Итак, первый ход в шахматной партии сделан, бабушка прилетела, обозначилась в Тайбэе и улетела. Казалось бы, улетела и ладно. Но как это всколыхнуло китайцев на острове и на материке. Оказывается, у китайцев на острове и на материке совершенно разные взгляды на жизнь, на государственное устройство, принципы экономики и многое другое. Хотя вроде бы один народ. Точно такая же картина была и в отношениях материкового Китая и Гонконга, бывшей британской колонии. И хотя вроде бы удалось перемолоть все сопротивление в Гонконге и последний смирился с диктатом КНР, однако осадок тяжелый остался. Как пойдет в этом случае, трудно сказать. Конечно, ценой огромных жертв можно перемолоть все сопротивление Тайваня. Но Китай на это идти не хочет, его подталкивают к такому варианту развития событий именно США и НАТО в целом. Так в чем корни различий?
Династия Цин, существовавшая в Китае с 1644 по 1912 год, уже не могла справляться с проблемами в государственном управлении. Нужны были новые люди для реформирования китайской экономики и системы управления.
И они появились. Еще во время обучения в медицинской школе Сунь Ятсен сформировал группу "Четыре бандита", которая занималась разработкой революционных идей и методов борьбы. Участники группы обсуждали планы революции свержения правящей династии Китая. Первоначально, Сунь Ятсен не хотел использовать революционные методы борьбы. Он полагал, что можно провести либеральные демократические реформы и изменить жизнь населения. Будущий революционер даже направлял властям меморандум, в котором указал на наиболее острые противоречия внутри страны и предлагал пути их решения. Однако его мнение не было услышано.
В 1894 году Сунь Ятсен создает новую организацию "Союз освобождения Китая". Целью организации было проведение решительных мер по устранению маньчжурской династии. В это время в Китае назревает революция, Сунь Ятсен начинает поддерживать восстание в Гуаньчжоу.
К нему примыкают различные люди и среди них особенно ярко проявил себя Жуйюань, что означало «желанный первенец». Впоследствии он предпочитал называться Цзян Чжунчжэн (в китайской традиции нормально иметь разные имена в разные периоды жизни), а миру молодой человек стал известен под именем Чан Кайши: лидер гоминьдановского Китая, противник японских милитаристов и китайских коммунистов, генерал и диктатор послевоенного Тайваня.
Будущий китайский лидер получил многостороннее начальное образование, а во время обучения в школе он принял решение выбрать военную карьеру. Талантливые офицеры были остро необходимы движению Сунь Ятсена, к которому примкнул Чан Кайши в 1908 году. Уже через 3 года выпускник японской военной академии принял активное участие в событиях Синьхайской революции — успешные действия сначала против императорской армии, а затем против военных клик сделали из Чан Кайши одного из самых известных военачальников Гоминьдана и приближённым Сунь Ятсена. Последний поручал своему сподвижнику самые важные задачи, не только военные, но и политические.
Чан Кайши принял участие в борьбе против Юань Шикая, бывшего императорского генерала, ставшего президентом Китая. Оставался фактически на нелегальном положении, живя между Китаем (Шанхаем и Маньчжурией) и Японией.
Доверие Сунь Ятсена обеспечило рост авторитета Чан Кайши в партии. После смерти Сунь Ятсена в 1925 году именно Чан Кайши стал военным (и фактически политическим) лидером Гоминьдана. Уход из жизни всеми признанного лидера китайской революции расколол казавшееся единым движение и привёл страну к новой фазе гражданской войны, в которой Чан Кайши было уготовано сыграть важнейшую роль. Считается, что китайская Гражданская война началась в 1927 году с восстания коммунистов в гоминьдановском Китае. Однако, если посмотреть на события, происходившие в Поднебесной на всём протяжении первой половины 20-го века, можно прийти к выводу, что междоусобная война началась задолго до этого, ещё в 1911 году, когда в результате Синхайской революции в стране пала монархия и начался период республики, практически сразу же распавшейся на многочисленные военные клики в разных частях государства.
