Поль Сезанн в основном ассоциируется с натюрмортами. Характерные яблоки и апельсины, разложенные на столах - это то, что всегда приходит на ум, когда мы думаем о Сезанне. Но Сезанн часто писал портреты, он относился к человеку как к объекту, отказываясь смягчать его манеры или отвлекаться на психологические детали. Для него природа, предметы и люди составляют единый материальный мир, воспроизводимый с помощью красок. Это единство подчеркивается одним из его собственных натюрмортов, который обычно служит фоном портрета.
1. "Мальчик в красном жилете" 1889
Сезанн написал четыре портрета маслом этого итальянского мальчика в красной жилетке в разных позах, что позволило ему изучить взаимосвязь между фигурой и пространством. В 1895 году искусствовед Гюстав Жеффруа сказал об этой картине, что она может сравниться с лучшими рисунками старых мастеров. Мы полностью согласны! В феврале 2008 года картина была украдена из фонда Э.Г.Бюрле в Цюрихе. Это была самая ценная картина музея, ее оценили в 91 миллион долларов. К счастью, картина была обнаружена в Сербии в апреле 2012 года.
2. "Мадам Сезанн в красном кресле" 1877
Жена Сезанна, Гортензия Фике, была его самой частой моделью. Сезанн написал почти 30 ее портретов! В этом раннем портрете есть какая-то монументальность, которая соответствует представлению Сезанна о современном искусстве. В одном из своих наиболее часто цитируемых высказываний художник сказал: “Я хочу сделать из импрессионизма такое же солидное искусство, как музейное”. Гортензия не разделяла страсти Сезанна к живописи и литературе и предпочитала яркие огни Парижа уединению сельской местности. Но она, похоже, обладала огромным запасом терпения и позировала художнику на бесконечных сеансах.
3. "Пожилая женщина с четками"1895-1896
По словам поэта и писателя Иоахима Гаске, натурщицей была бывшая монахиня, сбежавшая из монастыря и бесцельно бродившая, пока художник не взял ее в качестве служанки. Гаске нашел эту картину в 1896 году в семейном доме Сезанна, лежащей на полу в мастерской художника.
4. "Гюстав Жеффруа" 1895
Гюстав Жоффруа был искусствоведом, который высоко оценил картины Сезанна. Чтобы выразить свою благодарность, Сезанн предложил весной 1895 года написать портрет критика. Сезанн откладывал рисование лица и рук до последнего момента и закончил, оставив их незавершенными. Фигура Жоффруа образует треугольник в центре картины. Обстановка – книги, чернильница, роза, статуэтка Родена – определяет деятельность и вкусы объекта, без какого-либо чувства соучастия. К сожалению, благодарность Сезанна постепенно уступила место раздражению его объектом, которого он считал слишком непостоянным в своих художественных вкусах и слишком неуважительным к религии. Это раздражение быстро переросло в откровенную враждебность, если верить рассказу Йоахима Гаске, который говорил о “необъяснимой ненависти, которую Сезанн питал к Гюставу Жоффруа”.
5. "Мужчина, курящий трубку" 1892
Сезанн нарисовал три версии Полина Пауля, садовника, который, опираясь на локоть, курит маленькую трубку. Художник придает ему спокойную, солидную позу, лишенную какого-либо выражения, что придает ему определенную серьезность. За его локтем виднеется небольшой натюрморт, состоящий из фруктов и двух бутылок вина. Его шляпа сдвинута на затылок, а костюм окрашен в серые тона. “Больше всего, - сказал Сезанн, - мне нравится внешний вид тех, кто постарел, даже не изменив своих привычек”. Таков здесь Полин Пауле.