Найти в Дзене
O K

Остров Коневец

Коневец, - второй по популярности остров Ладожского озера после Валаама. Расположен Коневец на западе Ладожского озера. Административно он относится к Громовскому сельскому поселению Приозерского района Ленинградской области Российской Федерации.
Остров вытянут с юго-запада на северо-восток, его наибольшая протяжённость в длину составляет 5 километров, а в ширину - всего около 2 километров. Площадь Коневца - приблизительно 8,5 квадратных километров.
Остров от континента отделяет Коневецкий пролив. От Коневца до ближайшей береговой линии Владимировской бухты - 7 километров, до Приозёрска - 30 километров, до Валаама - 60 км, до Санкт-Петербурга - 170 километров по воде. Из Владимировки до острова туристы и паломники в сезон навигации добираются на современном катамаране "Святой князь Владимир" или на бывшем военном катере "Коневец", а в зимнее время - по замёрзшему Коневскому проливу - на двух катерах на воздушных подушках "Святой Василиск Сибирский" и "Святой Зосима Верховский". От

Коневец, - второй по популярности остров Ладожского озера после Валаама. Расположен Коневец на западе Ладожского озера. Административно он относится к Громовскому сельскому поселению Приозерского района Ленинградской области Российской Федерации.
Остров вытянут с юго-запада на северо-восток, его наибольшая протяжённость в длину составляет 5 километров, а в ширину - всего около 2 километров. Площадь Коневца - приблизительно 8,5 квадратных километров.
Остров от континента отделяет Коневецкий пролив. От Коневца до ближайшей береговой линии Владимировской бухты - 7 километров, до Приозёрска - 30 километров, до Валаама - 60 км, до Санкт-Петербурга - 170 километров по воде. Из Владимировки до острова туристы и паломники в сезон навигации добираются на современном катамаране "Святой князь Владимир" или на бывшем военном катере "Коневец", а в зимнее время - по замёрзшему Коневскому проливу - на двух катерах на воздушных подушках "Святой Василиск Сибирский" и "Святой Зосима Верховский". От Санкт-Петербурга до Коневца можно добраться на круизных теплоходах.

Посещение острова Коневец входило в программу нашего круиза на теплоходе "Ленин" из Санкт-Петербурга на Валаам. Оба острова мы успели осмотреть за один день: до обеда - остров Валаам, его Спасо-Преображенский монастырь и Воскресенский скит; а после обеда - остров Коневец и его Рождество-Богородичный монастырь.

Теплоход "Ленин" у пирса острова Коневец
Теплоход "Ленин" у пирса острова Коневец

Если на Валааме круизные теплоходы швартуются в Большой Никоновской бухте, закрытой от штормов островками Валаамского архипелага, то у острова Коневец корабли причаливают к бетонному 180-ти метровому пирсу, который фактически выполняет роль волнореза в открытых просторах широкой бухты Владычная Ладожского озера. Раньше со стороны озера гавань защищал от волн комплекс ограждений из бревенчатых кряжей, укрепленный с береговой стороны камнями и гранитными блоками. В 2017 - 2020 годах гавань обновили и благоустроили.
В 2019 году рядом с комплексом причальных сооружений установили памятник преподобному Арсению Коневскому работы скульптора Андрея Ковальчука. Памятник был освящён патриархом Московским и всея Руси Кириллом во время его визита на Коневец 7 июля 2019 года.

Преподобный Арсений Коневский - основатель Коневского монастыря. Ни точная дата его рождения, ни его мирское имя неизвестны. Но из Жития преподобного известно, что Арсений был уроженцем Великого Новгорода, что он с юных лет занимался изготовлением медной посуды и был искусным ремесленником. В возрасте примерно 20 лет он пришёл в новгородский Лисогорский монастырь, где и принял монашеский постриг с именем Арсений. Там инок Арсений прожил 11 лет, после чего отправился на Афон, где провёл три года, молясь и выплавляя для монастыря медную посуду. В 1393 году Арсений решил вернуться на родину с благословения игумена афонского монастыря, который дал преподобному устав святогорского общежития для основания на "северных землях" нового монастыря и ту самую икону Пресвятой Богородицы, позже прославленную как Коневская.

Вернувшись на родину, преподобный Арсений стал искать уединённое место для иноческой жизни. Путешествуя на небольшой лодке по Ладоге, он добрался до Коневца. Отправиться дальше на север, как планировал преподобный, ему помешала непогода: дважды он покидал остров, но сильный ветер возвращал его лодку обратно к берегу. Приняв такое стечение обстоятельств за Божье провидение, преподобный Арсений решил остаться на острове и основать монастырь именно здесь: "По воле Господа и Его Пречистой Матери, обитель должна быть воздвигнута на Коневце".

Остановившись на острове, преподобный Арсений построил себе келью на вершине небольшой возвышенности в глубине острова (ныне именуемой Святой горой) и поселился в ней, прожив в уединении около трёх лет. За эти годы у него появились ученики, которые и составили первую монастырскую братию. В 1398 году преподобный Арсений с учениками на берегу Ладоги начали строить деревянные кельи, монастырскую ограду и храм во имя Рождества Богородицы.