Смерть лидера Гоминьдана, позже наречённого «отцом нации», в 1925 году сделала Чан Кайши первым человеком в партии. Гражданский лидер организации, Ван Цзинвэй, известный тесными связями с коммунистами, фактически самоустранился. В руках Цзян Чжунчжэна оказалась практически вся полнота власти в Гоминьдане: избранный в 1926 году членом ЦИК партии, он выдвинул предложение об окончательном объединении страны военным путём — началась подготовка к «Северному походу» против милитаристов. Инициативу поддержала и КПК.
В 1926 году Чан Кайши становится военным и фактически гражданским лидером Гоминьдана. Сосредоточение власти у генерала обострило противоречия с недавними союзниками — коммунистами.
В 1926−1928 годах «Северный поход» войск Гоминьдана под руководством Чан Кайши, привел к разгрому северных «варлордов» и объединение страны с центром в Нанкине. Удар по северным «варлордам» был назначен на июль 1926 года. В планировании операции приняли участие специалисты из СССР (в частности, будущий маршал Василий Блюхер) Также Москва активно снабжала армию Гоминьдана оружием. К концу 1926 года Чан Кайши очистил от противника провинции Хунань, Фуцзянь, Цзянси и Хубэй. Столица последней, Ухань, была предложена левым крылом Гоминьдана, близким к коммунистам, в качестве столицы Китая. Наметился раскол в партии — часть бывших соратников Сунь Ятсена была недовольна усилением Чан Кайши и военного крыла организации в целом.
Несмотря на это, войска Гоминьдана продолжили объединение страны. Уже в 1927 году вооружённые силы под руководством Чан Кайши заняли крупные города Шанхай и Нанкин. Последний спустя некоторое время стал столицей единого Китая. Часть остававшихся независимыми милитаристов, видя безвыходность своего положения, добровольно переходила на сторону Гоминьдана. Другая часть оказывала сопротивление, понимая, впрочем, его бесполезность: к 1928 году вооружённые силы Чан Кайши насчитывали по меньшей мере 1 млн человек.
Северный поход окончился победой Гоминьдана. С 1928 года Нанкинское правительство приступило к подготовке реформ, призванных превратить Китай в правовое государство. Однако раскол в Гоминьдане, случившийся в 1927 году, разрыв с коммунистами и периодические восстания остававшихся в политическом поле милитаристов не позволяли Нанкину завершить начатое. Несмотря на объединение страны, гражданская война продолжалась.
В период с 1927 по 1936 год усилилось противостояние коммунистической партии Китая и Гоминьдана. Хотя коммунисты активно участвовали в деятельности Гоминьдана, они не были довольны усилением влияния в партии военных. После смерти Сунь Ятсена, примирявшего стороны, конфликт стал постепенно тлеть, а в 1927 году, в разгар Северного похода, разгорелся с новой силой. В разных частях страны члены КПК организовывали крупные забастовки. Самые кровавые события произошли в Шанхае.
Ещё в марте 1927 года власть в городе захватили коммунисты, поддерживавшие Уханьское правительство. Этот акт не был согласован с Чан Кайши, который решил воспользоваться шанхайскими событиями для того, чтобы порвать, наконец, с левым крылом своей партии. Военачальник договорился о сотрудничестве даже с «Зелёной бандой» — ОПГ, действовавшей в Шанхае.
9 апреля Чан Кайши обвинил коммунистов в дестабилизации обстановки, а утром 12 апреля 1927 года началась «зачистка» Шанхая силами преступников и армии Гоминьдана. Жертвами резни, по некоторым подсчётам, стали около 5 тыс. человек. На следующий день население города организовало демонстрацию, по которой был открыт огонь. После этих событий Шанхай окончательно перешёл под контроль сил Чан Кайши. Гражданская война в стране приняла новый характер: на сей раз Гоминьдан противостоял коммунистам.
