Найти тему
Роман Апрелев

Можно ли считать поляков частью русского народа?

Оглавление

Последние десятилетия пошла мода на нахождение новых корней, на отмежевание от русских. Самые известные примеры - это поморы и казаки (не все, разумеется, а лишь наиболее "одаренные"). Логика их “историков” примерна такая же, как у строителей украинской идентичности: доказать, что не имеют ничего общего с русскими, а желательно найти корни поглубже. Например, что вождь гуннов Аттила на самом деле - парубок Хатила. Когда спросишь казачьего националиста (да, отдельной нации нет, а национализм существует), а где же казачий язык, в ответ слышится лишь невразумительное мычание.

Казачьи националисты называют остальных русских “лапотниками” и кичатся мифическим происхождением, якобы ничего общего не имеющим с крепостным правом. Что ж, пусть, всех книги читать не обучишь, труд это тяжкий, не каждому посильный. Если кому-то стыдно иметь родство с народом, заселившим пространство от Атлантического до Тихого океана, не станем мешать. А обратимся к научным данным.

Как сказал дореволюционный этнограф Дмитрий Клеменц, “от кубанского казака, носящего черкеску, пьющего домашнее виноградное вино, до западно-сибирского крестьянина, носящего армяк из киргизской материи, до средне-колымчанина, носящего меховую кухлянку, где казак чаще ездит на собаках, чем на коне; от носящих русскую поддевку до носящих татарский бешмет - все это будет одна семья, одно русское население во всех своих переходах и изменениях”. То есть русский мир изначально очень разнообразен и богат. И в этом его красота и сила. Разные не значит чужие. Сейчас различия сгладились, но еще лет сто назад были живы диалекты, очень сильно разнившиеся друг от друга. Давайте пробежимся по некоторым локальным группам, которые еще недавно выделяли в составе нашей нации.

Марковцы

Фото из фондов Российского этнографического музея
Фото из фондов Российского этнографического музея

Название получили от села Марково в Анадырском районе Чукотки. Село появилось в 1840-х годах. В нем жили русские, перебравшиеся с нижней Колымы и местные обитатели Анадыря чуванцы. Антропологически марковцы близки к коренным народам Сибири, но говорили по-русски и считали себя русскими. Исповедовали православие. От чуванцев унаследовали одежду, способы рыбалки и охоты, собако- и оленеводство. При этом обряды и фольклор оставались типично нашими.

Камчадалы

Фото из фондов Российского этнографического музея
Фото из фондов Российского этнографического музея

Эта этнотерриториальная группа возникла в результате смешения в XVII - XVIII веках русских с ительменами - коренными жителями Камчатки. В результате появился субэтнос, чьи представители называли себя камчадалами, говорили по-русски, придерживались православия. Основное занятие переняли у ительменов - ловля лосося. Зимой жили в русских избах, летом работали вахтовым методом у нерестилищ, устраиваясь в балаганах на сваях - типичном жилище туземцев.

Каменщики

Фото из фондов Российского этнографического музея
Фото из фондов Российского этнографического музея

Этноконфессиональная группа старообрядцев, живших на территории нынешней Восточно-Казахстанской области. Основатели общности бежали на Алтай из-за преследований никониан. С приверженцами официального православия старались не общаться, торговали больше с казахами и китайцами. Каменщики занимались земледелием и разводили коров и маралов. А название, видимо, получили, когда их приписали к горно-рудному заводу.

Поляки

Фото из фондов Российского этнографического музея
Фото из фондов Российского этнографического музея

Те самые? Из Польши? Не те, но из Польши. Хотя изначально - из центральных областей. Бежали с родины опять же после церковного раскола и осели возле польского города Ветки. А потом Екатерина II издала указ о заселении свободных окраинных земель. И русских поляков отправили в долины алтайских рек Убы, Ульбы и Алея, там старообрядцы занимались хлебопашеством, ското- и пчеловодством.

Усть-цилёмы

Фото из фондов Российского этнографического музея
Фото из фондов Российского этнографического музея

Название получили от села Усть-Цильма (то есть при впадении Цильмы в Печору) в Республике Коми. Здесь издавна жили потомки новгородцев, это был центр беспоповцев поморского толка на русском севере. У ненцев и ижемцев старообрядцы заимствовали способы обработки оленьих шкур, при этом традиционное земледелие не забросили.

Сицкари

Фото из фондов Российского этнографического музея
Фото из фондов Российского этнографического музея

Название они получили от реки Сить (Некоузский и Брейтовский районы Ярославской области). Славяне на этой земле появились в Х веке, постепенно они ассимилировали местные финно-угорские племена. С XII века сюда активно переселялись новгородцы, а после одной из русско-шведских войн на эту территорию депортировали карелов. Сицкари даже внешне отличались от других русских: невысокие, с очень светлыми волосами и глазами. Говорили, вроде, по-русски, но так, что с трудом поймешь. Хлебопашеству предпочитали плотницкое дело. Обладали этническим самосознанием (и высокомерием), называя остальных русских “хамунами”.

Пушкари

Дед-пушкарь. Фото из фондов Российского этнографического музея
Дед-пушкарь. Фото из фондов Российского этнографического музея

Пушкарщиной называли 17 деревень Сандовского района Тверской области. Название получили из-за помещиков Мусиных-Пушкиных, чьими крепостными являлись. От других деревень пушкари были отделены лесами и болотами, поэтому изоляция позволила сохраниться многим архаичным элементам культуры. Редкость контактов с иными тверичами дала возможность сформироваться отдельной этнотерриториальной группе.

Тудовляне

Фото из фондов Российского этнографического музея
Фото из фондов Российского этнографического музея

Название получили от реки Туд в Оленинском районе Тверской области. Ряд исследователей считает, что основу тудовлян составили обрусевшие белорусы. В пользу этой версии говорят некоторые диалектизмы, свадебная обрядность и женские костюмы.

Полехи

Фото из фондов Российского этнографического музея
Фото из фондов Российского этнографического музея

Это жители Калужско-Брянского Полесья, осевшие на берегах Десны и Сейма. Основу полехов составили потомки древнего славянского племени северяне. Потом с ними смешались переселенцы из Волжско-Окского междуречья и из Белоруссии и Литвы. Поэтому культура полехов включает в себя как украинские, белорусские, литовские черты, так и компоненты славянского быта домонгольского периода (агрессивные кочевники не смогли добраться сюда через топи).

Мещёра

Фото из фондов Российского этнографического музея
Фото из фондов Российского этнографического музея

Мещерским краем называют левобережье Оки и бассейн ее притоков - в Рязанской, Владимирской, Тамбовской и Пензенской областях. Давным-давно тут жило финноязычное племя мещера, родственное современным мордве и марийцам. А в XIII-XV вв здесь объявились славяне, которые постепенно ассимилировали аборигенов. Эта этнотерриториальная группа говорила по-русски, отождествляла себя с русскими, но в ее культуре осталось немало финно-угорских элементов. Главным занятием мещеры была обработка древесины.