Найти тему
Честно о раке

Как в борьбе с хондросаркомой Анне Чистяковой из Ярославля удалось избежать ампутации ноги

Цепочка событий привела 34-летнюю Анну Чистякову, маму трех мальчишек, к врачу-онкологу, заведующему хирургическим отделением опухолей костей, мягких тканей и кожи НМИЦ онкологии им. Петрова Григорию Владимировичу Зиновьеву. Провидение судьбы, удача или просто слепой случай, но благодаря этой встрече Аня сейчас может строить планы на будущее.

Анна Чистякова с одним из сыновей. Источник: личный архив героя публикации
Анна Чистякова с одним из сыновей. Источник: личный архив героя публикации

Анна Чистякова живет в Ярославле. Работает в МВД РФ дознавателем. Воспитывает трех сыновей. Замужем. Наполненная, счастливая жизнь. Многое, если не все, изменилось, как только Анна узнала свой диагноз – хондросаркома бедренной кости. Злокачественная, агрессивная опухоль быстро росла, буквально на глазах. Врачи не давали никаких прогнозов.

Хондросаркома бедренной кости – злокачественная опухоль кости, продуцирующая хрящевую ткань и способная достигать крупных размеров. У Анны Чистяковой она достигла 30 см в длину. Впрочем, в этом случае размер опухоли не имеет никакого значения, главное – где она расположена.

Хондросаркома – коварная опухоль. Растет медленно. Долгое время она может не давать специфических симптомов. Когда опухоль вырастает до той стадии, когда ее уже видно, часто бывает уже поздно что-то сделать.

— Сначала просто заболела спина, поясница — рассказывает Анна. — Пошла к врачу в районную поликлинику. Сделала МРТ, на снимке вроде маленькая протрузия межпозвонкового диска. Пошла к неврологу, он говорит «не мое», пошла к онкологу, он тоже говорит «не мое». Пошла тогда к хирургу в частную клинику, он и разглядел опухоль на снимке. К тому времени появилась уже шишка на бедре, которая стремительно росла и очень болела. Боль была такой силы, что не помогали даже обезболивающие. Потом уже врачи сказали мне, что опухоль, судя по состоянию кости, росла долго. И проявила себя поначалу вот такой загадочной болью в спине и пояснице.

Боль, отчаяние, растерянность не описать никакими словами. Но надо было действовать.

Из Ярославля Анна приехала на консультацию в Москву, в известный федеральный онкоцентр. Здесь ей предложили тотальное удаление бедренной кости с двумя суставами (тазобедренным и коленным), врачи прямо говорили о высокой вероятности ампутации ноги.

Источник: НМИЦ онкологии им. Н.Н. Петрова
Источник: НМИЦ онкологии им. Н.Н. Петрова

—Меня брали на операцию, но с условием, что я подпишу согласие на ампутацию ноги. Разговор с врачом был короткий, три минуты, и меня он огорошил, — вспоминает девушка. – Естественно, я понимала, что операцию делать надо, лечиться надо, жить как-то надо, пусть даже без ноги. Начала судорожно прикидывать, где можно будет достать протез, но все равно внутренне согласиться с ампутацией не могла. Вечером листала страницы в Интернете, и совершенно случайно наткнулась на статью о саркомах Григория Владимировича Зиновьева, который описывал случай одной своей пациентки, и там была фраза о том, что она отправила ему сообщение в социальной сети и уже через 10 дней ей была сделана операция. Вот я и подумала – а почему бы и мне так не сделать? Я нашла страничку Григория Владимировича и написала ему. Он тут же ответил.

Это была первая удача. Сообщение не затерялось в десятках других, не ушло в спам, не осталось не просмотренным. Оно было прочитано в тот же день, когда было отправлено.

— Мы созвонились, и в разговоре я обмолвилась, что живу в Ярославле, — рассказывает Анна. – Оказалось, что на следующий день Григорий Владимирович приезжает в Ярославль по рабочим делам и он готов меня посмотреть.

Анна Чистякова и Григорий Владимирович Зиновьев. Источник: НМИЦ онкологии им. Н.Н. Петрова
Анна Чистякова и Григорий Владимирович Зиновьев. Источник: НМИЦ онкологии им. Н.Н. Петрова

Эта «незапланированная» встреча стала еще одним счастливым случаем в судьбе Анны. Врач посмотрел снимки девушки и тут же пришло решение, что можно сделать, чтобы избежать экзартикуляции – вычленения ноги из таза.

— Хондросаркома была максимально распространена в бедренной кости, уходила к тазобедренному суставу и спускалась в мягких тканях к коленному суставу, кроме того, сдавливала бедренную артерию и вену — рассказывает Григорий Владимирович Зиновьев, заведующий хирургическим отделением опухолей костей, мягких тканей и кожи НМИЦ. – Одна из основных проблем была в том, что опухоль достигла дистального отдела бедренной кости. Поэтому было принято решение удалить почти всю бедренную кость с опухолью и тазобедренным суставом, но попытаться сохранить коленный сустав, применив комбинацию модульного эндопротеза и индивидуального (3D-принтингового), изготовленного специально для пациентки. Полная ампутация ноги как возможный исход операции не рассматривалась и не предполагалась.

Чтобы установить стандартную модульную конструкцию, биоинженеры напечатали на 3D принтере часть протеза, в другой части использовали модульные заводские компоненты, получился своеобразный конструктор.

Таким образом, врачи сохранили девушке ногу, в том числе коленный сустав, избежав тотального эндопротезирования. В России комбинацию модульного и индивидуального, напечатанного на 3D принтере, ранее не применял никто.

Анну Чистякову прооперировали в НМИЦ онкологии им. Петрова в октябре 2021 года. Операция длилась шесть часов. Ее выполняли хирурги Григорий Владимирович Зиновьев, Юрий Владимирович Гудзь и Иван Георгиевич Гафтон.

Через две недели после операции Анна ушла из клиники на своих ногах. А еще спустя полгода, в марте 2022-го, Анна приехала на контрольное обследование в Петербург, чтобы вместе со своими докторами порадоваться результату – нет ни локального рецидива, ни метастазов. Нет отеков, нет болевого синдрома, отличный функциональный результат. «Замечательный случай со всех сторон», — говорят врачи.

Анна Чистякова. Источник: НМИЦ онкологии им. Н.Н. Петрова
Анна Чистякова. Источник: НМИЦ онкологии им. Н.Н. Петрова

Химиотерапия и лучевая терапия Анне не требуются, так как эта опухоль прежде всего лечится хирургически. Конечно, при такой существенной резекции конечности, есть ряд ограничений – нельзя скрещивать ноги, закидывать ногу одну на другую, садиться по-турецки.

— В Центре у меня была потрясающая реабилитация, с декабря 2021-го года езжу на занятия два раза в неделю уже в своем родном городе. Я невероятно благодарна моему врачу-реабилитологу Ирине Васильевне Коршуновой из Ярославля, которая не дает мне никакого спуска, — говорит Анна Чистякова. – Я уже начала плавать в бассейне. Сама вожу машину с ручной коробкой передач. Жизнь продолжается.

Анна Чистякова уже вернулась к своей работе и успешно борется с преступностью в городе Ярославле. Очередное контрольное исследование, выполненное в августе 2022 г. показало – прогрессирования нет, ремиссия.

Беседовала Ирина Фигурина