Обитель располагалась на самом берегу Ладожского озера около 25 лет. В 1421 году высоко стоявшая вода стала затапливать монастырь, и преподобный Арсений принял решение перенести его на более возвышенное место. Здесь был заложен новый храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы.

К сожалению, ввиду неоднократного разорения обители шведами в XVI и XVII веках, ни одной постройки, относящейся к древнему периоду истории Коневского монастыря, на острове не сохранилось. Строительство Коневского монастыря началось сразу же после возрождения обители в 1721 году и продолжалось вплоть до начала XX столетия. Основная часть монастырских зданий, включая монастырское каре и главный соборный храм во имя Рождества Богородицы, была сооружена в первой половине XIX века.

Вследствие русской революции Финляндия получила независимость, и Карельские острова, в том числе и остров Коневец, вошли в ее состав. На Коневце, как и на Валааме, разместились войска Финской армии.
В 1920 году по Тартускому соглашению между СССР и Финляндией была определена советско-финская граница проходившая всего в 32 километрах от Ленинграда.
Советский Союз предлагал Финляндии в обмен на Карельский перешеек большие по площади земли на севере Карелии. Однако финское правительство отказалась от предложения Сталина, и обмен не состоялся. 30 ноября 1939 года началась Советско-финляндская или Зимняя война.

В течение Зимней войны монахи оставались на острове, но за всю войну никто не был даже ранен. Постройки монастыря остались нетронутыми. Сгорел только домик садовника у Святой горы.

Зимняя война закончилась 13 марта 1940 года подписанием мирного договора, по которому к Советскому Союзу отходил Карельский перешеек, само Ладожское озеро, Валаамский архипелаг и остров Коневец. Монастырская братия покинула остров 12 марта 1940 года, забрав с собой наиболее ценную часть церковной утвари и чудотворную Коневскую икону.
Монахи вернулись на Коневец во время Великой Отечественной войны, в 1941 - 1944 годах, когда остров отошёл обратно к Финляндии и на его территории располагался финский гарнизон, но затем снова ушли вместе с финской армией в августе 1944 года. В 1956 году они присоединились к монахам, бежавшим из Валаамского монастыря и основавшим Новый Валаам в Финляндии.

В советское время, после окончания Великой Отечественной войны, на острове размещалась военно-морская база. На протяжении почти 50 лет остров оставался запретной зоной и служил для военных испытательным полигоном. Берег острова был огорожен колючей проволокой, в акватории острова был запрещён проход гражданских судов. В первые годы существования полигона здесь производились испытания ракет на твёрдом топливе, разрабатывались и испытывались образцы химического оружия. Полигон служил местом испытания торпедного и морского минного оружия.
Собор Рождества Богородицы был превращён в склад, в помещении братской трапезной расположился клуб. В бывших монастырских кельях жили семьи офицеров
.
Ближе к концу 80-х годов работы на острове стали постепенно сворачиваться, и полигон потерял своё прежнее значение. Монастырские постройки постепенно разрушались уже под воздействием времени. В 1991 году монастырь был возвращён церкви, и на остров вернулись монахи.
Восстановили
Коневский монастырь совсем недавно, отреставрировали все постройки, включая собор Рождества Богородицы, но об этом я расскажу в своей следующей статье.

Кроме монастырского комплекса на острове есть ещё несколько построек, история которых связана с судьбой преподобного Арсения. Самая красивая деревянная постройка на острове - часовня Успения Пресвятой Богородицы у Коневского монастыря. Построена часовня в русском стиле, с крыльцом, шатром и луковичной главкой в 1899 году вместо сломанного бурей деревянного поклонного креста, стоявшего на месте молитв преподобного Арсения Коневского.
Часовня 1899 года дошла до наших дней с многочисленными поновлениями. Чудесным образом сохранилась старая икона Воскресения Христова на восточном фасаде часовни. В настоящее время сама часовня отреставрирована, и её ранее утраченное внутреннее убранство полностью восстановлено.

За часовней, с ее восточной стороны, находится могила князя Манвелова. Князь Николай Иванович Манвелов 1780 года рождения был выходцем из старинного грузинского рода. В продолжение многих лет он приезжал на Коневец. По мере сил он помогал обители. Николай Иванович умер в Петербурге в 1856 году. По завещанию князя его родные перевезли его прах на остров Коневец и захоронили на месте молитв преподобного Арсения. На надгробном памятнике частично уцелела надпись с фамилией, именем, отчеством князя, датами его рождения и смерти.
Вокруг могилы князя Манвелова в советское время возникло небольшое мирское кладбище.

На месте первого поселения преподобного Арсения на Святой горе в 1794 - 1796 годах был построен скит во имя Казанской иконы Божией Матери. Его возводили при настоятеле Коневского монастыря иеромонахе Адриане, назначенным на эту должность в 1790 году митрополитом Санкт-Петербургским Гавриилом.

