Найти в Дзене

Все знаменитости – в усадьбе Боткиных!

Оглавление

В середине XIX века в московском доме девяти братьев Боткиных перебывали… все. Разные представители семейства были талантливы, гостеприимны и умны, причем каждый – талантлив по-своему. Поэтому их особняк (Петроверигский переулок, дом №4с1) притягивал московских интеллектуалов как магнит.

Дом Боткиных, фотография автора
Дом Боткиных, фотография автора

Уже была отдельная статья про основателя династии (купца Петра Кононовича) и раннюю историю усадьбы. А про расцвет ее – напишу здесь.

Созвездие Боткиных

Старший из всех братьев, Василий Боткин, являлся видным публицистом, автором «Писем об Испании» и одним из вождей западников. Фет уточняет:

«Западник, только на русской подкладке».

Сначала Василий Петрович был гегельянцем, потом – социалистом, радикалом, но в конце концов сделался эстетом-гедонистом. Уходил из жизни под музыку Бетховена.

Василий Петрович Боткин
Василий Петрович Боткин

Николай Боткин – литератор-путешественник, в 1840 году спас Гоголя, который тяжело заболел в Вене. Если б не Николай Петрович, то не только второй, но и первый том «Мертвых душ» не был бы завершен. И не была б закончена «Шинель», из которой «все мы вышли».

Дмитрий Боткин стал крупным коллекционером европейской живописи. В собственном доме на Покровке (№27) он открыл общедоступный музей. В путеводителях тех лет про Боткинскую галерею упоминали рядом с Третьяковкой.

Михаил Боткин уехал в Петербург и там создал не менее славный музей, а сам стал известным религиозным художником, искусствоведом, реставратором.

Лестница второй половины XIX века в доме Боткиных. Кадр из видеоролика департамента культурного наследия
Лестница второй половины XIX века в доме Боткиных. Кадр из видеоролика департамента культурного наследия

Екатерина Петровна (в замужестве Щукина) сделалась матерью четверых братьев-коллекционеров Щукиных, слава которых мало уступает славе братьев Третьяковых.

Сергей Боткин обучался в пансионе Эннеса в Потаповском переулке, мечтал стать математиком. В этот момент Николай I «закрутил гайки» и ограничил места в университетах, сделав исключение только для медиков. Сергей Петрович превратился в доктора поневоле – в одного из величайших докторов в русской истории. Он лечил Менделеева и Достоевского, Некрасова и Щедрина и был лейб-медиком Александра II.

Сергей Петрович Боткин, портрет работы Крамского
Сергей Петрович Боткин, портрет работы Крамского

Сын этого врача, Евгений Сергеевич, в течение десяти исполнял роль лейб-медика при Николае II и его больном ребенке. Уехал в ссылку добровольно и погиб в Екатеринбурге вместе со всей царской семьей.

Остепенившись, некоторые братья отправлялись покорять императорскую столицу, но выросли и возмужали они здесь.

Стоп… а кто в лавочке остался? Семейное дело продолжал коллекционер Дмитрий и особенно Петр Петрович – для него контора стала страстью, как для любимых братьев искусство или медицина. Блестящий коммерсант не только чаем торговал, но и модернизировал огромный сахарный завод. Он был еще церковным старостой в храме Христа Спасителя.

Созвездие жильцов

Дом был велик, Боткины – хлебосольны, и под одною крышей с братьями гостили выдающиеся люди.

В 1830-х здесь жил Михаил Бакунин, который скоро сделается бунтарем, одним из основоположников европейского анархизма.

В 1839 году у Боткиных жил Белинский. Это последняя квартира московская молодого журналиста. В том же году он переедет в Петербург и превратится там в «неистового Виссариона».

На нижнем этаже в 1850-51 годах жил знаменитый историк Тимофей Грановский. В день Пасхи старенький отец семейства, сняв шапку, ходил поздравлять молодого профессора.

