На русском языке выходит роман австралийского писателя Бенджамина Стивенсона «Каждый в нашей семье кого-нибудь да убил». Эта книга — смесь классического детектива в лучших традициях Агаты Кристи и Артура Конан Дойла с иронией «Клуба убийств по четвергам» и фильма «Достать ножи».
В нашем материале рассказываем, что же особенного в романе Стивенсона, и почему его называют «веселой и остроумной загадкой с неожиданными поворотами».
Детектив, который нарушает все правила жанра
В начале романа Стивенсон дает «десять заповедей автора детективов» от Рональда Нокса — английского религиозного деятеля и детективного писателя начала XX века. Там перечислены так называемые законы жанра, начиная с того, что преступник обязательно должен мелькнуть в начале книги и заканчивая тем, что появление в книге близнецов и двойняшек обязательно должно сопровождаться подготовкой читателя. «Пфф, XX век! — скажете вы. — Как будто эти правила кем-то еще соблюдаются!» Не поверите, соблюдаются. Всеми, кроме Стивенсона.
Мало того что главный спойлер он выносит в заголовок, так еще и постоянно заостряет на нем внимание. А потом постепенно в каждой главе рассказывает, кто убил, кого и зачем. О наиболее интересных и решающих моментах, кстати, он предупреждает заранее. Например, сообщает, на каких именно страницах произойдут преступления или сломается личная жизнь героев. В какой-то момент кажется, что никакой интриги в итоге не будет — финал и так раскроют через пару глав, — но все не так просто…
Роман сохраняет интригу до конца
Интрига у Стивенсона в романе действительно есть, да еще какая. Большое и не то чтобы очень дружное семейство Каннингем собирается вместе на горнолыжном курорте. Причина такого воссоединения довольно веская — из тюрьмы возвращается Майкл Каннингем, отсидевший три года за убийство. Сдал Майкла полиции его родной брат Эрнест, от лица которого и ведется повествование. Семейную встречу омрачает (помимо, конечно, напряжения между Майклом и Эрнестом) неожиданное убийство на территории курорта. Главным подозреваемым снова оказывается Майкл, и его брат решает провести независимое расследование.
Если бы не несколько выложенных в начале козырей, роман был бы типичным детективом, в котором есть ограниченное пространство (курорт в горах), сложные взаимоотношения в семье, любовная коллизия (кстати, очень хитро вплетенная) и подозреваемый, про которого все ясно еще с третьей главы. Но Стивенсон намеренно отвлекает наше внимание, забрасывает шутками и будто бы нужной информацией, пряча в это время самое важное и добавляя новые сюжетные линии. Одну из которых — кого же убил Эрнест-то? — угадать действительно невозможно.
Ужасно остроумная и оригинальная история
У одного из самых тонких и ироничных голливудских режиссеров — Вуди Аллена — была фишка: в своих ранних фильмах он делал главным персонажем рассказчика (то есть себя, любимого) и периодически «выпадал» из сюжета, глядя прямо в камеру и разговаривая со зрителями. На тех, кто видел такой прием впервые, он производил большое впечатление и создавал иллюзию особой близости. Подобное ощущение возникает и при чтении романа Стивенсона.
То ли секрет в том, что и Аллен, и Стивенсон — комики, то ли писателю удалось выбрать идеальную интонацию, но его Эрнеста Каннингема хочется слушать/читать вне зависимости от того, что он рассказывает. Он язвит и издевается, делится глубинными переживаниями и отправляет нас в путешествие по детским травмам, смешно шутит и в какой-то момент кажется вашим лучшим другом. В этом еще одно гипнотическое очарование книги: Стивенсон — далеко не первый автор, который пишет роман от лица своего героя, но его герой — первый, кто кажется настолько реальным и понятным.
Если вам понравился материал, оцените его в комментариях или поставьте лайк. Еще больше интересного о книгах, литературе, культуре вы сможете узнать, подписавшись на наш канал.