Найти тему
Абзац

Ваня с Тайваня: почему в китайском конфликте нам не за кого болеть

Чем русские коммунисты как две капли воды похожи на американских антикоммунистов? И те и другие уверены: если цвет знамён красный, висят портреты Маркса и правящая партия называется коммунистической, значит, в стране как минимум социализм. И никто им не скажет, что китайская экономическая формация – скорее госкапитализм с оскалом социал-дарвинизма.

Текст Михаила Дряшина

Фото: TASS / AP / Shioro Lee
Фото: TASS / AP / Shioro Lee

Американский истеблишмент, как завидит красные полотнища, так сразу наливается кровью. Наши коммунисты, напротив, растекаются елеем. Даже сочувствующие.

Кинорежиссёр Карен Шахназаров, к примеру, один из многих призывает построить у нас социализм, как это сделали в Китае, и вообще брать с них пример. А в суть вникать – не по силам.

Китай – наш выкормыш. Невестка Чана Кайши, «мать нации» Фаина Ипатьевна Вахрева (Цзян Фанлян) захоронена со всеми почестями. Сын Чана Кайши учился у нас. Да и сам он ориентировался на Советский Союз, пока мы его не «кинули».

СССР последовательно поддерживал и консервативную партию Гоминьдан, и КПК, делая ставку то на одних, то она других. А демократией ни у одной из них не пахло.

Как и у другого нашего выкормыша – Тайваня. Скажем больше, ни у одного из восточноазиатских экономических «чудес», так называемых тигров, демократии не было в помине. Капитализм – да, и то в высшей степени условный. Скорее религия труда и послушания.

Остров Тайвань был в советские времена и остаётся вожделенным символом, фетишем нашей интеллигентской фронды. Несмотря на то что во времена особого поклонения – до конца восьмидесятых – на Тайване процветала до боли знакомая нашим диссидентам однопартийная система, и никаких тебе волеизъявлений.

Василий Аксёнов написал наделавший много шуму, но весьма слабый роман «Остров Крым», стержневой идеей которого стал как раз русский Тайвань. Крым-де не полуостров, а остров. Красные его так и не взяли, и под боком у СССР процветала Россия альтернативная, маленькая. Другая Россия.

Однако аналогия была бы реалистичнее, если бы на острове Крым прятались не белые, а, скажем, левые эсеры после мятежа 6 июля. Или, не знаю, троцкисты. Те ещё демократы.

И ещё раз об азиатском трудолюбии и дисциплинированности. Чтобы овладеть азиатской культурой труда, необходимо всего одно условие – стать азиатом. Иначе никак.

Мир сложнее любых схем и идеологических клише. Мир всегда хуже, чем вы о нём думаете. Или лучше. Как посмотреть.

Можно, конечно, запастись попкорном и неотрывно следить за путешествием престарелой американской фундаменталистки по островам Тихого океана, искренне считая, что правда на той или другой стороне. Но это пустое.

Единственная выгода для России – от нас на время отвлеклись и ещё раз тихонько подтолкнули Китай в наши объятья. Что ж, и на том спасибо.

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.