Николай Тимофеевич Грановский, портрет работы Захарова-Чеченца
Николай Тимофеевич Грановский, портрет работы Захарова-Чеченца

А в «правом флигеле» в 1866 году квартировал Николай Лебедев – будущий купец, а в тот момент еще приказчик Боткиных. Именно здесь увидел свет физик Петр Лебедев – «человек, который взвесил свет» (на самом деле, открыл световое давление). Немалая часть жизни знаменитого ученого пройдет по адресу Маросейка, №10 – в нескольких десятках метров от усадьбы. А где тот флигель, где родился Лебедев? Между 1907 и 1917 годами эта постройка стала трехэтажной и слилась с главным зданием. Так что теперь это северная часть дома №4с1, взглянуть на нее можно со двора.

Дом Боткиных со двора. Слева - флигель, где родился Лебедев, позднее флигель соединен с главным зданием. Фотография автора
Дом Боткиных со двора. Слева - флигель, где родился Лебедев, позднее флигель соединен с главным зданием. Фотография автора

И, наконец, Афанасий Фет! Именно здесь, на антресолях, поэт сделал предложение Марии Боткиной. На правах зятя стихотворец останавливался тут в 1861-63 годах. Приданое Марии Петровны позволило Афанасию Афанасьевичу развернуться… он ведь был не только лириком, но и весьма успешным помещиком-предпринимателем, строившим сельскую жизнь на новый лад.

Афанасий Афанасьевич Фет в 1860-х
Афанасий Афанасьевич Фет в 1860-х

Созвездие гостей

«Просто гостей» же трудно перечесть: кто перепишет посетителей салона? Однако называют имена Гоголя, Толстого, Тургенева, Тютчева, Достоевского, Некрасова, Мочалова, Щепкина, Огарева, Панаева, Дружинина, Кони, Кольцова, Надсона. А Герцен в эмиграции со вздохом вспоминал о боткинской гостиной и мечтал поселиться где-то рядом:

«Я помню, возле дома Боткина на Маросейке удивительные дома».

Гучковы

После смерти Петра Петровича (1907 год) чайное дело Боткиных пришло в упадок: семья росла, обогащалась новыми талантами, а торговать-то было некому. Через дочь последнего предпринимателя усадьба перешла в руки другой купеческой династии, Гучковых, однако фирму новые владельцы ликвидировали. Здание расширяют, северная часть его становится доходным домом.

Николай Иванович Гучков выступает с речью при закладке Народного университета им. Шанявского
Николай Иванович Гучков выступает с речью при закладке Народного университета им. Шанявского

Вера Петровна поселилась в усадьбе вместе с супругом, Николаем Гучковым. В разгар 1905 года Николай Иванович занял пост городского головы Москвы и восстанавливал ее после декабрьского мятежа. Гучков семь лет занимал этот пост, за этот срок весь город рассекли трамвайные линии, в Москве ввели всеобщее и обязательное бесплатное образование (в рамках городских училищ).

А в 1918 году усадьбу национализировали, Гучков уехал из Первопрестольной и присоединился к белому движению, а с 1920 года жил в эмиграции.

Дом Боткиных с торца и недавно увезенные скульптуры правителей. Фотография автора
Дом Боткиных с торца и недавно увезенные скульптуры правителей. Фотография автора

Эпилог: последнее столетие

В раннесоветское время тут были коммунальные квартиры, после войны – детский садик и ясли, потом склад, принадлежавший книгоиздательству «Медицина», при Брежневе – Совет по туризму и экскурсиям. На стену повесили доску с именем Грановского (куда она делась?). Несколько раз усадьбу реставрировали, и теперь она в отличном состоянии.

Последние работы прошли в 2015-16 годах и коснулась интерьеров. Тогда расчистили литую чугунную лестницу, отреставрировали лепнину в парадной анфиладе, воссоздали печи.

Интерьер. Кадр из видеоролика департамента культурного наследия
Интерьер. Кадр из видеоролика департамента культурного наследия

Несколько лет назад в усадьбе находилось Российское военно-историческое общество, теперь – Музейно-выставочный центр «РОСИЗО».

Начало истории этой городской усадьбы.

Читайте также:

Каталог всех моих статей по рубрикам – в оглавлении.

Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить интересное!

#история #москва #история москвы #краеведение #боткины #достопримечательности #культура #старые дома #усадьбы #знаменитости