Найти тему

Почему мы не любим слово «консультант», но любим эту профессию?

Когда мы в Амивео слышим слово «консультант», реакция у команды, скорее, негативная. Так и хочется с интонациями старого моряка, которому неосторожно сказали, что он – плавал (а плавает, как известно, некая коричневая субстанция, а моряки – ходят! Хотя мы что-то ни разу не видели капитана дальнего хода, но не суть), сплюнуть на пол и сказать: «Консультанты – дешёвой косметикой барыжат! А мы – бизнес-спецназ!».

К сожалению, слово «консультант» действительно было опорочено квазиспециалистами во всех областях: за консультантом по личной жизни чаще всего скрывается девочка, прошедшая двухдневный марафон в инстаграме и получившая взаправдашний, неподдельный диплом, нарисованный в Фотошопе; консультант по финансам или личностному росту – инфоцыган или наивный, но старательный участник финансовой «пирамиды»; консультант по красоте или здоровью мечтает продать вам дорогостоящие и бесполезные средства «от всего и для всего»…

А ведь профессия консультанта должна приносить людям пользу. И мы, выступая в качестве советников, хотим помочь нашим клиентам. Ни один человек не может прожить жизнь, делая ВСЁ самостоятельно: вольные или невольные, вредные или полезные советы сопровождают практически любое наше действие. Хороший советник и даже КОНСУЛЬТАНТ делают всё, чтобы его советы для клиента были желанными и ПОЛЕЗНЫМИ.

Обращение к консультанту, когда нужна помощь — это мудро (хотя у некоторых и есть странное предубеждение, что люди решат, будто сам владелец или управляющий бизнесом НЕДОСТАТОЧНО разбирается в том, что делает).

Никто не может знать вообще всё. Поэтому периодически нужны консультации:

• с внутренними советниками – сотрудниками самой компании (как сделать лучше условия труда, повысить продажи, распределить ресурсы компании между производственными цехами, обновить оборудование и т. д.). Правда, есть некоторый нюанс: сотрудник-советник может быть великолепным, добросовестным профессионалом. Однако в глубине души, где-то на подсознательном уровне он всегда будет искать такое решение, при котором в первую очередь будет прикрыта его пятая точка. А уж интересы компании – на втором месте;

• с внешними советниками (которые могут оценить ситуацию со стороны и ответить на вопросы: в чём проблемные места компании, где худшие сотрудники, в чём ошибки стратегии или системы мотивации?).
Иногда бывает даже так, что случайно проходящий человек может взглянуть на какую-то проблему и увидеть её решение – не потому что он умнее всех или лучше разбирается в теме, чем десятки специалистов компании, а потому что он посмотрел со стороны «незамыленным» глазом.

Ну а Амивео – не случайно проходящие мимо люди. Мы – специалисты, которые не просто оценивают ситуацию, но и хорошо знают, КАК искать проблему.

В числе наших клиентов – самые разные компании: медицинские центры, салоны красоты, масса магазинов (от одежды до техники), обучающие центры, IT-компании, реальное производство… И, конечно, мы не можем дать вам совет типа «используйте в работе шампунь BRANDNAME1 вместо BRANDNAME2, и тогда клиенты валом повалят». Это уже сфера работы внутренних советников. Но мы можем увидеть, что два парикмахера ненавидят друг друга и изматывают весь коллектив попытками привлечь всех на свою сторону, из-за чего уровень работоспособности команды снижается просто до нуля. И подсказать, как решить эту проблему (и помочь внедрить это решение). Или найти другие нестандартные способы увеличения прибыли и улучшения работы компании вообще.

Например, один наш любимый клиент мистер Х работал только через интернет. Продавал он, скажем, необходимые человечеству зубные щётки. Закупал большими партиями, продавал мелкими — исключительно юридическим лицам.При этом склад-магазин располагался у него на крупном рынке. И туда должны были приезжать только курьеры, чтобы забрать товар и отвезти его компании-заказчику. Однако располагался склад в таком месте, что по ошибке туда часто попадали и простые «физики», которые приходили как раз за зубными щётками – шли в другие магазины, а попадали на склад. Так почему бы не продавать что-то и им? Тем более, что нужный товар – вот же он, УЖЕ на складе!

Сама идея родилась после того, как мы 3 часа посидели на складе клиента. За час в среднем на склад заглядывало 3 - 5 потерявшихся покупателей. За 10 часов, соответственно, было бы 30 - 50. А за месяц, с учетом того, что работают они и в выходные — не менее тысячи людей, которые УЖЕ пришли за конкретным товаром, горяченькие, сочные, с денежкой в кармашке или на карточке. И было бы преступлением отпускать их без покупки только потому что «я не такой — я работаю только с b2b», особенно когда в оптовых продажах провал. А произошла эта история в эпоху ковида, когда оптовые покупатели как раз схлопнулись, а вот обычные потребители как покупали свои зубные щётки, так и продолжали.

Добавим ещё, что некоторые проблемы в компаниях вызваны именно тем, что руководители СЛИШКОМ заточены на своём бизнесе и слишком всё контролируют. С одной стороны, разумеется, грамотный владелец бизнеса держит руку на пульсе. С другой, некоторые делают себя ядром компании настолько, что без них всё просто рушится. В итоге человек настолько привязан к своему бизнесу, что не даёт и ему жить самостоятельно, и себе не даёт жить, и за миллионом решаемых вопросов теряет видение того, что же с ним происходит.

Вот тут-то на сцену и выходит консультант (в правильном смысле этого слова). Чем он может помочь?

• Быть спарринг-партнёром (участвовать в совещаниях, возражать, предлагать альтернативные варианты, включая самые дикие, вплоть до предположения, что бизнес захватят инопланетяне).
• Быть участником совета директоров (тут идёт уже более глубинное проникновение в бизнес, участие в принятии серьёзных решений компании).
• Участвовать в переговорах с партнёрами, закупщиками, потенциальными работниками.

Хороший консультант для бизнеса всегда будет на вес золота. Он не заменяет руководителя – а служит чем-то вроде множителя его способностей. И если в мире бизнеса и существует «волшебная таблетка», то только та, которая позволяет с помощью консультанта усилить наблюдательность руководителя, его способность к анализу и объективной оценке ситуации.