Если вы полагаете, что фильма достаточно, вы заблуждаетесь. И сильно. Фильм и в подметки не годится роману. Хоть роман и был задуман изначально всего лишь как довесок к «Голосу тех, кого нет».
В 1977-м году Орсон Скотт Кард дебютировал с рассказом «Игра Эндера» о детишках, замораживающих друг друга в невесомости боевой комнаты. Как говорится, тогда еще ничего не предвещало, хоть рассказ и получил премию Джона Кэмпбелла за лучший дебют. Получилось что-то вроде аванса молодому и перспективному автору.
Никто тогда и подумать не мог, что Орсон Скотт Кард станет первым, кто два года подряд будет забирать и «Хьюго», и «Небьюлу». Причем как раз за книги об Эндере.
Второй парадокс ситуации заключается в том, что дебютным романом автора должен был стать «Голос тех, кого нет», но во время работы над ним Кард понял, что у него нет главного героя. И только вырисовывая этого героя, автор осознал, что именно Эндер лучше всего подходит на роль Голоса.
Поддавшись импульсу, Кард выдал роман, который стал его визитной карточкой на десятилетия и совершенно точно вошел в золотой фонд библиотеки мировой фантастики.
В чем секрет? На первый взгляд, это подростковая фантастика с налетом звездных схваток и романтикой дальнего космоса. Новый взгляд на «Звездный десант» Роберта Хайнлайна с очень смещенными акцентами.
Однако если взглянуть на «Игру Эндера» под другим углом, видно, что по сути своей, это максимально приближенная картина будущего человечества, шагнувшего в космос, столкнувшегося с инопланетной угрозой, но от старых болячек еще не излечившееся.
Каких болячек, скажете вы? Расовая сегрегация, национализм, религиозная нетерпимость, перенаселение… Много всего. Всё то же, что и сейчас, но на межзвездном уровне.
И подается это блюдо через призму восприятия детей. Талантливых. Даже гениальных, но детей. А кто у нас находится за гранью Добра и Зла, не различая еще, что хорошо, а что плохо? Правильно, дети. Самые жестокие существа во Вселенной.
Эндер Виггин, его сестра Валентина и брат Питер – триумвират гениев, вокруг которых строится повествование. Изначально противопоставленные друг другу, они оказываются весьма похожими.
Кард показал себя тонким психологом. Он изначально надевает на Эндера костюм жертвы, выбивая из читателя слезу коленкой и буквально заставляя сопереживать герою. Но Цезарь не может спасти человечества, не запачкавшись кровью, правда? И он волей-неволей становится жестоким. Несмотря на дикий внутренний надлом, Эндер поддается на манипуляции, не особо имея собственную волю, оправдывая это тем, что у него просто нет выбора. Он подвергается травле и изоляции. Этим автор подкупает читателя – герои романа узнаваемы. В каждом классе, в каждом дворе есть такой вот изгой, бедолага, над которым издеваются сверстники и ребята постарше. Многие читатели вообще видят в Эндере себя и отождествляют себя с ним. Это же так приятно – видеть, как затравленный маленький мальчик дает отпор обидчикам… А то, что он становится хуже их, превращаясь в еще большее зло, скрыто между строк и распознается не сразу.
По сути, Эндер – такой же инструмент, как Рико из «Звездного десанта», только другого масштаба. Эндер Виггин – маленький Цезарь, уничтоживший целую расу, некогда напавших на землян жукеров. Страдающий, продирающийся через невзгоды, ломающийся, что твоя нелюбимая кукла, но продолжающий идти к цели во что бы то ни стало. Идеальный убийца.
В конце романа нам открывается ирония главных героев. Садист Питер становится миротворцем, объединившим человечество, Валентина, такая отзывчивая – после исполнения роли манипулятора, дистанцируется и, по сути, уходит на покой, а такой положительный и хороший Эндер – это убийца. Оправдывающий себя тем, что всё, что он делает, либо необходимо, либо это вообще не он, а его заставили. Хорош герой и спаситель, правда?
Так вот, в фильме всего этого нет. Там показана лишь вершина айсберга, внешняя шелуха. Жестокость низводится к поломанной руке… Бен Кингсли оказывается тем самым одним в поле, который не воин.
Но своих детей у Карда на момент написания романа либо не было, либо он проводил с ними мало времени. Понятия о детской психологии у мужика явно поверхностные. При этом общество явно антиутопично, но автор касается этого лишь вскользь. Запрет религии, контроль с помощью мониторов, контроль рождаемости, тоталитаризм, гонка вооружений и ложь. Киты и черепахи, на которых держится будущее.
Больше всего удивляет, что Кард оправдывает геноцид. Имею ввиду, в романе геноцид как превентивная мера подается как единственный выход из ситуации. С последующими терзаниями и слезами по невинно убиенным, конечно же.
Этакий инквизитор, отправляющий на костер заподозренных в колдовстве и инакомыслящих. Во спасение, конечно же. Насаждающий американскую мечту и демократию.
Думаю, «Игру Эндера» читали если не все, то многие. И какое впечатление?
Количество прочитанных произведений автора: 2
Средняя оценка прочитанных произведений (макс. - 10) : 10,00
Место среди всех прочитанных авторов в личном топе: 131
А статья понравилась? Тогда отправляй свой межзвездный ДОНАТ (значок с сердечком и ладошкой в конце каждой статьи, ПРЯМО ПОД ЭТИМ АБЗАЦЕМ) и подписывайся на канал – у меня здесь море интересного, а в планах – еще больше. И друзей своих приводи, а то чо как этот. Всех обнял-приподнял.