Продолжение. А начало здесь и здесь
Остановились мы на том, что Филипп-Эгалите построил вокруг сада дома с крытыми галереями, в которых довольно скоро появились лавки, модные магазины, художественные галереи, кафе, маленькие театры, читальные залы, ясновидящие, большое количество игорных и, разумеется, публичных домов.
Пале-Рояль стал новым центром города, парижане валом валили сюда, это было самое модное и популярное место. Летом на лужайке в центре сада были расставлены столики с мороженым, которое пользовалось большим спросом, здесь же стоял еще павильон от кафе, который назывался "Ротонда", еще читальни, где за небольшую плату можно было читать газеты и еще общественный туалет, правда появился он позже, в 30-х гг. XIX в.
Вот как живописно передает Карамзин атмосферу в Пале-Рояль, он был в Париже в 1790 г. :
«Тебе надобен модный фрак, поди туда и надень. Хочешь, чтобы комнаты твои через несколько минут были украшены великолепно, поди туда, и все готово. Желаешь иметь картины, эстампы лучших мастеров, в рамах, за стеклами, поди туда и выбирай. Разные драгоценные вещи, серебро, золото, все можно найти за серебро и золото. Скажи, и вдруг очутится в кабинете твоем отборная библиотека на всех языках, в прекрасных шкапах. Одним словом, приходи в Пале-Рояль диким американцем и через полчаса будешь одет наилучшим образом, можешь иметь богато украшенный дом, экипаж, множество слуг, двадцать блюд на столе и, если угодно, цветущую Лаису, которая всякую минуту будет умирать от любви к тебе. Там собраны все лекарства от скуки и все сладкие отравы для душевного и телесного здоровья, все средства выманивать деньги и мучить безнадежных, все способы наслаждаться временем и губить его. Можно целую жизнь, и самую долголетнюю, провести в Пале-Рояль, как волшебный сон, и сказать при смерти: "Я все видел, все узнал!"»
В 1784 г. с южной стороны, т.е. вплотную к дворцу, была построена не каменная, а деревянная, за неимением средств, галерея, получившая у парижан название «Татарский лагерь». При большом количестве притонов и жуликов, обосновавшихся в ней, здесь находилась продуктовая лавка сначала господина, а после его вдовы, госпожи Шеве, там было темно и тесно, но товары были высокого качества и любителям приходилось толкаться.
Из заведений Пале-Рояль особенно славился ресторан Вери «красное дерево и зеркала, мрамор и бронза которого снискали ему репутацию одного из роскошнейших парижских заведений», кофейня Фуа, где не кипятили кофе, а судя по описанию, подавали на современный лад фильтрованный кофе, было модно пить именно такой, «Погребок», ресторан "Провансальских братьев", славящийся своими чесночными рагу и рубленой треской по-провансальски. Было множество кондитерских , продавали даже бельгийские вафли
В кафе Ламблена в галерее Божоле подавали лучший чай и шоколад, и еще оно славилось своими матчами по шашкам и шахматам, хотя справедливости ради надо сказать, что в эти игры играли в Париже не только в Пале-Рояль.
Кафе «Тысяча колонн» тоже было популярным, но не в последнюю очередь благодаря тому, что его хозяйка, мадам Ромен, считалась тогда самой красивой женщиной в городе. Вот на этом рисунке, конечно, несколько карикатурном, можно увидеть, как трое господ пускают слюни в сторону мадам Ромен. Кстати, здесь интересно увидеть устройство парижских ресторанов той поры: хозяин располагался в зале, у входа, часто за столом или небольшой кафедрой, которая стояла на возвышении, вел счета и встречал гостей. Кстати интернет говорит, что мадам Ромен после смерти своего мужа от несчастного случая ушла в монастырь и продолжала там готовить варенья и джемы.
В галереях дворца с 1784 года работает один из старейших известных и именитых ресторанов Парижа, открывшийся под названием «Кафе Шартр» (есть табличка со старым названием, ее сохранили) сегодня он носит название «Ле Гран Вефур» и принадлежит его последнему многолетнему шефу, звезде кулинарии Ги Мартину, меню небольшое, но изысканное, например судак с миндалем и грейпфрутом или малиновый эклер с эстрагоном на десерт. С 15 до 17 – время чая с пирожными или пирожных с шампанским. Столик бронировать нужно сильно заранее, не смотря на то, что сегодня заведение потеряло все мишленовские звезды.
Вот это на мой взгляд, самое интересное здание, построенное Филиппом Эгалите в саду- это крытый манеж. Любопытно, что для того чтоб не портить вид на крытые галереи, этот манеж почти на 5 метров уходит под землю. т.е. представьте себе, конец XVIII века и подземный торгово-развлекательный центр, потому что так это здание и использовалось.
Вот это интерьер Цирка, как его стали называть и приведу еще одно описание Карамзина:
«Всего же приятнее Сирк, здание удивительное, единственное в своем роде: длинный параллелограмм, занимающий середину сада, украшенный ионическими колоннами и зеленью, в которой белеются мраморные изображения великих мужей Франции. Снаружи кажется он вам низенькою беседкою с портиками; войдите и увидите внизу, под вашими ногами, великолепные залы, галереи, манеж; можете сойти туда по любому крыльцу, и вы будете в гостях у короля гномов, в подземельном царстве, однако ж не в темноте; свет льется на вас сверху, сквозь большие окна, и везде в блестящих зеркалах повторяются видимые вами предметы.»
