Найти в Дзене
Переулки истории

Почему Бернадотт предал Наполеона, став шведским королем

Предать Наполеона? Бернадотт не проявил предательства по отношению к Наполеону: он предстал перед ним, когда стал наследным принцем Швеции и получил его разрешение и его императорскую подпись, освобождающую Бернадотта от всех его обязательств перед Францией.

Ближе всего он подошел к "предательству Наполеона", когда Швеция вступила в войну против Наполеона в составе Шестой коалиции и даже это не может считаться предательством. Вопрос военного конфликта Швеции с Францией в будущем была поднята Наполеоном в последний день Бернадотта в качестве французского маршала, и он потребовал, чтобы тот пообещал никогда не поворачивать оружие против Франции в будущем в качестве предварительного условия освобождения его от службы. Бернадот категорически отказался, сославшись на то, что его обязательства перед Швецией не позволили бы ему дать такое обещание, и Наполеон уступил. Бернадотт был полностью освобожден от службы во Франции, без каких-либо дальнейших обязательств ни перед этой страной, ни перед самим Наполеоном.

Даже если кто-то ожидал бы возложить на Бернадотта личные обязательства из-за их прежних отношений, аргумент себя не оправдывает. Отношения между ними никогда не были дружелюбными, а часто и откровенно враждебными. И даже если такое обязательство существует, предательство исходило не от Бернадотта, а от Наполеона: Наполеон не только заставил его присоединиться к Континентальной системе, несмотря на ущерб, который этот шаг нанес экономике Швеции в 1811 году, но и в следующем году он открыто вторгся в шведскую Померанию и Рюген без всякой на то причины. Хуже всего-то, что датой вторжения было выбрано 25 января, день рождения Бернадотта.

Если какая симпатия к Наполеону и оставалась в сердце Бернадотта или шведского двора, в тот день она была уничтожена.

Маршал Жан-Батист Жюль Бернадот никогда в жизни не предавал Наполеона или Францию. Пока у него были обязательства перед ними, он служил им в меру своих возможностей, и с момента его восхождения на титул наследного принца и далее у него не было никаких обязательств перед ними. И то небольшое обязательство, которое у него могло быть, в конечном итоге было аннулировано не его поступком, а поступком Наполеона.

Если между Наполеоном и Бернадотом и было предательство, то не последний был предателем.