Найти тему
Кирилл Максимов

Полковник США рассказал, как он воевал на AH-64 Apache в Ираке. Буря в пустыне 1991 год

Операция "Буря в пустыне" по рассказам подполковника США Уильяма Брайна (2 эскадрилья, 229 авиаполк) началась ещё за 10 дней до фактического ввода союзного контингента во главе с США в Ирак (24 февраля 1991 года). Тогда группа AH-64 начала проводить разведывательные полёты внутри территории Ирака, конечно с подвесным вооружением. Ещё до начала операции экипажи этих вертолётов стали брать в плен иракцев, решивших сложить оружие. Правильство США тогда говорило, что это первый опыт военных вертолётов по взятию в плен военнослужищих другой страны. Видимо они были не в курсе, что экипажи советских Ми-24 уже практиковали это ещё в 1979-1989 году, в Афганистане (поправьте в комментариях, если я не прав). За время первого похода Уильяма американцам сдались 476 пленных, которых стали вывозить на американских транспортных самолётах Chinook (CH-47).

Полковник США рассказал, как он воевал на AH-64 Apache в Ираке. Буря в пустыне 1991 год
Полковник США рассказал, как он воевал на AH-64 Apache в Ираке. Буря в пустыне 1991 год

Разведовательные полёты по словам подполковника требовались, чтобы изучить примерные маршруты следования, чтобы в день G (24 февраля 1991 года) вести боевые действия максимально эффективно. Сектор работы этой эскадрильи был ограничен площадью 50 на 200 километров. 24 февраля несколько Апачей двинулись на иракскую военную базу в 150 км от места дислоцирования и полностью разгромили её, проведя в воздухе 8 часов. Кстати, перед операцией многое военные специалисты считали Апач малонадёжным, однако потом эти заявления рассеялись, когда начались боевые действия. Хотя сложно судить об успехе боевого вертолёта, если он по сути не встречал сопротивления.

Полковник США рассказал, как он воевал на AH-64 Apache в Ираке. Буря в пустыне 1991 год
Полковник США рассказал, как он воевал на AH-64 Apache в Ираке. Буря в пустыне 1991 год

Основые силы иракцев находились несколько восточнее сектора работы эскадрильи вертолётов AH-64. В той зоне, где работал полковник почти не было населения, а многие иракцы просто бежали на север или же сдавались в плен без боя. Американцы даже не вели авиационной наводки с помощью вертолётов OH-58, так как война в пустыне не давала возможности замаскировать технику противника. Человеческий глаз мог определить вертолёт ещё за 20-30 километров, различив вихри песка от винтов. Тем более OH-58 обладал устаревшей РЛС, по сравнению с Апачами, поэтому выполнял роль координатора для артиллерии и поддерживал эскадрилью своими Стингерами.

Полковник США рассказал, как он воевал на AH-64 Apache в Ираке. Буря в пустыне 1991 год
Полковник США рассказал, как он воевал на AH-64 Apache в Ираке. Буря в пустыне 1991 год

Координация союзнических войск устраивалась так, что удары с воздуха наносились постоянно. В зоне работы Уильяма Брайна было 3 эскадрильи, разделённые по 10-15 минуты лёта. Поэтому получалось, что одни атакуют, другие приближаются, а третьи заправляются. Затишься не было вообще. В генеральных сражениях Apache не учавствовал, а лишь оказывал поддержку наземным силам. Апач в операции "Буря в пустыне" стал настоящим многоцелевым вертолётом. Он координировал пуск своих ракет Hellfire, при этом помогал корректировать огонь РСЗО. Ракета Hellfire могла бить на расстояние до 5 км и предназначалась для борьбы с бронетехникой иракцев. Первым впомогательным вооружением стоит назвать неуправляемые 70-мм ракеты, с кассетной боеголовкой, которая была эффективна против скоплений бронетехники противника. В крайнем случае применялась авиационная пушка М203, способная пробивать лёгкую броню на расстоянии около 2 км. Иногда на помощь Апачам подключались самолёты А-10 ВВС США, которые несли с собой ракеты Maverick, имеющие дальность до 12 км.

Полковник США рассказал, как он воевал на AH-64 Apache в Ираке. Буря в пустыне 1991 год
Полковник США рассказал, как он воевал на AH-64 Apache в Ираке. Буря в пустыне 1991 год

Самую большую головную боль для американцев представляли ракеты SAM. Если укрыться и уйти от нёё ещё можно, то уйти от иракца, который засел в расщелине с зенитным орудием, не получалось. Кроме того, в распоряжении иракцев были около 5000 бронемашин, оборудованных зенитными пулемётами 23-мм и 57-мм. Кстати у иракцев был природный союзник: поднятый лопостями вертолёта песок, который полностью перекрывал обзор пилотам.

Полковник США рассказал, как он воевал на AH-64 Apache в Ираке. Буря в пустыне 1991 год
Полковник США рассказал, как он воевал на AH-64 Apache в Ираке. Буря в пустыне 1991 год

Огневой контакт вёлся следующим образом: группа вертолётов, вошедших в контакт с противником делится на две подгруппы: со своим ведомым и ведущим. Командир группы держался позади и координировал работу своих подопечных. При необходимости он подключался к бою. Если Апач подобьют, то рядом с полем боя всегда дежурили UH-60 Black Hawk, которые вывозили раненных на базу. Фланги прикрывали вертолёты OH-58C.

Полковник США рассказал, как он воевал на AH-64 Apache в Ираке. Буря в пустыне 1991 год
Полковник США рассказал, как он воевал на AH-64 Apache в Ираке. Буря в пустыне 1991 год

Перед базой всегда находилась зона выжидания с готовыми к бою вертолётами Apache. По приказу они могли подняться в воздух и начать военные действия. Сразу за этой зоной была база для дозаправки вертолётов и обеспечения боеприпасами. Все транспортные вопросы решали при помощи вертолётов CH-47.

Вот так примерно происходила воздушная операция "Сабля пустыни", которая длилась всего 100 часов. Апач показал себя с очень хорошей стороны. А что думаете об этом вы? Напишите в комментарии.

Полковник США рассказал, как он воевал на AH-64 Apache в Ираке. Буря в пустыне 1991 год
Полковник США рассказал, как он воевал на AH-64 Apache в Ираке. Буря в пустыне 1991 год

Не забывайте поддержать канал подпиской и лайком. Я есть на Пульсе. Чем больше вы оставляете обратной связи, тем больше материалов будет в вашей ленте. У меня есть Телеграм и Вконтакте. Там вы найдёте фотографии и новости из мира авиации. На этом всё, счастливых поездок.

#самолёты #вертолёты #ирак #1991 #сша #транспорт #авиация #полёты #аэропорты