Сегодня предлагаю познакомиться с творчеством советской и российской художницы Бэлы Николаевны Оссовской. В разных источниках её имя пишут по-разному: Белла, Бэлла и Бэла. Буду придерживаться варианта, который используется на посвящённом Оссовской сайте, где она позиционируется как художник-импрессионист.
К сожалению, сведений о Бэле Николаевне немного. Известны даты жизни: 12 сентября 1938 — 22 марта 2010. Родилась и жила она в Москве. Рисовать, как сказано во всех найденных источниках, начала в детстве. Но это практически общие слова, ведь все дети любят рисовать. Никаких деталей и подробностей о том, как и где училась рисованию юная Бэла, найти не удалось. Далее, чтобы не пересказывать, просто приведу сведения с упомянутого выше сайта, посвященного Оссовской.
В 1962 году Бэла Оссовская окончила факультет прикладного искусства Московского текстильного института. С 1962 по 1986 гг. работала в первом в Советском Союзе художественно-конструкторском бюро СХКБ. Работать с акварелью начала в студенческие годы. С 1976 года член Московского союза художников. Творческие поездки по самым отдаленным уголкам нашей страны оставили неизгладимый след в ее творчестве. Дальний Восток, Камчатка, Охотское море, предгорья Памира, Байкал, Горячий Ключ, Таджикистан, Болгария и конечно, наша Среднерусская полоса —Таруса и Переславль-Залесский — это неполный список тех мест, где создавались ее живописные работы. Бэла Оссовская участник многих российских и зарубежных выставок, eе работы находятся в Российском Художественном фонде, украшают многие частные коллекции в России и за рубежом.
О ней и ее творчестве написано много статей и очерков в ведущих советских газетах и журналах.
Сказанному выше об участии во многих выставках и о широком освещении творчества Оссовской в печати противоречит информация, размещенная на ряде других сайтов. В частности, здесь говорится следующее:
"Работы Бэлы Оссовской крайне редко появлялись на выставках; кроме пары публикаций в «Огоньке» и «Молодой Гвардии» о ней больше никто ничего не написал. Известность ее не интересовала."
Как бы то ни было, Бэла Николаевна рисовала в течение всей своей жизни. После её смерти осталось несколько сотен полотен и объёмные папки с графикой. Но в Интернете, к сожалению, представлено мало работ Оссовской. Те, что представлены, написаны в период с конца 80-х до середины 90-х. Ну что поделать, из-за невозможности увидеть "ранние" и "поздние" работы будем знакомиться с творчеством художницы по тем работам, репродукции которых удалось найти в сети.
Все эти работы являются акварельными или написанными маслом картинами небольшого размера. Основная тематика: пейзажи и цветочные натюрморты. При этом среди пейзажей преобладают морские. Простые бесхитростные сюжеты.
Но при всей своей кажущейся простоте эти работы притягивают взгляд, их хочется рассматривать. А рассматривая, отвлекаешься от суеты и проблем и словно бы переносишься в другую реальность. Как в хороший цветной сон, в котором всё волшебно, легко и беззаботно. В котором веришь и надеешься, что всё будет хорошо.
Большую часть произведений Бэлы Оссовской составляют написанные в технике акварели или маслом цветочные натюрморты. Видимо, это тоже отчасти объясняется желанием ненадолго "убежать" от действительности 80-х и 90-х. Но "убежав", показать зрителю красоту, которая присутствует в окружающем реальном мире. И, показав эту красоту, подчеркнуть её хрупкость и мимолётность.
Следуя традициям французского импрессионизма, Оссовская и в своих пейзажных работах стремится показать быструю изменчивость окружающего, передать мимолётность мгновения.
Красота, лёгкость, воздушность — такие слова ассоциируются с пейзажами Бэлы Оссовской. На многих пейзажах художницы присутствует вода: реки, озёра и чаще всего, море. Чувствуется, что водная стихия притягивала и манила художницу, и Бэла Николаевна стремилась передать свои впечатления на холсте и бумаге.
Колорит работ Оссовской спокойный, не кричащий, но вместе с тем радостный и позитивный. При этом он разный, такой, что работы художницы кажутся картинками в калейдоскопе, на которые мы смотрим через разноцветные "волшебные стеклышки".
Творчество Оссовской не давало ответов на "злободневные вопросы", не воспевало достижения социализма, как требовал метод социалистического реализма. Бэла Николаевна не писала портретов и исторических полотен, а творила в жанрах цветочного натюрморта и пейзажа, которые подчас считаются "второстепенными". Но именно пейзажи обращаются к сердцу зрителя, поскольку природа является значимым для жизни человека фактором, без которого обесцениваются все прочие "достижения". А цветы являются символом жизни и олицетворением красоты вне зависимости от общественного строя. И работы Оссовской напоминают об этом на языке образов, вызывают светлые воспоминания, дарят радость, оставляя в душе ощущение лёгкости и тепла.
Можно сказать, что приведённые ниже репродукции работ, на которых изображены цветные кораблики, — волшебные. Поскольку как по мановению волшебной палочки они уносят зрителя в далёкий мир детства и сказок, наполненный добротой.
Спасибо художнице за её замечательные работы!
Завершить статью мне хочется небольшой подборкой репродукций работ Бэлы Оссовской. Надеюсь, вам они понравятся.
Всем любителям и ценителям живописи, добравшимся до этого места, хочу порекомендовать два замечательных канала, на которые подписана и которые всегда читаю с большим интересом.