Найти в Дзене
Поставщик счастья

Что происходит с интернет-магазинами в 2022 году?

Экскурс в прошлое В 2020 году мы наблюдали тенденцию по усилению роли маркетплейсов на российском рынке. Маркетплейсы забрали значительную часть трафика и продаж у классических интернет-магазинов, и, соответственно, количество интернет-магазинов и их объемы продаж снизились. Количество интернет-магазинов, работающих по модели дропшиппинга, также сократилось под давлением маркетплейсов. В конце 2021 чувствовалась обратная (но все же временная) динамика. Если на протяжении 2020 и первой половины 2021 все изменения носили направленность в одну сторону, и объемы интернет-магазинов стабильно снижались, то с осени 2021 года объемы продаж интернет-магазинов начали стабилизироваться. В это время у покупателей начало формироваться понимание, что если им нужен более качественный сервис, особые условия или гарантированную конфиденциальность доставки, более квалифицированные консультации по свойствам товаров, надежное решение вопросов гарантии и возвратов, то лучше обратиться в специализированный
Оглавление

Экскурс в прошлое

В 2020 году мы наблюдали тенденцию по усилению роли маркетплейсов на российском рынке. Маркетплейсы забрали значительную часть трафика и продаж у классических интернет-магазинов, и, соответственно, количество интернет-магазинов и их объемы продаж снизились. Количество интернет-магазинов, работающих по модели дропшиппинга, также сократилось под давлением маркетплейсов.

В конце 2021 чувствовалась обратная (но все же временная) динамика. Если на протяжении 2020 и первой половины 2021 все изменения носили направленность в одну сторону, и объемы интернет-магазинов стабильно снижались, то с осени 2021 года объемы продаж интернет-магазинов начали стабилизироваться. В это время у покупателей начало формироваться понимание, что если им нужен более качественный сервис, особые условия или гарантированную конфиденциальность доставки, более квалифицированные консультации по свойствам товаров, надежное решение вопросов гарантии и возвратов, то лучше обратиться в специализированный офлайн- или онлайн-магазин.

Разберем это явление на простом примере: если клиент привык покупать молоко определенной марки, и ему все равно, где его покупать, то, скорее всего, он сделает выбор в пользу маркетплейса, который привезет его домой, да и еще и дешевле. В этой ситуации, когда покупатель знает продукт, он не нуждается в консультациях, вопросы качества решены и нет необходимости возвращать товар.

Совершенно по-другому обстоят дела со специализированными товарами, с которым покупатель сталкивается впервые – например, новыми гаджетами, экипировкой для спорта или музыкальными инструментами. Эта категория товаров требует консультации или особых условий доставки, и клиент не хочет, чтобы ему привезли покупку в одном пакете с упаковкой йогуртов. В этом случае он вряд ли обратится на маркетплейс и предпочтет совершить покупку в специализированном магазине.

-2

Тренды 2022

К концу 2021 маркетплейсы все-таки захватили существенную долю рынка. Больше половины продаж совершалось именно через эти площадки. После февральских событий продажи в Instagram (*запрещенный продукт компании Meta) заметно упали, исчезла контекстная реклама в Google, а маркетплейсы продолжают эксперементировать с размерами комиссий. Эксперты E-Promo считают, что российский e-commerce будет расти стремительнее мирового.

Конкуренция между производителями не увеличивается, но из-за большого количества ритейлеров на маркетплейсах, конкуренция между ними (ритейлерами) превращает этот рынок в красный океан. Под давлением этой ситуации рентабельность рынка падает. Из-за ужесточения условий работы на маркетплейсах (повышения комиссий и штрафов) у ритейлеров появилось больше интереса к продажам через классические интернет-магазины. Поставщик счастья отмечает это в виде роста продаж по модели dropshipping, а также готового решения Огонь.

Главное преимущество интернет-магазина в текущих реалиях – это независимость от больших экосистем. Товары живут отдельно от маркетплейсов. Продавец, в свою очередь, полностью регулирует ценообразование, а значит забывает про комиссии и штрафные санкции. Как следствие, всё больше предпринимателей вновь задумываются о запуске собственного интернет-магазина.