Чан Кайши не смог разгромить коммунистов. В связи с японским вторжением в Китай он был вынужден пойти на перемирие с идеологическими противниками и создать единый фронт против Японии. Вся полнота гражданской и военной власти на период войны с Японией перешла к Чан Кайши, ставшим генералиссимусом. Чан Кайши пользовался поддержкой как СССР, так и США. До 1945 года ему удавалось в тяжелейших условиях удерживать фронт. В 1943 году произошло участие Чан Кайши в Первой Каирской конференции, где встреча с лидерами США и Великобритании поставила генералиссимуса на одну ступень с Уинстоном Черчиллем и Франклином Рузвельтом. После капитуляции Японии противостояние Гоминьдана и КПК вновь перешло в горячую фазу. Чан Кайши оказался в тяжёлых условиях: наиболее боеспособные китайские части находились за пределами Китая. Коммунисты быстро распространяли своё влияние в стране. В 1946 году попытка переговоров о создании коалиционного правительства с коммунистами не привела к успеху. Чан Кайши развернул наступление на провинции, подконтрольные КПК. Но в 1948 году произошло поражение войск Гоминьдана в Ляошэньском сражении. Военные поражения сопровождались непопулярными экономическими мерами. Чан Кайши стремительно терял влияние в стране. В 1949 году под контролем коммунистов оказалась почти вся территория материкового Китая. Вооружённые силы Чан Кайши, распылённые по всему тихоокеанскому театру военных действий, не могли противостоять значительно усилившимся частям Красной армии, за которыми стоял СССР. Несмотря на помощь западных держав, поражение Чан Кайши казалось делом времени: простое население не поддерживало генералиссимуса, их симпатии оказались на стороне Мао Цзэдуна и его сторонников. Этому способствовали как понятные лозунги коммунистов, так и тяжёлое экономическое положение внутри страны, усугубляемое коррупцией в гоминьдановской администрации.
Вооружённое противостояние сторон продолжалось вплоть до 1949 года. Ни попытки соглашения с коммунистами, ни принятие конституции Китайской республики не помогли Чан Кайши одержать верх. В 1948 году фронт окончательно развалился, сторонники Гоминьдана терпели поражение почти на всех направлениях. Это привело к тому, что в апреле 1949 года войска Чан Кайши не смогли помешать коммунистам форсировать Янцзы в южном направлении. Пали Ухань и Нанкин.
Страшная трагедия и сломанные судьбы миллионов людей – с помощью американцев началась эвакуация правительства и около 2 млн человек вместе с Чан Кайши на Тайвань. На протяжении 26 лет Чан Кайши был бессменным президентом Тайваня. На острове царила однопартийная система, военное положение, введённое в 1949 году, было отменено уже после смерти Чан Кайши. За это время автохтонные жители острова подвергались репрессиям.
Чан Кайши был президентом Китайской республики Тайваня до самой смерти в 1975 году. Не имея опыта по-настоящему мирной жизни в качестве главы государства, он управлял островом жёсткой рукой: военное положение, введённое в республике ещё в 1947 году, продолжалось вплоть до 1987 года (сорок лет!!!). При режиме Чан Кайши деятельность оппозиционных партий была запрещена, а критики власти жестоко преследовались. Не смог Чан Кайши побороть и коррупцию. Тем не менее с помощью жёсткой централизации и инфраструктуры, оставленной на острове японцами, он смог провести в стране модернизацию, которая стала опорой для превращения Тайваня в одного из «азиатских тигров», чьё стремительное экономическое развитие стало сюрпризом для мира.
Как и Сунь Ятсен, Чан Кайши стремился ввести обновлённый Китай в мировое сообщество в качестве равноправного игрока. Эти взгляды он отстаивал в своих общественно-политических сочинениях. По его мнению, главной проблемой Китая было именно неравноправное положение по отношению к странам Запада: преодолев его, а также урегулировав отношения с Японией, Поднебесная станет великой державой.
Во внутренней политике президент также последовательно отстаивал сформулированные ещё Сунь Ятсеном принципы: национализм, народовластие и народное благосостояние. Последнего, по его мнению, можно было достичь, не ограничиваясь лишь экономическими преобразованиями: большое внимание Чан Кайши уделял работе с населением, воспитанием в нём аскетизма и практицизма, а также возвышение приоритетов государства над собственными интересами. Ещё в 1934 году политик провозгласил начало «движения за новую жизнь» — мероприятия в конфуцианском духе, призванные возродить исконный китайский национальный дух и культуру. Ведущую роль в проведении преобразований отводилась партии Гоминьдан: из-за этого многие критики Чан Кайши сравнивали его методы с фашистскими.
