В любом возрасте человек впитывает то, что его окружает и это происходит чаще не осознанно. Все происходит, вроде, само собой. Маленький ребенок придя в этот мир напитывается тем, что вокруг него. Его" впитывающий разум"воспринимает мир разными способами.Мы часто недооцениваем способность малыша впитывать все что вокруг-безопасную обстановку,модель поведения родителей, порядок в доме и в отношениях, алгоритмы действия родителей в разных ситуациях,эмоции, речь, предметы и явления,запахи и звуки и т.д. От насыщения различным сенсорным и двигательным опытом напрямую зависит продуктивная деятельность,мышление человека.
В возрастной психологии выделяется принцип развития ребенка- интереоризация ( перенесение опыта из внешней среды -во внутреннюю психическую деятельность).Вот про этот принцип никогда не стоит забывать! И конечно активно его использовать на благо ребенка.Все что ребенок впитывает в маленьком возрасте обязательно окажет влияние на его развитие.
И в каждом возрасте какая-либо собственная деятельность ребенка помогает ему познавать мир. В период от ноля до года движущей силой развития является эмоциональное взаимодействие с мамой. Именно оно помогает активно развиваться физически и психически.Это необыкновенно важный период развития- динамичный и нежный и для родителей и для ребенка. Осваивать мир вокруг себя помогает мама, но малыш уже к году самостоятельно передвигается и не всегда зависим от взрослого в покорении окружающего мира.Он активно осваивает пространство своим телом-рождается,переворачивается,поднимает голову, учится управлять телом- руками и ногами,садится, ползает,встает, идет. Его мозг активно впитывает огромное количество стимулов, закладывая основу для дальнейшего развития. Важнейший этап освоения мира-это именно первый год жизни малыша. С самого рождения дети продуктивно развиваются только при условии постоянной стимуляции ощущениями от собственного тела и окружающей среды.Свет,звуки,запахи,температура, комфорт тела, положение тела в пространстве и равновесие, ощущение движения, вкусовые ощущение являются для малыша крайне важными. От года до трех ведущей деятельностью развития является -манипулятивная игра. Через манипуляцию с предметами, а часто и с людьми- он познает мир.Чем больше он исследует -трогает,облизывает,нюхает,прислушивается к разным звукам,наблюдает, перекладывает, испытывает на прочность,балансирует или плавает, тем богаче будет стимуляция нервной системы. Впитывая взрослый мир , ребенок уже частично воспроизводит свой опыт в деятельности во взаимодействиях с людьми и предметами. Именно в этом возрасте малыш научается многим важным жизненным навыкам. Некоторые навыки самообслуживания становятся ему доступны, если родители или прародители не отнимают это у малыша. Множество возможностей открывается в его теле и психике. Ребенок к трем годам многое умеет руками, а вот адекватно общаться только учится. Дети лет до трех играют в основном рядом, а не вместе. Пока не умеют. И активно учатся они этому в следующий период.
С трех и примерно до семи лет ведущей деятельностью ребенка является сюжетно-ролевая игра, т.е. активное развитие идет через проигрывание и примерку различных ролей. И именно через сюжетно-ролевую игру можно многому научить ребенка. В игре любые знания и навыки приобретаются и закрепляются значительно лучше. Игра занимает очень важное место в жизни дошкольника. В этом возрасте у ребенка еще огромная потребность в движении,получении сенсорных ощущений от окружающего мира. И задача взрослых предоставлять ребенку разнообразные возможности познания мира. Обязательно нужно играть с ребенком в разные игры, в мячик,вовлекать его в совместную хозяйственную деятельность на постоянной основе. Не старайтесь, чтобы ребенок раньше времени сел за парту и учился... Ему нужно активно двигаться, играть, познавать мир через свой собственный опыт, постепенно усваивая правила его окружения. В дошкольном возрасте- для ребенка открыты многие двери для развития и обучения именно через игру.
Для ребенка двигательная и сенсорная стимуляция и накапливаемый им опыт активно способствует развитию мозга. Мельчайшие нарушения в процессах деятельности мозга могут влиять на то, как ребенок овладевает бытовыми навыками, общается и обучается. Движение и сенсорный опыт являются фундаментом на котором развиваются и связываются между собой различные психические функции... Восприятие, воображение .внимание,память, речь,мышление,ребенка напрямую зависят от ранних периодов его развития. Ограничение передвижения ребенка в маленьком возрасте, приучение к пассивному удовольствию,ограничение сенсорных стимулов к сожалению очень сейчас распространено- и часто родители думают, что действуют в интересах ребенка.
Для нормального развития двигательной сферы необходимо, чтобы ребенок чувствовал собственное тело,различал разные по качеству и силе ощущения. Первый и один из самых основных источников чувственного опыта ребенка-его родители. Часто мы не отдаем себе отчета в том, насколько ребенку важно наше прикосновение. Слова-наше основное орудие воспитания-не имеют смысла до тех пор, пока за ними не стоит чувственный опыт. Утверждение "человек учится на чужих ошибках"не верно,когда речь идет о ребенке. Невозможно научить ходить, не давая ступить ни шагу,но объясняя как это делают другие. Движение- это тоже способ получения информации о внешнем мире и мощный стимулятор для всей психической активности человека.Не полноценное получение информации о внешнем мире приводит к неполноте и искаженности представлений об окружающем мире,построению эмоционально обедненных мысленных образов, искажению смысла слов-носителей информации о мире. Результат этого-нарушение мышления-высшей функции человеческого мозга. Поэтому наивно полгать, что между движением и мышлением не может быть никакой связи.Это не так.
Задача родителей-подарить ребенку мир движения и ощущений,придать им эмоциональную окраску, обозначить их словом. Чем богаче будет ваш подарок,тем разностороннее и лучше произойдет развитие.
Спасибо, что дочитали до конца!