В изначально предназначенном для занятий верховой ездой цирке, в котором никогда не появлялась ни одна лошадь, проходили балы, ярмарки, игры, обеды и другие развлечения, которые привлекали толпы горожан. Цирк сгорел через несколько лет и не восстанавливался.
Кстати можно сказать, что Французская революция началась здесь, в Пале-Рояль, в кофейне Фуа, потому что выйдя из нее, Камиль Демулен, не очень успешный адвокат, подавшийся в журналисты, призывал граждан к оружию и предложил вешать на шляпы кокарды из листьев деревьев, чтоб узнавать своих. На гравюре есть дата 12 июля 1789 г, т.е. через день 14 июля пала Бастилия и родился главный французский праздник – день взятия Бастилии, свободы, равенства и братства.
Еще через несколько лет, в современном доме 177 галереи Валуа скромная нормандская дворянка Шарлотта Корде купила нож, которым в тот же день зарезала Марата, одного из революционных лидеров. Этим она хотела прекратить террор, но это не удалось, она скорее его усилила и лишилась головы на гильотине.
Когда русские, в 1815 вошли в Париж, им тоже, как и местным жителям понравился Пале-Рояль. Тут было все и сразу, можно было больше никуда не ходить: женщины, карты, еда и вино. Об этом можно судить и по оставленным запискам и по гравюрам Георга Опица, австрийского художника, который с войсками вошел в Париж. Он сделал множество литографий, выпустил позже целый альбом, на которых показано, например, как казаки купают коней в Сене или жарят мясо на кострах где- то в саду Тюильри.
Когда через 3 года русский оккупационный корпус уходил из Франции, выяснилось, что офицеры наделали долгов почти на 1,5 миллиона рублей и командующий корпусом, граф Воронцов был вынужден продать свое имение в России, чтобы полностью оплатить эти долги.
Что касается женщин, с которыми в Пале-Рояль все было очень хорошо. Вера Мильчина, переводчик и большой знаток Парижа этого времени пишет, что там было много "публичных домов, действовавших под видом лавок, формально такие заведения нельзя было счесть борделями, но клиенты прекрасно понимали куда идут, иногда условным знаком были выставленные в витрины сосуды с разноцветной пудрой или вазы с живыми цветами." А Федор Глинка, адъютант генерала Милорадовича, говорит о том, что стоит только зайти в Пале-Рояль, как являются "сотни прелестниц, иные из них и в самом деле прелестны, есть живые, веселые, томные и печальные или вовсе равнодушные красавицы, иные одеты тщательно, иные просто, но большей частью они полуодеты." Вообще это была большая проблема, особенно после возвращения из эмиграции Луи-Филиппа Орлеанского, будущего короля, сына Филиппа-Эгалите, ему вернули собственность, он продолжал жить в семейной резиденции и девиц из дворца удалось выгнать только к 30-м годам XIX в.
А вот так выглядела деревянная галерея (Татарский стан), когда Луи-Филипп на нее смотрел из своих окон, до переезда в Тюильри. Она обветшала, здесь все время происходила разгрузка товаров. Бальзак описывает ее так: «Это бараки или точнее деревянные лачуги, неряшливо крытые, освещенные слабым светом, пробивающимся со стороны двора и сада сквозь щели, именуемые окнами, но более похожие на грязные отдушины харчевен за парижскими заставами.» В общем, с тыла она выглядела совсем непривлекательно.
И Луи-Филипп приказывает ее перестроить, сделать каменной, она получила название Орлеанской, но от нее осталась сегодня только колоннада. В музее истории Парижа есть подробный макет этой галереи, со всеми лавками, в частности в продуктами Шеве, о котором мы говорили и с популярным книжным магазином. Вот он на картинке ниже- книжный Дантю.
Новый король переезжает в Тюильри и Пале-Рояль несколько затихает, центр притяжения смещается в сторону бульваров, а дворец так и остается в собственности Луи-Филиппа и он так же продолжает получать деньги за аренду помещений и стульев в саду, более того, он открывает для публики сам дворец, как до этого открыл Версаль, сделав его музеем.
Во дворце проходят выставки, различные благотворительные ярмарки, как например эта в 1843, в пользу пострадавших от землетрясения в Гваделупе.
Дворец разграблен в новую революцию в 1848, после чего там жили родственники нового императора Наполеона III, его тоже свергли и дворец стал государственной собственностью.
Во дворе за колоннадой, оставшейся от разрушенной Орлеанской галереи, расположились полосатые колонны Даниэля Бюрена, 260 колонн разной высоты, в 1986 г. вызвавшие возмущение парижан, сегодня такая же достопримечательность, как Эйфелева башня, так же исключительно непопулярная во времена ее возведения. Но как замечают почти все авторы, пишущие о Париже- этот город принимает все и все подстраивает под себя. Сегодня на колоннах Бюрена делают множество фотографий, и, пожалуй, своими полосками и разной высотой они даже подчеркивают вертикальный ритм колонн в аркадах. А в галереях сегодня тихо и очень буржуазно.
В следующий раз будет премьера, материал нигде еще не публиковавшийся, ни в одной из соц.сетей, переходим, наконец, ко второму парижскому округу и начнем с блестящей во всех смыслах улицы Мира (rue de la Paix).
А пока можно почитать о сезонных продуктах, восточном искусстве и красивых француженках в Телеграм, там дополнительные истории.
Подписывайтесь на мой канал о Париже на яндекс-дзен.
#история парижа #пале-рояль #русские в париже #1 округ