До тех пор, пока мы удерживаем Тайвань, говорил Чан Кайши, коммунисты никогда не победят.
И еще одна цитата – «Демократия — это свобода, свобода, которая не посягает ни на свободу, ни на права других. Свобода, которая поддерживает строгую дисциплину и делает закон своей гарантией и основой её осуществления. Только это и есть настоящая свобода, только это может произвести настоящую демократию».
«Коммунистическая партия Китая — не природное китайское явление. Она — порождение Советского Союза. Будучи по своей природе несовместимым с достойным человека образом жизни и, в частности, с китайским укладом, коммунизм в Китае как отпрыск советского коммунизма был вынужден в ранней стадии своего развития паразитировать на теле Гоминьдана для того, чтобы проникнуть в китайское общество, проводить подрывную деятельность, вызывать конфликты, а в последствии под флагом Гоминьдана организовать рабочих, крестьян и другие массы населения для развязывания классовой борьбы».
После смерти Чан Кайши его сын, Цзян Цзинго, стал сначала главой правительства, а в 1978 году — президентом Китайской республики. Именно на его период правления, длившийся без малого 10 лет, пришлась отмена военного положения на острове, бурный экономический рост и постепенные демократические реформы.
После смерти лидера партии функционеры Гоминьдана приняли решение увековечить память генерала и «отца нации», построив величественный мавзолей в его честь. Сооружение было возведено в Тайбэе. Открытие состоялось в 1980 году.
Какой же вывод можно сделать из этого исторического экскурса?
Получается, что Чан Кайши и его последователи были сторонниками жесткого государственного капитализма, что привело к серьезным достижениям в экономике. Но как быть с тем, что и китайские коммунисты провели реформу и отказались от социалистической экономики, показавшей себя абсолютно неконкурентоспособной и тоже достигли серьезных успехов в экономике, став как минимум второй экономикой мира. Масштаб иной, размеры страны огромные, возможности бесконечные.
Какое имеет значение для Китая Тайвань? Во-первых, это вопрос престижа. Ведь Чан Кайши при переезде в Тайбэй объявил себя Верховным правителем Китая. По мнению КНР, Тайвань не должен называть себя "правильным, гоминьдановским и демократическим Китаем". Соответственно, чтобы доказать верность пути материкового Китая, ложный островной "Китай"должен быть возвращен в лоно исторической родины.
Во-вторых, стратегия Китая направлена сейчас на установление господства в Восточно-Китайском и Южно-Китайском морях. Но без Тайваня это невозможно, так как через Тайвань проходят грузовые потоки из Японии и Кореи в Африку, Азию , Европу. Пока из -за ширины Тайваньского пролива всего 130 км (в самом узком месте) трудно определить , кто и как контролирует через него проход судов.
В - третьих , и это еще важнее, производство полупроводниковых микросхем на Тайване составляет около 40 % от общемирового производства. Без этих чипов сейчас невозможно произвести в мире почти ничего. Без микросхем нет микроэлектроники, нет компьютеров, нет современной бытовой техники и модных автомобилей, нет спутников в космосе, нет телекоммуникаций, включая мобильную связь и Интернет, нет современных систем вооружений - от самолетов и до ракет. Все, что есть у США - это конструкторские бюро, а вернуть производство в США практически невозможно. Более того, возникнет проблема с квалифицированными кадрами и оборудованием, а главное - с отсутствием сырья. Львиная доля добываемых редкоземельных элементов приходится на Китай. Присоединение Тайваня даст по сути старт формированию экономического центра, штаб-квартира которого будет находиться в Китае. ВВП Тайваня занимает 19-ое место в мире, опережая Швейцарию и находясь рядом с Саудовской Аравией. Если ВВП Тайваня соединить с ВВП Китая, то получится мощный центр и Америка сможет дорасти спустя десятилетия , и то - вряд ли. Вот поэтому Америка держит Тайвань в клещах. Потеря Тайваня отбросит США в технологиях примерно в 80-е.
Может действительно стоит задуматься и объединиться. Отказ от объединения приведет к разрушению Тайваня, Китай до начала 20 – го съезда в октябре сделает все, чтобы доказать, что Тайвань – часть Китая, одна из его провинций. Время принимать взвешенное решение с обеих сторон.