шквал критики. Против этой идеи выступали и во второй половине 1940-х. В частности, обращалось внимание на некоторые неудачные примеры на Западе — где-то такие сооружения и вовсе рухнули через короткое время.
Ученый же обращал внимание, что при использовании подходящей стали и сварочных материалов проблем быть не должно. Ему удалось убедить коллег и чиновников в правильности своего решения. Время показало, что он не ошибся. Интересно, что к исследованиям Патона в области сварки скептически относились с самого начала, как только он будучи уже профессором и действительным членом АН УССР, в конце 1920-х увлекся этим направлением. К этому моменту ему было почти 60. Некоторые ученые в шутку говорили, что он занялся наукой о том, как без помощи заклепок сделать бочку.
Журнал «Наука и жизнь». —1971. —№ 1. — С. 21 (из воспоминаний Е. О. Патона):
«Я почувствовал, что «заболел» электросваркой всерьез. Я продолжал заниматься мостами, но впервые в жизни мои интересы раздваивались... Сварка вела наступление на клепку! Я видел, что будущее принадлежит электрической сварке, что эта, на первый взгляд такая узкая, область техники таит в себе большие, поистине неисчерпаемые возможности. Я принял твердое решение посвятить сварке остаток своих лет и создать научный центр электросварки в Академии наук Украины. Мне пятьдесят девять... Ну что ж, начинать никогда не поздно, если только к новому делу лежит душа».
Так два талантливых советских ученых внесли неоценимый вклад в развитие данного направления. А спроектированные ими сооружения, упомянутые в этой статье, стали по-настоящему уникальнейшими объектами своего времени. Хотя детище Вологдина несправедливо порой и игнорируется отдельными источниками, когда сообщается о первом цельносварном мосте в мире.
При подготовке статьи использованы следующие материалы:
- Баньковский Л. Созидающее пламя. — Пермь, 1988. — С. 94-105
- Наука и жизнь. —1971. —№ 1. — С. 21
- Наука и жизнь. —1983. —№ 9. — С. 100
- Пионерская правда. — М., 1957. — №41. — С. 2
- Перельмутер А. В. Первый цельносварной мост // Промислове будівництво та інженерні споруди. — 2012. — Вып. 1. — С. 33-35
- Перельмутер А. В. Очерки по истории металлических конструкций. — М., 2015. — С. 66-71
- Шевченко В. Г. Сварщик Виктор Вологдин. Памятники истории. — СПб.–Владивосток, 2004. — 293 с.