Небольшой храм Казанской иконы Божией Матери построен в традициях древнерусского храмового зодчества с элементами русского барокко XVIII века. Венчает храм одна луковичная главка. Восточная часть храма выполнена в виде полукружия - алтарной апсиды, над западной стороной возвышается одноярусная колокольня. Изначально для колокольни Казанского скита было отлито семь колоколов. Самый большой, весом 738 кг, подарил монастырю купец Целибеев. В 1940 году монахи, покидавшие остров после Зимней войны, забрали с собой в Финляндию все колокола Казанской колокольни.
Возрождение Казанского скита началось в XXI веке. 21 июля 2015 года храм Казанской иконы Божией матери был заново освящён. В настоящее время Казанский скит восстановлен, монашеская жизнь в нём возрождена. Чтобы не беспокоить монашеское уединение, внутрь скита вход без специального благословения запрещён.
Устав в скитах строгий. По традиции скитской жизни, братия должна обеспечивать себя всем сама. Летом иноки занимаются земледелием и огородничеством. Осенью убирают урожай, консервируют и заготавливают овощи на зиму. Довольствуются тем, что могут вырастить на скудной почве Коневца, мало пригодной для земледелия - в ее составе много глины и песка. К тому же поля на острове очень каменистые. Встречаются на Коневце и большие валуны, которые оставил после себя ледник, спустившийся со Скандинавских гор в последний ледниковый период двенадцать тысяч лет назад. Один из таких валунов на острове - знаменитый Конь-Камень из серого гранита, размером 9 на 6 и высотой чуть более 4 метров. Его вес - более 750 тонн.

Много лет назад, ещё до прихода на остров преподобного Арсения, на Коневце было пастбище для лошадей, а гигантский валун суеверные местные жители использовали для языческих ритуалов - приносили в жертву на этом камне коня, чтобы задобрить тем самым духов острова. Возможно поэтому валун и был назван Конь-Камнем; или потому, что валун напоминал местным жителям конский череп. Впоследствии и сам остров стал называться Коневым, а потом – Коневцом.

Преподобный Арсений нашёл это место "пуще дремучего леса ужасом бесовским окружённым". Ночь провёл Арсений в молитве, а под утро совершил крестный ход вокруг камня с иконой Богородицы в руках и окропил его святой водой. По преданию, духи как копоть вышли из камня и, обернувшись чёрными воронами, улетели прочь к противоположному берегу Ладоги, который стал с той поры именоваться Чёртовой бухтой (Сортанлахти). Вместе с бесами, как гласит предание, исчезли и змеи.

Вероятно, в память об этом событии на вершине камня и была построена часовня. Скорее всего, это произошло в самом начале существования обители.

Часовня на Конь-Камне похожа на сказочную маленькую избушку, словно чудесным образом "выросшую" на гигантском валуне, затерянном в дремучем сосновом лесу.
Сколько раз часовня на камне разрушалась, а потом вновь восстанавливалась - неизвестно. В настоящей момент часовня на Конь-Камне полностью восстановлена. Подняться в неё можно по деревянной лестнице.

Прогулка до Конь-Камня входит в обязательный маршрут всех туристических групп, наряду с посещением Коневского монастыря. На пристани всех путешественников, прибывших на остров на круизных теплоходах, распределяют по группам с экскурсоводами, которые определяют очерёдность посещения монастыря по заранее согласованному графику. Некоторые группы сразу отправляются в монастырь, а потом - к Конь-Камню, у нашего экскурсовода по плану была сначала прогулка к Конь-Камню, а потом - посещение монастыря. Сразу у причала всех ознакомили с экскурсионной программой и предупредили, что до Конь-Камня путь неблизкий и для многих утомительный. Действительно, не всем этот "паломнический" маршрут показался лёгкой прогулкой, учитывая темп, который набрала передовая часть нашей группы, ведомая довольно резвым экскурсоводом. Но в итоге - никто не заблудился в лесу, и не потерялся. А мы по дороге, отбиваясь от комаров, даже успели снять все местные достопримечательности, включая котов, которых на острове холят и лелеют.

Вся экскурсия по острову, вместе с посещением монастыря, длилась не больше трёх часов. Вечером, вернувшись на теплоход мы ещё успели поужинать и поснимать с палубы красивый закат на Ладожском озере.

В то время на Ладоге был полный штиль. Ночью мы безмятежно спали и не видели, как из Ладожского озера наш теплоход вошёл в Неву. Завтракали мы уже с видами на невские берега, приближаясь к конечному пункту нашего маршрута с незабываемым названием - "Уткина Заводь". Там мы пересели с теплохода "Ленин" на трансферный "Метеор", который доставил нас в центр Санкт-Петербурга - прямо к Зимнему дворцу. Но об этом я напишу в другом фотоотчёте. Подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новые публикации.